Последние новости

Реклама

Нынешний ВЭФ подводит итоги десятилетия. Именно столько времени прошло с тех пор, как власти стали уделять повышенное внимание развитию Дальнего Востока и Арктики. Что удалось сделать за это время? Как на развитие макрорегиона повлияли меры? И какие драйверы развития есть сейчас? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «КП» сообщил Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики, сообщает издание «Комсомольская Правда».

Казавшееся неподъемным – работает

– Какова роль Дальнего Востока в экономике страны?

– Россия на три четверти находится в Азии. Экономически, технологически, логистически наша страна всегда развивалась в восточном направлении. И как показала история, движение на восток изначально было правильной траекторией. На протяжении четырех столетий на громадных территориях между Уралом и Тихим океаном, превышающих по масштабу любое из государств, кроме самой России, мы добывали ценные ресурсы, строили транзитные пути, торговали с соседями, держали границу и привлекали население. Совершали на востоке ровно те шаги, которые позволяли удерживать воедино и укреплять Российское государство вопреки всем вызовам.

– Что изменилось в последние годы?

– Сегодня движение по этому пути не просто продолжается, однако и набирает обороты. Промышленное производство на Дальнем Востоке за десять лет выросло на 26%. Инвестиции в основной капитал – на 39%. Такая динамика в 1,5 – 3 раза опережает среднероссийские показатели. Введены 667 новых предприятий, на которых уже создано около 125 тыс. новых рабочих мест. Более 2,8 тысячи инвестиционных проектов находятся на разных стадиях реализации. Благодаря механизмам ускоренного развития в возведение новых предприятий и инфраструктуру привлечено более 7,6 трлн рублей.

Мегапроекты по строительству сначала Транссиба, а через столетие – и БАМа, на этапе замысла казавшиеся неподъемными, в итоге проявились как бесценные и в экономическом, и в стратегическом смыслах. Сегодня в этом ряду – такие крупнейшие проекты десятилетия, как судоверфь «Звезда», космодром Восточный, мосты во Владивостоке и кампус ДВФУ, новые погранпереходы, федеральные дороги. Данные и многие другие проекты позволяют реализовать экономический и геополитический потенциал региона.

– С момента объявления санкций прошло полтора года. Все удивляются, как быстро наш бизнес адаптировался и нашел обходные пути. Как вы это объясняете?

– И вправду, инвесторы не только справились с внешними шоками, однако и активно ищут новые возможности для роста и развития. Это стало вероятным благодаря сочетанию государственной воли президента, решительным действиям правительства, своевременно подставившего бизнесу плечо, и особому, закаленному характеру проживающих в регионе людей, которые непосредственно и реализуют многие промышленные и инфраструктурные проекты.

Предпринимательство на Дальнем Востоке имеет легендарную историю, глубокие корни. Оно неразрывно связано с заселением, освоением и развитием огромной территории. За каждой историей успеха на Дальнем Востоке стоят сильные, стойкие, трудолюбивые люди – так было в прошлом, так происходит и сейчас. Дальневосточный характер – синоним силы, позволяющей преодолевать любые трудности (не говоря уже о мерах) и все время продвигаться вперед.

Сладкие плоды терпения

– Кто наши главные торговые партнеры сейчас, если брать соседей по Дальнему Востоку?

– Ключевым торговым и инвестиционным партнером является Китай. Это сосед, с которым мы напрямую соприкасаемся на протяжении более чем 4 тыс. километров государственной границы. За последние 10 лет торговый оборот между КНР и РФ вырос с менее чем $90 млрд до более $190 млрд, сложились новые мощные связи вокруг проектов «Сила Сибири», «Ямал-СПГ», СИБУР, «Звезда», открылись новые трансграничные пункты пропуска.

Однако международные отношения не стоят на месте и не ограничиваются лишь китайским направлением. В первом полугодии мы провели ряд переговоров с другими дружественными странами о совместных проектах на Дальнем Востоке. На ВЭФ продолжим обсуждение новых инициатив в энергетике, высоких технологиях, транспорте, продовольствии, инфраструктуре, фармацевтике, туризме, образовании, медицине с инвесторами из Индии, Таиланда, а также других стран.

ЦИФРА

125 тыс. новых рабочих мест создано на 667 предприятиях, открывшихся в дальневосточных регионах за 10 лет.

– Какой формат сотрудничества со странами Азии вы считаете наиболее оптимальным? Только обмениваемся товарами или что-то строим вместе?

– Давно уже строим вместе. В частности, новые трансграничные мосты – автомобильный в Амурской области и железнодорожный в Еврейской автономной области – появились благодаря кооперации с китайской стороной. Это совместные проекты, которые направлены на интенсификацию товарообмена между нашими странами, развитие приграничного сотрудничества. В Приморье при участии инвесторов из КНР созданы новые предприятия в сфере строительства, сельского хозяйства, промышленности, деревообработки, производства биотехнологической продукции, сборки автомобилей.

Для поддержки высокотехнологичных проектов, реализуемых в партнерстве с инвесторами из дружественных стран и направленных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, создаются международные территории опережающего развития. Наряду с налоговыми льготами, преференциями, инфраструктурой, режимом свободной таможенной зоны, специальными условиями осуществления банковской деятельности зарубежные инвесторы смогут получить долю в компании, управляющей международной ТОР.

– В большинстве стран Китай строит дороги. В частности, в Африке и даже Казахстане. Есть ли планы привлечь их к этому на Дальнем Востоке, где дорог сильно не хватает?

– В России сформировались крупные строительные конгломераты, способные реализовывать проекты любого масштаба и в любой точке страны. Показательна в этом смысле строительная отрасль. Ещё несколько лет назад крупные федеральные девелоперы обходили дальневосточный рынок жилищного строительства стороной. Но ряд шагов, предпринятых за последние годы, позволили раскачать строительный сектор и привлечь в него крупных игроков, способных реализовывать проекты комплексной застройки, соблюдая при этом высокие качественные стандарты.

Для примера, новые инвестиции в отрасль пришли вместе с льготной ипотекой, введенной несколько лет назад. Ввод жилых домов в 2022 году на Дальнем Востоке вырос на 15% – это в 1,4 раза быстрее, чем в среднем по стране. Благодаря льготным кредитам под 2% годовых более 77 тыс. дальневосточных семей уже приобрели или построили новое жильё. Между новоселов – молодые семьи, врачи, учителя, участники программы «Гектар». Недавно принято решение распространить этот механизм и на арктические территории.

– Вести переговоры с азиатскими партнерами – это совсем другое, чем договариваться с европейцами. Какие нюансы необходимо знать тем, кто собирается вести внешнюю торговлю с бизнесменами из Азии?

– Главный нюанс – это терпение. Как гласит одна из китайских поговорок, терпение – горькое растение, однако плоды его сладкие. При этом отмечу, что если говорить о Китае, то сегодня мы чаще ведем диалог уже не с чиновниками, как раньше, а с профессиональными инвесторами, которых китайское правительство привлекло для управления государственными активами. По этой причине лабиринты бесед стали заметно короче.

Локомотивов развития здесь много

– Что планируете на этом ВЭФ? Ждать ли громких заявлений и крупных контрактов?

– ВЭФ – это главный форум страны. На нем президент задает вектор развития России, взаимодействия нашего государства с Азией, с другими странами мира. Все то, что мы вкладываем в понятие разворота на Восток. Этот ВЭФ особенный, восьмой по счету. Он проходит спустя десять лет после того, как президент России провозгласил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. Подведем первые итоги работы – что получилось, что ещё предстоит сделать.

Дальний Восток находится в очень конкурентной среде – он окружен самыми динамичными и крупными экономиками, которые держат нас в тонусе. Обсудим, как сделать действующие механизмы ещё более привлекательными и конкурентоспособными, как адаптировать их к глобальным изменениям и привлечь новых инвесторов. Также в повестке – социальные вызовы, увеличение комфортности городов, улучшение качества образования, медицины, культуры. Всей той палитры, из которой складывается жизнь людей.

ЦИФРА

26% за десять лет – на столько выросло промышленное производство в регионах ДФО.

– Назовите 3 – 5 основных драйверов роста на Дальнем Востоке в ближайшие 10 лет? Какие приоритеты ставите в министерстве?

– Дальний Восток – огромная территория. У неё гораздо больше локомотивов развития, чем три или пять. При этом все они взаимосвязаны. Взять, в частности, масштабную программу обновления облика дальневосточных городов, стартовавшую в прошлом году. Для 22 ключевых городов региона разрабатываются мастер-планы. Приняты распоряжения правительства о комплексных планах развития Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Читы, Улан-Удэ и двух столиц БАМа – Северобайкальска и Тынды. На очереди – мастер-планы Владивостока, Хабаровска и ещё ряда городов – они будут представлены на Восточном экономическом форуме. Для строительства объектов, заложенных в мастер-планы, выделены и уже распределены всем 11 регионам лимиты специальных казначейских кредитов объёмом 30 млрд рублей. Реализация проектов благоустройства будет стимулировать строительный сектор, развитие малого и среднего бизнеса.

Мощнейший локомотив – жилищное возведение. Наряду с проектами, которые уже реализуются частными инвесторами, запускаем крупные проекты комплексной застройки по программе «Дальневосточный квартал». В шести первых регионах начинается возведение более 2 млн квадратных метров нового жилья, комплексно обеспеченного всей инфраструктурой. Застройщикам, между которых есть как региональные, так и крупные федеральные домостроительные компании, предоставляются льготы резидентов территорий опережающего развития, оказывается инфраструктурная поддержка. В трёх городах уже проведены конкурсы и отобраны победители, идёт проектирование – это Петропавловск-Камчатский, Благовещенск и Биробиджан. Аналогичная работа ведётся в Южно-Сахалинской агломерации, Чите и Хабаровске.

– А что с добычей полезных ископаемых? У многих Дальний Восток ассоциируется именно с этой сферой экономики…

– Дальний Восток остается бескрайней кладовой наших природных богатств. Уверен, что выручка от добычи и переработки полезных ископаемых – важный источник капитала, необходимого для развития не только макрорегиона, однако и нашей страны в целом.

Сегодня на Дальнем Востоке реализуются крупнейшие проекты, сопоставимые со стройками советского времени, а нередко превосходящие их по масштабам. Крупные, современные горно-обогатительные комбинаты создаются на Чукотке – на Баимской рудной площади строится ГОК мощностью до 70 млн тонн руды в год, в Забайкалье – на крупнейшем в России месторождении меди, в Хабаровском крае – на крупнейшем в России золото-медном Малмыжском месторождении. Это сложные, высокотехнологичные производства, которые дают дальневосточникам десятки тыс. новых, высокооплачиваемых рабочих мест, дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. При этом отмечу, что только пятая часть новых инвестиций, привлеченных с использованием механизмов государственной поддержки, пришла в добывающие отрасли, а почти 80% – в глубокую переработку, машиностроение, судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм. Данные отрасли также становятся важной опорой растущей дальневосточной экономики.

Как показала история, движение нашей страны на восток изначально было правильной траекторией

Материал из спецвыпуска "Комсомольской правды" "Дальневосточный прорыв", посвященного ВЭФ-2023

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля