Последние новости

Реклама

Санкционный кризис несёт определенные социальные риски для рынка труда, такие как распространение теневой занятости и отток кадров. Такое мнение озвучили эксперты Института экономики РАН, передаёт РБК, сообщает издание «РИА Крым».

Со слов заведующей Центром политики занятости и социально-трудовых отношений ИЭ РАН Ирины Соболевой, российская трудовая модель устроена так, что в условиях кризиса официальная безработица необязательно покажет критичный рост, потому что работодатели увольнениям предпочитают сокращение зарплаты. Становится меньше новых вакансий, а значит, трудности с работой испытает молодежь, которая только начинает трудовой путь, прогнозирует эксперт.

Специалист считает, что неформальная занятость может расти и на фоне моратория на проверки, который власти установили до конца года в качестве меры поддержки бизнеса. Ещё одним фактором Соболева называет изменение в структуре спроса на труд: повышается загрузка работников импортозамещающих и оборонных предприятий, в то время как многие другие вынужденно простаивают.

Экономисты не фиксируют дефицита рабочей силы в России, среди них благодаря трудовой миграции. Но не исключают, что экономические проблемы нашей страны «пройдутся» и по ним. По мнению старшего научного сотрудника ИЭ РАН Елены Кубишин, инфляционное обесценивание доходов и трудности с переводом заработанных денег в родные страны так или иначе повлекут отток гастарбайтеров. Также, непростая экономическая ситуация в санкционной России может дать стимул развитию экономик ближайших стран, и трудовые мигранты перетекут туда.

Кубишин считает, что удовлетворение нужд российских предприятий в работниках будет зависеть от двух факторов: возможности переобучения оставшихся без работы и падения доходов и уровня жизни части трудоспособного населения, которая не работала, однако и не относилась к числу официально безработных. Речь идёт о студентах, пенсионерах, домохозяйках, а также других.

Компенсировать дефицит рабочих рук в случае оттока кадров окажет помощь так называемая потенциальная рабочая сила — люди, которые заявляют о желании работать и при этом не ведут активного поиска рабочего места, считает ведущий научный сотрудник ИЭ РАН Марина Баскакова. По её оценке, по состоянию на 2020 год к такой категории граждан относилось порядка 1,3 млн россиян.

Экономисты боятся, что в результате возникшего комплекса проблем в России может набрать обороты нелегальная деятельность. Для примера, имеют возможность участиться телефонные и интернет-мошенничества, хакерские атаки и другое. Также эксперты не исключают всплеск автоугонов, среди них для пополнения запасов запчастей, которые прекратили поставлять в Россию.

Решить возникшие из-за санкций проблемы быстро не удастся, считает Кубишин, но не следует терять оптимизма. Любой кризис — не только кризис, однако и новое окно возможностей, точки для роста. И ключевая задача для России в этот день — диверсифицировать экономику, развивать импортозамещающие технологии и производства, расширять возможности дополнительного образования и профессиональной переподготовки с учетом нужд работодателей, заключили эксперты.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля