Последние новости

Реклама

Пора заняться собиранием истории Отечества. Писатель Андрей Рудалёв о дискуссиях вокруг советской победы во Второй мировой войне

Вся скандальная линия переформатирования памяти о Второй мировой войне, которая с азартом сейчас обсуждается в СМИ, есть сигнал о необходимости серьезного разговора об истории, в том числе истории советского периода. Надо понять, что и мы сами даем пищу для кардинальной смены акцентов, подтасовок. Вопрос здесь не в тотальной идеализации, а в избавлении от логики сиюминутного идеологизированного лубка, которым мы привыкли мерить отечественную историю.
Что такое СССР? Страх и смерти невинных, доносы, уголовщина, ГУЛАГ, торжество хама. Массовые репрессии, раскулачивание и насильственная коллективизация. Потом преследование инакомыслия, диктат идеологии, все ходят строем, одеваются и думают одинаково, наиболее прогрессивные уезжают на Запад. Да, вот, собственно, посмотрите на карикатуры о Северной Корее и все поймете. Все началось с большевистской авантюры, Гражданской войны и Красного террора, уничтожившего цвет нации или изгнавший данный цвет из страны. Обо всем этом нам то и дело напоминают на центральных телеканалах, особенно стараются в годовщину Октября.

В этой логике вся история СССР – это продолжение октябрьской авантюры 17-го года, полная несуразность, атавизм, античеловеческий, людоедский строй. Колосс на глиняных ногах, который совершенно закономерно почил в Бозе под натиском просвещенной демократии.

Надо понять, что вся эта логика не более чем псевдоисторический лубок, пародия, призванная оправдать и объяснить разрушение государства. Отношение к СССР, к советскому стало основным инструментом новейшей российской идеологии. Нужно было вызвать отторжение к прежней реальности, чтобы принять любую другую. Страна свыкалась со всем: с распадом, с чередой преступлений, с бесконечными унижениями. Главное, как нам говорили, чтобы не было повторения Гражданской войны, и не вернулся тоталитаризм с его усатым олицетворением. Нужно было доказать: Россия не СССР. Для этого Союз делали монстром, а в этом «благом» деле все средства были хороши (разве Леонид Кучма, написавший бессмертный труд «Украина не Россия», не проповедник этой логики?).

Стране внушили, что десятилетия СССР – это черная полоса истории России, одна большая трагедия и черная дыра, пустота. Коммунизм – это болезненная, несбыточная и вредная фантазия. Любые благостные рассуждения по поводу того времени – не более чем попытка забыть все плохое, ностальгия по временам молодости, следствие забывчивости. Ну и, конечно же, это кандалы, мешающие широкой поступи страны на пути к её новому светлому будущему. Соответственно, в своей ностальгии ты становишься соучастником преступления и презренным сталинистом.

Но вот беда: память о Великой войне совершенно не выкладывается в данную матрицу. Как преступный режим, преступная страна могла совершить жертвенный подвиг спасения мира?!

Нам объясняли, что, по сути, коммунизм равносилен фашизму. Что, с одной стороны, это была битва двух монстров, двух зол. Сотрясают пактом Молотова-Риббентропа: смотрите, СССР был подельником гитлеровской Германии в разделе Европы, в совершении преступления! И если преступник позже совершает какие-то хорошие дела, то это вовсе не оправдывает его предыдущих преступлений…

С другой стороны, утверждали, что победил вовсе не режим, не страна, а народ. Не благодаря, а вопреки. Почему Сталин не внял донесениям разведки и не ударил первым? Виновен. Приказ «ни шагу назад», заградотряды. Виновен. В финальной части трилогии Никиты Михалкова в атаку на пулеметы красноармейцы идут с деревянными дрынами. Виновен!

Это такое чудо: народ, зажатый между Сталиным и Гитлером, совершил вселенский подвиг. Деваться ему было некуда. Он был бы и рад сохранить жизнь в блокадном Ленинграде, тем не менее преступный режим не сдал город и устлал победу трупами.

Мы сами не заметили, что в угоду победившей в начале 90-х идеологии, оправдывающей распад страны и постепенно лишающей нас исторического суверенитета, произошло большое количество подмен и переписываний истории, в том числе Великой Отечественной войны.

Мы смеялись над советским человеком, называя его презрительным словом «совок». Теперь смеются над нами, обзывая «ватой» и «колорадами». Вообще, все последнее время мы слишком много смеялись. Через смех и не заметили, что место того самого «совка» занял прагматичный человек эпохи потребления. И для этого человека нет ничего катастрофического в том самом опросе о необходимости сдачи Ленинграда. Какой здесь может быть спор? Для просвещенного гуманиста и цивилизованного человека высшей ценностью является жизнь, и надо сделать все, чтобы сохранить её. Это «совок» ещё сидит в нас и сопротивляется элементарным вещам, понятным всему просвещенному человечеству. Вот Франция – пример гуманизма. Какая беда, что страну захватил Гитлер?..

В последние десятилетия мы сами раздифференцировали свою историю в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Пора заниматься её собиранием. Мы сами лихо над ней глумились, а теперь возмущаемся, что кто-то иной подверстывает её под свою конъюнктуру.

В том числе и мы сами подошли к Украинской армии – освободительнице Освенцима, к Красной армии, напавшей на Украину и Германию. Это ведь вся та логика очернения советского периода истории страны, которую мы вдыхали и которой зомбировались все последние десятилетия.

Надо понимать, что история всего этого не прощает. Она ударит больно и под дых. Однозначное восприятие советского как глобальной авантюры и кровавого преступления ведет к тому, что в данную самую пустоту мы превращаем и нашу современность. Нам говорят: советский солдат победил в той войне, тем не менее раз такого государства больше нет, то и вся преемственность – условна, на неё могут претендовать многие. И в этой множественности претензий высказывание «Украина – освободительница Освенцима» имеет свой смысл. Ну и Россия, которая будет праздновать 70-летие Победы, имеет лишь условное к ней отношение, как Древняя Греция к современной… Разве вся эта логика не является следствием, в том числе, и нашего глумления над советским, которое процветало, да и до сих пор процветает в стране? А раз так, раз глумимся, если видим только черную полосу, то какое отношение мы имеем к той Победе? Или будем утверждать, что победил в войне многонациональный народ, а государство к этому имело лишь формальное отношение?..

Вопросов здесь может появиться масса, и все они будут предельно логичными. Тем Не Менее вот только сама Победа с её точки зрения – совершенно алогична. Какая логика была в стойкости Ленинграда, в жертвах под Москвой, в Сталинграде, зачем надо было идти до Берлина? Да и то, что «преступный» СССР во главе с кровавым тираном победил – какая в этом логика?.. Есть же прогрессивные государства «второго фронта», бомбившие Дрезден, сбрасывавшие бомбы на Японию, вот пусть они, согласно Голливуду, и будут нести тяжкую ношу стран-победительниц. Про советское же давайте побыстрей забудем и начнем жить с чистого листа…

Чтобы не потерять память о Великой войне, мы должны заняться собиранием своей истории. Следует избавиться от ущербных исторических качелей. История – путь, в нем есть провидческое. Мы же норовим рыть ямы на этом пути, в них и скатываемся. Мы до сих пор плохо представляем свое будущее, поэтому и нет целостного понимания своего прошлого. Не бережем его, разбазариваем. Забываем, что в отечественной истории всегда была своя логика, свой смысл, заключающийся в противостоянии распаду, пустоте.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля