Последние новости

Реклама

Как циркачи в футбол играли

Здание Симферопольского цирка, носящего имя Бориса Тезикова, руководившего им почти четверть века, появилось в 1959-м. Однако и до этого город не оставался без самого весёлого вида искусства — каждый год в столице тогда Крымской АССР разворачивался купол цирка шапито. Впрочем, выступали артисты не только на цирковой арене.

Потомственный артист
Влюблённый в Симферополь краевед, фотограф и программист Александр Белов, создавший сайт «Симферополь. Вчера и сегодня», сделал на нём интересную вещь — возможность сравнить вид нынешнего города с тем, какой был в 1941 году, используя немецкую аэрофотосъёмку того времени и современный снимок крымской столицы из космоса.
- Интересный факт, на аэрофотосъёмке 1941-го на месте нынешнего цирка удалось рассмотреть цирковую арену, правда, без шатра, — рассказывает Александр Белов. — Получается, до Великой Отечественной цирк уже был на том месте, где сейчас? И именно там до войны работал директором некий М. Ауде, о котором в своих воспоминаниях «Почти серьёзно» пишет известный актёр, клоун, директор Московского цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин.

Юрию Владимировичу в пятидесятых годах прошлого века довелось некоторое время работать в Калининском (Тверском) цирке, где директором как раз и был Ауде. Однако это после войны, а до — Ауде возглавлял Симферопольский цирк. Горожане тех лет запомнили этого невысокого мужчину по оригинальной манере одеваться: в торжественные и значительные дни он ходил в папахе, черкеске, с кинжалом на поясе — в гражданскую воевал в кавалерии на Кавказе.

А ещё был большим любителем футбола. Именно ему и принадлежала идея организовать футбольный матч между местной командой и сборной цирковых артистов.

О том матче, состоявшемся в
1939-м, Юрию Никулину рассказал конный жонглёр Николай Ольховиков, которому в Столице Крыма чуть выговор не объявили за… незабитый мяч. Игра проходила на стадионе «Синее поле» — первом тогда городском стадионе, созданном четырьмя годами ранее. Сейчас он, находящийся на бульваре Франко, называется «Фиолент». От зрителей отбоя не было — ждали, что циркачи будут играть, как на арене, «с акробатическими трюками». Однако поначалу игра была серьёзной — уступать никто не желал, тем более капитаном команды цирковых был «орденоносец» Николай Ольховиков, незадолго до приезда в Симферополь награждённый орденом «Знак Почёта».

Николай Ольховиков — потомственный цирковой артист. Его отец Леонид Сергеевич Ольховиков — гимнаст, акробат, эквилибрист, мама Капитолина Ивановна Бескоровайная — гротеск-наездница, дед и бабушка по материнской линии Иван Митрофанович и Розалия Карловна также были артистами цирка. Да и родился Николай Ольховиков в цирке — 7 сентября 1922-го, в антракте после выступления мамы, а с 7 лет выступал в группе отца, был прыгуном на подкидных досках, потом эквилибристом, наездником, конным жонглёром, причём жонглировал на бегущей по кругу лошади, исполняя при этом песни. Верхом мастерства была концовка его номера: держа в руках зажжённые факелы, несколько раз подряд вскакивал на бегущую лошадь, не пользуясь уздой, а затем, меняя позиции на крупе коня, жонглировал факелами. С этим номером и приехал в 1939-м в Симферополь на гастроли, а стал — футболистом.

Смех победил
Подробности того матча много лет спустя узнал из первых уст известный симферопольский историк и краевед Владимир Поляков. Ему удалось встретиться с артистом, который привёз в Симферополь свой цирковой конно-акробатический аттракцион «Русская тройка».
- Когда я спросил его, помнит ли он тот довоенный матч в Столице Крыма, Николай Леонидович ответил: «Конечно, помню», — рассказывает Владимир Поляков. — Он тогда искренне был рад, что в городе, куда он приехал через много лет, помнят это событие. «В 1939 году меня между других артистов цирка наградили орденом «Знак Почёта». В этом новом для себя звании я и прибыл в ваш город на гастроли. Как орденоносца меня тут же избрали в состав месткома, поручив вести культурно-массовую работу между артистов. Задумали сыграть товарищиский матч с местными футболистами. Как нам сказали болельщики, лучшей командой была «Динамо», однако в спорткомитете решили выставить против нас сборную города, созданную на базе неплохой команды мукомольного завода. Стадион «Синее поле» был заполнен до отказа. Болельщики влезли на деревья, заборы. Уже на десятой минуте защитник симферопольцев сыграл рукой в своей штрафной площадке, и судья без колебания назначил пенальти. Мы решили, что бить надо нашему лучшему игроку Виктору Французову. Однако как только он стал поудобнее устанавливать мяч и готовиться к удару, на поле выбежал директор цирка М. Ауде, подбежал к мячу, жестом подозвал нас и объявил: «Бить будет Ольховиков — он орденоносец!». Пришлось послушаться. Я направился к мячу и... ударил мимо. Разгневанный директор на весь стадион пригрозил объявить мне выговор «за безответственное отношение к порученному делу». Публика захохотала, однако цирк, то есть футбол, только начинался. Приняв на голову мяч и жонглируя им, подобно тому, как делал это, стоя на лошади, я пробежал по полю метров пятнадцать и забил гол. На радостях вся наша команда стала делать фляки (прыжок через голову с опорой на руки), сальто через всё поле. Зрители стонали от восторга. Наш вратарь Степан Свирин — силовой акробат, человек огромной физической силы, выбивая мяч, промахнулся и ударил носком по земле. То ли грунт был мягкий, то ли удар такой сильный, однако нога вошла в землю, как соха. Смех стоял такой, что рухнула часть забора с висевшими на нём мальчишками. В итоге мы выиграли со счётом 4:2 - временами соперник от смеха не мог сопротивляться». Уже позже я узнал, что, оказывается, после нашего разговора Николай Леонидович вновь приходил на стадион, вёл с дирекцией стадиона переговоры о проведении встречи, аналогичной той, что состоялась до войны. Решили, что с артистами цирка встретятся ветераны «Таврии», однако игра, увы, по какой-то причине не состоялась.

В 1987-м Николай Ольховиков, народный артист РСФСР и СССР, фронтовик, воевавший в Великую Отечественную на Южном фронте, а с 1943-го — колесивший по фронтам в составе ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа, ушёл из жизни. Нет уже и силового акробата, вратаря команды Степана Трофимовича Свирина. 1 декабря минувшего года ему исполнилось бы 105 лет, он выступал вместе с братьями Николаем и Василием. Последний погиб на фронте в 1943-м на Курской дуге. Нет, наверное, и эквилибриста на першах (длинном шесте) Виктора Игнатьевича Французова — лучшего игрока цирковой футбольной сборной. Однако, может быть, остались ещё в городе те, кто с мальчишками взбирался в 1939-м на деревья и забор у стадиона «Синее поле», чтобы посмотреть необычный матч, а может, родные футболистов городской сборной, состоящей в основном из игроков мукомольного завода, откликнутся, расскажут о судьбе игроков. Пишите: 295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@с-pravda.ru

Николай Ольховиков на репетиции и на арене.

Фото с сайтов www.simfion.net и www.ruscircus.ru

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 17 февраля 2015 | Разделы: События
17 февраля 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля