Последние новости

Реклама

Тотлебен — человек-крепость Как-то незаметно прошла эта юбилейная дата. Только внимательные к истории Крымской войны 1853-1856 годов исследователи отметили 20 мая — день рождения генерала Тотлебена, 195 лет... Зато отметили с размахом в Болгарии, о чём сообщило их телевидение. И отрадно, что о нём вспомнили в Керчи — городе, теснейшим образом связанном с именем военного инженера. Эдуард Иванович Тотлебен — один из самых знаменитых в Керчи людей, ведь именно он возвёл на берегах Керченского пролива одну из самых мощных крепостей в Российской Империи — крепость «Керчь».

Эдуард Иванович родился в 1818 году в городе Митава Российской Империи (ныне это город Латвии). Тотлебены были семьёй старого и обедневшего тюрингского рода. Родственники занимались коммерцией, а отец — Иоганн Генрих — был купцом второй гильдии.

Эдуард Тотлебен поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, тем не менее болезнь сердца помешала ему дослушать курс до конца. Он поступил в Рижскую инженерную команду, а в 1840 году стал обучаться в сапёрном батальоне. На молодого Тотлебена обратил внимание генерал Шильдер и поручил ему заняться трубной минной системой. Для изучения этой системы инженера послали в Киев, где он возглавил производство подземных работ.

Через восемь лет, в 1848-м, Эдуард Иванович отправился на Кавказ для участия в военных экспедициях. Он помогал успешному ходу осады Гергебиля, работал по осаде укрепления Чох. Вернувшись с Кавказа, Тотлебен был назначен адъютантом генерала Шильдера, а с 1851 года поселился в Петербурге, став гвардейским инженером. В 1854 году Тотлебен был отправлен в главную квартиру Дунайской армии, где выполнял поручения Шильдера. Ему удалось совершить блестящие рекогносцировки под огнём турецких батарей и выработать план атаки укреплений у Калафате. Перед началом осады Силистрии Тотлебена назначили траншей-майором. После снятия осады Эдуарда Тотлебена направили в Севастополь для обороны от предполагаемой высадки неприятеля.

Князь Меншиков, назначенный главнокомандующим, отклонил предложение Тотлебена о начале немедленных оборонительных работ. Начались они только после высадки неприятеля. Тотлебену пришлось заново создавать оборонительную линию на южной стороне города. Севастополь окружили сплошными оборонительными линиями, и врагу пришлось отказаться от намерения взять город открытой атакой. Тотлебен оставался в Севастополе до последнего и покинул осаждаемый город 27 августа — после того, как ухудшилось состояние здоровья из-за ранения в ногу 8 июля 1855-го.

Много разногласий вызвало обсуждение деятельности Тотлебена во время обороны Севастополя ещё в позапрошлом веке. В то время, как одни провозглашают его гениальным инженером и «умом Севастополя», всецело разделяя мнение Нахимова, говорившего:
«А без Тотлебена мы бы пропали-с», другие осуждают едва не каждое из тех смелых новшеств, какие ввёл он при обороне совершенно беззащитного к началу обороны Севастополя. Больше всего вызвали нарекания ложементы и смыкание укреплений, чему приписывали даже падение Малахова кургана. Указывалось, что, создавая свои земляные укрепления в виду неприятеля и делая их несокрушимыми путём постоянного исправления повреждений под неприятельским огнём, Тотлебен в сущности подставлял под пули солдат.

«Но вряд ли к этим тяжким упрекам можно отнестись серьезно, — писали исследователи Крымской войны по ещё горячим её следам. — Не отрицая, конечно, что главная, быть может, исключительная заслуга беспримерного сопротивления Севастополя приходится на долю живой силы, что именно живая солдатская грудь, а не валы приковали войска союзников на одиннадцать месяцев к Севастополю, должно, тем не менее, признать, что свою задачу Тотлебен выполнил гениально». Отбросив всякие шаблоны, Тотлебен ломал линию огня по местному начертанию, стараясь усилить её фланговой обороной и избегая прямолинейных схем. Идеально определяя положение, он переносил свою деятельность попеременно на наиболее угрожаемые пункты и за всё время осады производил только и вправду необходимые в данный момент постройки. Широко развитая им система контрапрошей перенесла на много дней борьбу далеко вперёд от главной оборонительной линии, сильно замедлив ведение подступов. Минные работы совершенно остановили подземную атаку французов, в рядах которых не нашлось достойного ему противника. Не выведи пуля Тотлебена из строя, быть может, исход осады был бы другим.

Пала южная часть Севастополя под натиском неприятеля, и Тотлебена отправили в Николаев, где требуется было создать оборонительные укрепления. Уже тут Эдуард Николаевич открыл новую эру в фортификационном искусстве: сказался его опыт в боях.

Вернувшись в Петербург, Тотлебен заведовал усилением кронштадтских укреплений, изучал крепости Германии и Франции. В 1859 году его назначили директором инженерного департамента, а спустя четыре года — товарищем
(т. е. заместителем) генерального инспектора по инженерной части.

С 1857 года Тотлебен занимался проектированием и строительством крепости «Керчь», расположенной на берегу Керченского пролива. Данные укрепления стоили России 12 миллионов рублей. Крепость стала главным форпостом на Чёрном море. Здесь воплотились весь незаурядный талант военного инженера, опыт всех боёв и сражений, знания, полученные после изучения устройства крепостей Европы. Крепость «Керчь» — это идеальное фортификационное сооружение, где продуманы назначения каждого камня, поворота, ступеньки, не говоря уж о директрисах и секторах стрельбы.

Строительство длилось 20 лет, в итоге появился своеобразный памятник гениальному русскому инженеру Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Крепость так и называют: форт «Тотлебен». Лопатами и тачками были перемещены сотни тыс. тонн грунта, прорыто около 4 км тоннелей, построено более 300 зданий и сооружений.

В проливе была сделана каменная наброска, сузившая его до 500 саженей. В 1860 г. крепость была вооружена 587 пушками, имела запас пороха 22 тыс. пудов, гарнизон форта составлял 5235 человек, из них 1860 человек — артиллеристы. С начала XX в. это — место дислокации резервных войск. На исходе гражданской войны отсюда уходили последние суда Белой гвардии. В годы Великой Отечественной войны крепость стала одним из пунктов обороны — и в ноябре 1941-го, и в мае 1942-го. Ныне форт «Тотлебен» входит в состав Керченского историко-культурного заповедника.

Под наблюдением и руководством военного инженера принят ряд мер по приведению в оборонительное положение российских крепостей, усилены Свеаборг, Динабург и Николаев, укреплены Выборг и устья Невы и Западной Двины, Кронштадт обеспечен от атаки флота. С тех пор там есть свой форт «Тотлебен» — одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны базы флота. В 1869 году составил проект укрепления Киева, в частности проект Лысогорского форта.

В качестве председателя артиллерийской инженерной комиссии принял деятельное участие в вооружении крепостей нарезными орудиями. В то же время работал над реорганизацией наших инженерных войск в соответствии с новейшими требованиями военной науки. С 1871-го по 1875 год был занят разработкой новой системы оборонительных линий, с их главными крепостными опорными пунктами. Для этой цели он произвёл ряд изысканий у городов на западных границах России. В 1873 г. на особом совещании о стратегическом положении России под председательством императора Александра II был принят план Тотлебена по укреплению существующих и строительству крепостей.

Работы по исполнению этого плана были остановлены Русско-турецкой войной 1876-1878 годов. Тотлебен был вызван в Ливадию и назначен главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. В Керчи, Очакове, Одессе и Севастополе были установлены мины, возведены новые батареи и усилено вооружение. В конце 1876-го вернулся в Петербург и лишь 2 сентября 1877-го, когда осада Плевны затянулась, был вызван на театр военных действий, где принял руководство осадными работами под Плевной. После взятия Плевны был назначен начальником восточного отряда, тем не менее 8 февраля был вызван в Петербург для совещания по вопросу о занятии Босфора и о закрытии его для английского флота. Назначенный затем главнокомандующим, Тотлебен нашёл, что захват пролива бесперспективен без обеспечения оборонительными заграждениями и в случае успешного штурма Стамбула выгода будет иметь лишь временный характер. Потому он поддержал российских дипломатов во время переговоров о заключении окончательного мира. В то же время предложил ряд мер для подготовки Болгарии к самозащите после ухода русских войск.

За заслуги во время войны был награждён орденами, возведён в графское достоинство. Зарубежные военные инженеры признают Тотлебена самым замечательным инженером XIX века.

Тотлебена хорошо помнят в Болгарии. В честь Эдуарда Ивановича названы село, улицы и учреждения по всей стране. В селе Тотлебене проводится ежегодное пышное празднование годовщины рождения генерала-инженера. В Плевне находится памятник-бюст Э. Тотлебену, рядом с домом-музеем царя-освободителя Александра II.

В 1879 году Тотлебен был назначен временным одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского военного округа. Спустя год стал виленским генерал-губернатором. Умер Эдуард Иванович в Германии в 1884 году. Временно захоронили военного инженера в часовне-мавзолее в городке Кедайняй, тем не менее позже с согласия семьи тело перезахоронили на Братском кладбище в Севастополе, рядом с героями Крымской войны. Кстати, в источниках за позапрошлый век указано, что именно Эдуард Тотлебен предложил называть воинские кладбища «братскими»... Судьба? Так прах Тотлебена навечно соединился с землёй, которую он защищал своей кровью солдата и умом инженера.

Как добраться

От Керченского железнодорожного вокзала и от автовокзала (проездом) маршрутным автобусом №6 до конечной остановки, затем вдоль моря пешком более трёх километров. Можно заказать такси (по городу от 30 гривен., тем не менее «на крепость» едут неохотно). В крепости проводятся только организованные экскурсии (цена билета — 60 гривен. для взрослого, 20 гривен. — детский). В стоимость билета входит экскурсионное обслуживание (численность группы — не менее 5 человек и не более 30 человек). Дети до 7 лет на территорию крепости не допускаются. Часы экскурсий: с 9.15 до 15.00. Вообще, музей с 1.06.13 г. до 30.08.13 г. работает с 10.00 до 18.00, выходной — понедельник. По средам интересная особенность — проводится экскурсия в крепость с транспортным сопровождением (100 гривен. для взрослого, 60 гривен. — для детей). Численность группы составляет от 12 до 18 человек. В стоимость входят экскурсионное обслуживание и транспортные услуги. Конечно, нетрудно добраться до форта «Тотлебен» на собственном автомобиле, лучше по дороге через Энергогородок (по трассе маршрутки №6, поворот — с шоссе Героев Сталинграда, на перекрёстке — с ул. Будённого).

Сергей ТКАЧЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 10 июля 2013 | Разделы: События
10 июля 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля