Последние новости

Реклама

Александр Курляндский: Волк из «Ну, погоди!» мог заговорить голосом Высоцкого Сценарист и детский писатель рассказал нам, за что его выгнали из школы, чем зарабатывают на жизнь писатели-сатирики и почему они выходят из стен технических вузов, а также о секретах мультфильма «Ну, погоди!».

- Александр Ефимович, история не умолчала о том, что ваши литературные опыты начались с «клизмы».

- В буквальном смысле это не связано с известной процедурой, просто так назывался мой рукописный журнал, и выпускал я его под девизом «Клизма прочищает запоры и застой в мозгах людей!». Журнал ходил по рукам в единственном экземпляре, и успех между одноклассников был грандиозным, ведь там были карикатуры и эпиграммы на учителей. Как-то один из моих читателей не сдержался и громко засмеялся во время урока, после чего к чтению журнала «Клизма» приобщилась наша классная руководительница. Последствия для меня оказались тяжёлыми.

- Школьное увлечение предопределило выбор дальнейшей профессии?

- Нет, ни в коем случае. Я никогда не думал стать гуманитарием, хотя был отличным читателем, особенно в фантастическом жанре, и до сих пор люблю фантастику. А мечтал я поступить в МАИ, стать конструктором и строить ракеты. И в точных науках я был чуть ли не отличником. Правда, поступил в строительный институт (МИСИ). Там продолжал острить, писать капустники и на втором курсе познакомился с Аркадием Хайтом. Стремление к писательству в итоге победило.

- Чем объяснить тот факт, что многие писатели-сатирики — Арканов, Жванецкий, Альтов, вы с Хайтом — вышли из стен технических вузов?

- Желал бы оговориться: определение «писатель» ко мне неприложимо. Писатели у нас Чехов, Толстой, Достоевский, а я — литератор... Пойти в технический вуз по наследственной линии можно, по каким-то другим обстоятельствам. И когда при такой заданной профессии в небольшое оставшееся время человек ещё чем-то занимается, то это уже настоящая страсть. И вот на приведенных вами примерах видно, что такая страсть иногда становится главной профессией.

- Широкую известность вам принесла «детская» линия вашего творчества и в особенности причастность к созданию мультфильма «Ну, погоди!». Как вы пришли в анимацию?

- Да как-то нас с Хайтом на студию «Союзмультфильм» привёл наш приятель и соавтор Эдик Успенский, который там уже сотрудничал. Нам дали задание — придумать что-нибудь смешное. Так появилась история про Волка и Зайца. Изначально это были короткие сюжетики для журнала «Карусель», кажется, полутораминутные. Потом, к чести руководства студии, они что-то в этом увидели и предложили сделать уже такие 10-минутные фильмы. Сразу написали три серии и начали искать режиссёра. Никто не брался, потому что всё это казалось ерундой, пустяком — что это за фильм, который назывался «Ну, погоди!» и в котором все то бегут, то падают? Только Вячеслав Котёночкин взялся. Тогда мы и не думали, что будет такой успех, ведь первые серии нам казались жутким провалом. Но затея наша всем почему-то полюбилось, и до сих пор это продолжается. Хотя, по понятиям Запада, 20 серий за тридцать с лишним лет — это смешно. Там за год по 100 серий делают. Конечно, нам на волне успеха надо было сразу сделать 20-30 серий, тем более задор был, но при той технологии производства и объёмах творчества каждый фильм делался по 9 месяцев.

- Голоса главных героев вы подбирали?

- Нет, это прерогатива режиссёра. Но я считаю, что и Клара Румянова, и Анатолий Папанов попали в «десяточку». Хотя Котёночкин поначалу на роль Волка предлагал ещё Высоцкого. Но он тогда в новый раз как-то провинился, и появился Папанов. Не думаю, что это было бы лучше... Папанов — это такое слияние с образом и дополнение изображения своим темпераментом и звуковым рядом. У него всё получилось идеально, и я даже не представляю, кто ещё мог бы это так здорово сделать.

- А как же вам удалось решить задачу озвучивания в новых выпусках — без Папанова?

- Сейчас готовы уже две новые серии — 19-я и 20-я. Их сделал сын Котёночкина — Алексей. И сделаны они как римейк, в прежнем формате. Волк и Заяц совсем не изменились. Голоса также не слишком отличаются от того, что было, благодаря участию пародиста Игоря Христенко и актрисы Ольги Зверевой. Получилось, по-моему, неплохо. Одна серия — с пляжным сюжетом, другую мы условно назвали: «Шесть соток». Там про то, как на дачных участках где-то в средней полосе России хозяйствуют Волк и Заяц. И сегодня идёт речь уже о создании полнометражного фильма «Ну, погоди!». Для меня интерес не пропал, это моя профессиональная работа, которую я должен сделать хорошо. Хотя я не могу сказать, что «Ну, погоди!» — смысл моей жизни.

- В прежних выпусках «Ну, погоди!» особое внимание уделялось музыке, всегда звучали хиты 70-х, 80-х. Как на данный раз обстоит дело с саундтреком?

- На данный раз всё сложнее. Раньше мы располагали огромной музыкальной коллекцией и за свой выбор ничего не платили.

А сейчас уже существует закон об авторских правах, и то, что нам бы хотелось использовать, стоит огромных денег. Бюджет проекта ограничен, и наши инвесторы согласны были заплатить только известные суммы. В основном звучит оригинальная музыка, написанная для мультфильма Андреем Державиным — музыкантом «Машины времени», и какие-то темы известных песен этой группы. Например, очень удачно в конце 19-й серии легла песня «Поворот». Да, ещё есть цитата
«Я — шоколадный заяц», за которую пришлось заплатить просто гигантские, я считаю, деньги.

- Будет ли продолжение у истории знаменитого попугая Кеши?

- Да, уже готовы три новых серии, какие я показывал на фестивале в «Артеке». Кешу озвучивает, как и Волка, пародист Игорь Христенко. Но это не пародия, он просто взял прежнюю хазановскую интонацию и озвучивает. К сожалению, у самого Геннадия Хазанова интерес к мультфильмам подугас, после того как он стал драматическим актёром и директором Театра эстрады. Вообще-то, анимация — это только часть моей жизни, которую я очень люблю. Но определённый круг профессионалов знает и вторую, «взрослую» сторону моего творчества. У меня есть повести, пьесы. Совсем недавно опубликован мой пародийный боевик «Тринадцатая ножка Буша». Ещё раньше вышла книга «Тайны кремлёвских подземелий», которая имела много хороших рецензий.

- Почему вы по примеру вашего товарища и соавтора Хайта не пишете тексты для эстрадных исполнителей, это же достаточно доходное дело?

- Понимаете, это совсем другой, не мой жанр. Меня больше всегда тянуло к более литературному творчеству.

- И на что живёте, когда нет мультфильмов в производстве?

- Вы знаете, мною уже достаточно создано, так что я могу позволить себе писать то, что мне хочется. Сейчас издаются мои книжки в издательстве «Самовар» у Александра Шевченко, моего крёстного, не побоюсь этого слова. Он мне предложил написать «что-нибудь» для детского издательства, я ведь начинал всё-таки как «взрослый» писатель.

И я начал пробовать писать. Сначала это был сатирический жанр. Но потом я понял, что детский стиль — другой, там должен быть мощный заряд добра и какие-то не столько познавательные, как у взрослых, сколько воспитательные — не люблю я это слово — моменты. Ну вот, и мной уже написано около 20-30 книг не самых плохих, а может, даже и очень хороших. Они издаются, переиздаются... Последняя моя повесть «Чуки-Куки» будет экранизироваться. Сейчас делается пилотный вариант, и потом, возможно, появится полнометражный фильм. Это моё одно из самых любимых произведений, может, даже одно из самых лучших. И вот я уже два года мучаюсь и пишу повесть «Чуки-Куки — 2». Это ещё более глубокое произведение. Но оно уже не только детское. Я бы сказал, что если рассматривать это как детское произведение, то оно рассчитано скорее на тинэйджеров. В нём много смысловых пластов.

Наша справка

Александр Курляндский родился 1 июля 1938 г. в Москве. Как и многие «смешные» авторы-шестидесятники, в литературу пришёл с дипломом выпускника технического вуза. В 1961 г. окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), но зарабатывать на жизнь стал сочинительством. Писал сценарии для радиопрограмм и тележурнала «Фитиль». С 1968 г. в качестве сценариста работал на студии «Союзмультфильм». Первый же опыт принёс ему грандиозный успех, как одному из создателей самого популярного советского мультсериала «Ну, погоди!». Потом были истории про «Великолепного Гошу», «Блудного попугая Кешу», «Баба Яга против!», «Встречайте бабушку», «Сезон охоты», «Жили-были матрёшки» и ещё более 30 мультфильмов.

Евгений КРИВЕНКО.

Фото автора.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля