Последние новости

Реклама

Закон об областном бюджете – это основной финансовый документ, определяющий жизнь региона на следующие три года. Именно от него зависит – сколько денег получит наше здравоохранение и образование, уровень зарплат бюджетников, размеры выплат и пособий, финансирование социальной и производственной сферы. О том, что ждать нижегородцам в 2015-2017 годах, о позиции правительства и предложениях коммунистов к проекту бюджета во втором чтении рассказывает руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области Владислав Егоров.
Не развивается производство – доходы падают

Доходы бюджета складываются, в первую очередь, из налоговых отчислений предприятий, работающих на территории области. Однако, число предприятий, работающих с прибылью, год за годом сокращается, а, следовательно, неуклонно уменьшаются бюджетные доходы. Только за первое полугодие 2014 количество убыточных предприятий возросло с 436 до 461. Причем финансовый результат в производстве пищевых продуктов упал более чем в два раза, в металлургии – на 41%, в торговле – в пять раз. Такими

Государственные предприятия, число которых постоянно снижается, также отличаются низкой доходностью. Из 40 оставшихся госпредприятий только 6 в 2014 получили прибыль, с которой пошли отчисления в бюджет.

Стабильно растут лишь доходы от продажи алкогольной продукции. В этой области у нас все в порядке.

А ещё, видимо, власть надеется поправить бюджетные дела за счёт граждан. Поступления от транспортного налога, за счёт роста числа машин к 2017 году планируется увеличить на 600 млн. рублей (до 4 миллиардов). Правда, недоимки по сбору этого налога составляют по году до миллиарда рублей – граждане неохотно платят транспортный налог, один из самых высоких по стране, наблюдая низкое качество дорог в регионе.

Второй налоговый резерв правительства, который должен пополнить местные бюджеты, – новый налог на имущество физических лиц, вступающий в силу с 1 января 2015 года. За квартиру и частный дом нижегородцам придется платить теперь не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости, что неизбежно приведет к значительному увеличению ежегодной платы. В некоторых случаях речь может идти о 6-8-кратном росте платежей. Фракция КПРФ выступала категорически против новых поборов с населения, однако "Единая Россия" продавила следующий антисоциальный закон.

Кроме снижения налоговых поступлений из-за сокращения производства, область недобирает и неналоговые доходы. Неэффективно ведётся управление государственной собственностью, что отмечено в заключении на закон о бюджете контрольно-счетной палаты: 800 млн. рублей составляет просроченная задолженность по арендной плате за землю, находящуюся в собственности области. Причем её погашение не предусмотрено в бюджете даже в перспективе 2017 года. То есть частные компании выстроили жилые комплексы и торговые центры на государственной земле, и прекратили платить за земельные участки.

Область постоянно увеличивает вклады в уставные капиталы частных предприятий. Только за 9 месяцев 2014 года дополнительно вложено почти 400 млн. рублей. При этом дивидендов по акциям получено в бюджет 20,4 млн. руб. А на весь 2015 год запланировано получить доходов от акций всего на 10,2 млн. Бюджетные деньги вкладываем все больше, а отдача все меньше.

Бюджет, оторванный от реальности

Бюджет Нижегородской области на 2015-2017 годы можно назвать "бюджетом воздушных замков". Только чудо может позволить реализоваться радужным прогнозам, нарисованным его авторами.

Начнем с того, что прогноз развития области  верстался исходя из ожиданий, что в 2015 году курс доллара будет составлять 37,7 рубля, а баррель нефти  в среднем по году будет держаться на уровне 100 долларов. На сегодняшний день данные цифры совершенно не связаны с реальностью - мы видим доллар в районе 54 рублей, и падение цен на нефть к 66 долларов  за баррель.

В условиях сырьевой экономики и полной зависимости от импорта, данные показатели неизбежно сказываются на положении дел в регионе. Собственные доходы бюджета в 2014 году пришлось сократить почти на 8 миллиардов рублей по сравнению с планом, утвержденным в декабре прошлого года.

Между тем, бюджет лучится оптимизмом. Планируется рост валового регионального продукта, индексов промышленного и сельскохозяйственного производства, реальных доходов населения… Откуда взяться ударным темпам развития при нынешней инфляции, безудержном росте цен и экономическом спаде – понять трудно. Кстати, инфляцию правительство прогнозирует не больше 5,1% за год. Это притом, что к концу 2014 года она достигла 10%, а в будущем году обесценивание рубля, вероятно, будет происходить не меньшими темпами.

Трудно поверить и в то, что в 2017 году бюджет Нижегородской области станет бездефицитным. Особенно учитывая, что 2014 год мы заканчиваем с превышением расходов над доходами в 16 миллиардов рублей.

Профицитным (когда доходы превышают расходы) правительство обещало сделать бюджет ещё в 2012 году. Однако благие намерения остались только на бумаге. Как и планы остановить вымирание области. 7 лет назад нам говорили, что ещё в 2011 году начнётся увеличение численность населения региона. Однако только за 9 месяцев 2014 года в Нижегородской области умерло на 9 тысяч 492 человека больше, чем родилось. Это самая большая убыль населения между всех регионов России! Мы занимаем по этому показателю последнее 83 место.

В нынешнем же прогнозе говорится, что и в 2017 году численность населения области будет по-прежнему уменьшаться, а "рост рождаемости не планируется". И Вправду, трудно ожидать рост рождаемости в регионе, где пособие на ребенка составляет 100 рублей в месяц, а областной материнский капитал при рождении третьего ребенка – 25 тысяч рублей. Притом, что область занимает первое место по дороговизне жилья в ПФО.

Кстати, в бюджете на 2016 год планируется сократить финансирование программы "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем" в 2,6 раза, хотя при этом доля семей, которым доступное жильё будет предоставлено, чудесным образом должна возрасти в 2,5 раза. Откуда что возьмется?
Создается впечатление, что все данные прогнозы, напоминающие гадание на картах, пишутся для какой-то посторонней цели, например, для того, чтобы успокоить население, или чтобы нарисовать красивую картинку для Москвы. Однако нам-то необходимо жить в этом регионе, жить в нем сейчас и думать о будущем.

Долги растут, а бюджет кормит банки

Чтобы погасить дефицит, правительство занимает все больше и больше. Если на ноябрь 2014 года долг области составлял 56 миллиардов рублей, то на 2015 год предлагается увеличить долг до 80,5 миллиардов! Причем 2/3 займов в этом году приходилось на кредиты коммерческих банков под высокие процентные ставки. Представляете, какой гигантский скачок закредитованности ожидает область?

А ведь платить по процентам приходится постоянно. В следующем году долговая нагрузка на региональный бюджет увеличится ещё на четверть – более 6 миллиардов рублей придется потратить на обслуживание долга. Для сравнения, эта цифра втрое превышает средства, какие планируется направить в следующем году на поддержку производственной сферы в сельском хозяйстве. Вы только подумайте: три аграрных бюджета съедят банки в следующем году в рамках обслуживания госдолга! А в 2017 году по кредитам планируется выплатить до 9 миллиардов – и это только проценты.

А ведь данные средства мы могли бы тратить на медицину, на образование, на сельское хозяйство, на поддержку промышленного производства…

Коммерческим банкам очень повезло с нашей областью. Банкам, у которых область берет взаймы, выгодно, что регион закредитован и продолжает занимать. Мы задали вопрос правительству области: есть ли у него какая-то внятная долговая политика, рассчитанная на перспективу? Есть ли стратегия обращения с долговыми обязательствами? Был ответ: «Да, у нас есть такая стратегия, она прописана в нашем областном законе - до 75 % доходов областного бюджета за год мы можем наращивать наши долговые обязательства. И мы будем этим правом пользоваться».

Занимать, не задумываясь кто и как будет долги отдавать - это не долговая политика. В любой семье, берущей кредиты, главным является вопрос: «А когда мы начнем отдавать свои долги? Когда начнем избавлять себя от бремени подкармливания банков, выбрасывания денег в пустоту - на выплату процентов по долгам?».

К 2010 году долг области составлял меньше 20 миллиардов. За 5 лет сумма долга возросла до 80 млрд., то есть в 4 раза. Не зарабатывая, а только занимая, развиваться не получится.
Прекращается индексация социальных выплат

Нам говорят, что бюджет Нижегородской области на 2015-2017 годы обещает быть социально ориентированным, называют какие-то проценты от расходов бюджета, какие будут направлены на социальные нужды. Однако, извините меня, главным показателем социально ориентированного бюджета является выполнение социальных обязательств перед незащищенными категориями граждан - пенсионерами, ветеранами, многодетными семьями, детьми-сиротами, людьми, страдающими хроническими заболеваниями и так далее. Однако в бюджете на следующий год не заложена индексация (увеличение на шаг инфляции) выплат социально незащищенным категориям граждан. Хотя законы области обязывают правительство такую индексацию ежегодно производить. Однако "Единая Россия" приостановила действие этих норм закона на следующий год. Инфляция разгоняется, цены галопируют, а при этом даже на копейку не будет повышено пособие многодетным семьям, семьям, воспитывающим приемных детей, ветеранам труда и труженикам тыла, всем пенсионерам Нижегородской области на проезд в общественном транспорте для приобретения единого социального проездного билета.

А ликвидаторы произошедшей в 1970-м году страшной аварии на заводе «Красное Сормово», которых осталось немногим более двухсот человек? Чтобы повысить им выплаты на пять процентов необходимо всего-то на год 130 тысяч рублей. Не млн., а тысяч - при 115-миллиардном бюджете. Однако у людей отобрали даже данные крохи, полагающиеся им по закону.

Я бы назвал такой подход крохоборством, хотя для определения позиции, которую власть заняла по отношению к социально незащищенным гражданам, можно было бы найти термин и посильней, непарламентский. В год 70-летия Победы не получат индексации выплат не только труженики тыла, однако и бывшие узники нацистских концлагерей. Ни на копейку не вырастут опекунские пособия. Дети из приемных семей не получат индексацию на питание в школах и на проезд в транспорте, хотя "сэкономленная" на них сумма составила бы соответственно лишь 190 тысяч и 356 тысяч рублей. Не будет прибавки к аналогичным пособиям детям из многодетных семей. Денег там необходимо больше – порядка 8 млн. рублей, однако это совершенно не те суммы, какие могут спасти бюджет от дефицита и компенсировать спад производства.

В целом на льготах незащищенным категориям населения "Единая Россия" пытается "сэкономить" 730 млн., из них 430 млн. рублей – на отказе от индексации ежеквартальной денежной компенсации на проезд пенсионерам. При этом в бюджете заложены затраты в сумме 875 млн. на поддержку профессиональных спортивных клубов. Не детского или массового спорта, а тех команд, какие позволяют себе тратить десятки млн. рублей на покупку зарубежных игроков. Даже половины этой суммы хватило бы, чтобы наши нижегородские пенсионеры целый год ездили в общественном транспорте бесплатно!

Скудные бюджетные средства расходуются неэффективно

В бюджете сокращены расходы на сельское хозяйство на 20% к уровню нынешнего года. О каком импортозамещении, о какой продовольственной безопасности в условиях санкций может идти речь, если селу настолько урезают финансирование?! Литр молока дотировался государством производителю на 2 рубля, а теперь речь идёт о 40-50 копейках.

Север области живет без газа, многие райцентры не имеют канализации, не решены проблемы водоснабжения на селе, сельские дороги – притча во языцех. Сельское население вымирает в полтора раза быстрее городского, его численность стремительно падает. Сельхозпредприятия перекредитованы до предела и находятся в предбанкротном состоянии. И вместо того, чтобы увеличить поддержку села, средства на аграрные нужды сокращаются…

При этом мы видим, что 54 миллиона рублей направляется на увеличение инвестиционного имиджа Нижегородской области - просто так, ни о чем. На развитие государственно-частного партнерства ещё десяток млн.. 17 млн. на "стимулирование инвестиционной деятельности". 300 млн. рублей - прямое финансирование государственных средств массовой информации. А сколько помимо этого средств выделяется на контракты по освещению деятельности правительства Нижегородской области негосударственными СМИ? Десятки млн.. Увеличивается штат чиновников. Только на содержание регионального оператора по капитальному ремонту из бюджета выделено 140 млн. рублей!

Мы живем в реальности, которая на нормальном человеческом языке называется «политика двойных стандартов». По отношению к нижегородцам одна стандартная шкала, по отношению к запросам чиновников и обслуживающих их пропагандистских инструментов - другая.

Урезаются затраты на здравоохранение почти на миллиард.

Фракция КПРФ внесла поправки к бюджету, однако все они были отклонены парламентским большинством. Коммунисты в Законодательном Собрании области единогласно проголосовали против правительственного закона о бюджете. Бюджет принят 28 голосами из 50-ти при необходимом минимуме 26 голосов. За бюджет консолидировано проголосовали фракции "Единая Россия" и "Справедливая Россия".


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля