Последние новости

Реклама

«Асса»: ялтинские тропы Бананана

25 лет назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм Сергея Соловьёва

В марте 1988 года с трёхнедельного арт-рок-парада в ДК Московского электролампового завода начались премьерные показы «Ассы».

Картина под занавес перестройки во многом стала знаковой и со временем стала культовой. Для зрителей необъятных просторов ещё единого Союза было много открытий: кто-то впервые увидел живого Цоя, кто-то узнал имя историка Натана Эйдельмана, а кто-то услышал голос Бориса Гребенщикова, и все были очарованы настроением зимней Ялты, где разыгрывается курортно-криминальная драма с участием подпольного миллионера Крымова, юной медсестры Алики и местного неформала по прозвищу Бананан. Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева, кофе с молоком в гранёных стаканах закусочной. После «Ассы» канатная дорога на холм Дарсан заработала с нагрузкой, какой не знали там с момента её запуска в 67-м. Увы, сейчас так, как раньше, с плеером под песню «Город золотой» уже до одури не покатаешься: подъём и спуск стоят 50 гривен, а в бананановые времена билет стоил всего 1,5 рубля.

Главные герои — снова в Ялте

Спустя 25 лет исполнители главных ролей Алики и Бананана по разным поводам побывали в Ялте: Татьяна Друбич снималась в клипе группы «Ундервуд», а Сергей Бугаев устроил на пляже подпольный показ «Ассы — 2». Пути их на данный раз не пересеклись. «Этот фильм могли снять только в Ялте, — рассказывает актриса. — И город стал его полноценным персонажем. Многое у меня здесь было впервые: и канатная дорога, и столько времени у моря. А пальмы в снегу — эта картинка в памяти навсегда. Той зимой мне требуется было возвращаться в Москву, а аэропорт Симферополя из-за снегопада закрыли на два дня, и мне пришлось возвращаться на троллейбусе в Ялту. Я помню свою обречённость — ехала и думала: «Как же я не смогла улететь домой!». Сейчас бы не доехать до Москвы и остаться тут — мечта!».


Сергей (Африка) Бугаев и Татьяна Друбич побывали
в Ялте 25 лет спустя после съёмок.

Снегопадом четверть века назад встретил Крым и Сергея «Африку» Бугаева. «В первый же день моего пребывания в Крыму я в машине застрял на перевале: снег застал крымчан врасплох, и никто дорогу песком не посыпал. Как началось всё с аномального явления, так и пошло в русле аномалии. А жили мы все в маленькой гостинце «Украина»: состоявшиеся люди — Станислав Говорухин, Сергей Соловьёв, Павел Лебешев и молодёжь — группа «Кино» в полном составе, художники — Тимур Новиков, Сергей Шутов... У меня в принципе задача была несложная — требуется было играть себя. И потом вокруг меня были профессионалы высшего пилотажа, поэтому всё было очень легко и интересно. Все помогали друг другу, и был диалог с Соловьёвым, который мы спустя четверть века попытались нащупать в процессе совместной, однако уже гораздо более короткой работы над фильмом «Асса — 2». И вообще хочу отметить: у Ялты — удивительное свойство объединять людей. Витя Цой познакомился на съёмочной площадке с девушкой, которая оставалась с ним до его последнего вздоха. Это была помощница второго режиссёра, которую мы видели только в тот момент, когда перед объективом появлялась хлопушка с номером сцены и эпизода. А потом мы стали видеть их прогуливающимися по набережной. Она и Цой в своём длинном пальтишке. Очень романтические, нежные вещи, какие в общем сыграли серьёзную в его жизни роль. Я ведь также на съёмках познакомился с девушкой, которая снималась у нас и которая потом стала моей женой и матерью моих двоих детей.

Маленький артист для большого футляра

62-летний Виктор Бешляга сейчас живёт в молдавском селе, недалеко от города Дубоссары, занимается пчёлами и виноградом. Именно он сыграл в «Ассе» драматическую роль маленького артиста оперетты, которого Крымов желал использовать в большой афере с кражей скрипки Гварнери. Мы разыскали его, чтобы поговорить о съёмках фильма.


Виктор Бешляга стал гостеприимным фермером.

- Для меня та зимняя Ялта была просто кошмаром: низкое давление, сырость, — вспоминает Виктор Бешляга. — Однако, конечно же, было приятно чувствовать себя в одной компании с такими людьми! С Виктором Цоем вместе на вокзале в Симферополе курили под аркой в ожидании автобуса, и потом ещё несколько раз пересекались с ним то на вокзале, то в аэропорту. Всегда как-то так — на распутье. Ведь он на съёмочную площадку в Ялте редко приходил, а вот музыканты из его группы «Кино» там постоянно присутствовали, и мы много общались. Очень жалею, что не сфотографировался ни с кем в то время. С Говорухиным у меня сразу сложились хорошие отношения. Мне со Станиславом Сергеевичем было легко работать, потому что это профессионал с большой буквы. Он меня поддерживал уже только тем, что говорил со мной во время съёмок очень ясно и с чуткостью. Я, глядя на него, всегда успокаивался. Честно признаюсь, с момента утверждения меня на роль Альберта я трясся, как лист на ветру: мандраж такой, что ужас! Я ведь всю жизнь не любил (хотя и работал) клоунаду из-за необходимости говорить много. А тут надо же всю роль вызубрить! Хорошо, что помощник режиссёра, увидев, с каким трудом это мне даётся, сказал Сергею Александровичу не вводить новый текст по мере съёмок. Ох и намучился я тогда! Сейчас вспомнил и аж сжался весь, хотя ведь и не в первый раз тогда снимался — дебютировал я на киностудии Довженко в фильме «Вечер накануне Ивана Купалы» (1968), когда мне ещё и 20 лет не было. Я ведь свою карьеру начинал в киевском цирке на сцене, ещё в 65-м...

А потом был у меня ещё фильм «Торпедоносцы» (1983).

Хижина Бананана и апартаменты Крымова

В «Ореанде» начинается и заканчивается ялтинская киноистория Крымова. Именно там он забронировал два номера: 301-й — для своей молодой спутницы Алики и 302-й — для себя. Пришлось соблюсти данные формальные приличия, так как по советским канонам не состоящую в браке пару вместе поселить не могли. Впрочем, это не помешало им проснуться в одной постели. И далее съёмки проходили только в 302-м. По ценам начала 80-х данный трёхкомнатный номер, который с выходом фильма стал легендарным, стоил 67 рублей в сутки (около $100), а сегодня ночь в «апартаментах Крымова» обойдётся в 5780 гривен ($700). За 25 лет там, конечно же, произошли изменения: на стенах уже нет мрачного декора из чёрных деревянных панелей, так же, как и мебели чёрного цвета, из спальни убрали шкаф, а в гостиной на месте барной стойки теперь кресла и «плазма». Яркую картину с цветущей японской айвой (кстати, это работа Валентины Цветковой) из комнаты с письменным столом переместили в холл отеля. А крытый корт, где Крымов играл в теннис, уже не найти: на его месте построили развлекательный комплекс «Матрица».


В этом дворике кинематографисты поселили Бананана.

Нам также удалось установить адрес «проживания Бананана» в Ялте. Квартиру, где он приютил в первую ночь Алику, и выход из подворотни снимали на ул. Морской, 1. «Знаете ли вы, что один из главных героев фильма «Асса» проживал у вас?» — с таким вопросом мы обратились к людям, какие там сейчас работают.

- Лично я ничего не знаю об этом, — говорит молодая продавщица из магазинов одежды. — И вообще фильм данный не смотрела.

- Ничего не слышала о том, что именно в этом доме когда-то жил киношный Бананан, — говорит администратор гостиницы. — Может, потому это, что я не являюсь коренной ялтинкой, а живу здесь около десяти лет.

- Ой, у нас много фильмов снимают, уже за две сотни перевалило, наверное, — смеётся сотрудник другого отеля, также прописанного по ул. Морской, 1. — В год больше десятка разных съёмочных групп к нам наведывается, оставляя после себя кучи мусора. Вообще, у этого дома более сорока владельцев!

Майкл ЛЬВОВСКИ,
Ирина КОВАЛЁВА.
Фото автора и кадры из фильма.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля