Последние новости

Реклама

Победить болезнь или больного?

Сограждане всё чаще жалуются, что, мол, из аптечных сетей стали исчезать антибиотики. Но необходимо понять, что на самом деле дефицит появился как раз потому, что многие стараются лечиться этим сложными препаратами самостоятельно, среди них и от COVID — 19. Себя «лечат», а также другим советуют. А закончится это может печально, сообщает издание «Крымская газета».

Супербактерии против суперлекарств

По данным ВОЗ, ежегодно в мире от инфекций, вызванных изменёнными устойчивыми микробами, умирают около 700 тысяч человек. Согласно исследованиям, проведённым ещё до наступления ковидной пандемии, к 2050 году супербактерии будут убивать до 10 млн. людей в год. А благодаря ковиду и излишне активному употреблению антибиотиков скорость трансформации бактерий в суперсостояние несколько раз вырастет. А вот каких-то прорывных открытий в области антибиотиков не было уже несколько лет. Многие из тех, что назначаются по сей день, давно и безнадёжно устарели, среди них благодаря и самим пациентам, принимающим их бесконтрольно и по любому случаю.

Глобальный вопрос резистентности

Рассказывает Главный внештатный специалист — пульмонолог минздрава Республики Крым Ирина Ульченко:

«Сограждане жалуются на то, что им в аптеках не хватает антибиотиков, вместе с тем они покупают их без рецепта. У нас почему-то существует такая практика – как только человек заболел, прежде всего в промежуток времени вирусных инфекций, с первого же дня пациенты уповают на антибиотики. Однозначно, что антибиотики спасли и спасают до сих пор человеческие жизни. Но это при бактериальных инфекциях. Как говорится, низкий поклон за это чудо!

Но скоро это может прекратиться, так как мы антибиотики неправильно используем. Назначаем при вирусной инфекции, при этом отсутствует другая терапия, противовирусная и  симптоматическая. Мы ждём результата, что нам полегчает, а вирусная инфекция потихонечку себе развивается, вирусы размножаются, поражают все наши органы и системы. А мы ждём какой-то пользы. Начинается диарея, а температура не падает. У врачей есть железное правило: температура при подобранном антибиотике оценивается через двое-трое суток. Если никакого эффекта нет, это означает, что мы неправильно подобрали препарат.

К тому времени развивается ситуация – организм старается отреагировать на вирус, а проблема ковидного воспаления  заключается в том, что у некоторых людей иммунная защита настолько бурно реагирует, что начинает поражать организм также, как и вирус. Это мы называем «цитокиновый шторм», сверхответ нашего организма. И в этой ситуации идёт  увеличение температуры, а мы берём второй антибиотик, да по вене его... А на самом деле в этой ситуации действуют только противовоспалительные препараты. Но не антибиотики. Так что этим мы вредим течению заболевания.

А ещё мы получаем побочные, нежелательные эффекты, дисбактериоз, диарея, аллергия и поражение важных органов – почки и печень всё это перерабатывают. И мы имеем массу осложнений.

Но самый глобальный вопрос – это резистентность. Ещё 10 лет назад на занятиях с врачами я приводила пример исследований российских учёных, среди которых показывалось, как основные возбудители пневмонии – пневмококк и гемофильная палочка, реагируют на антибиотики. Там был тетрациклин, бисептол – уже тогда с большой устойчивостью, а резистентность макролидов была ниже 15% из исследованных штаммов. А с годами исследования показывают рост — 16, 24, и за эти 10 лет уже больше 30% устойчивость пневмококка и гемофильной палочки к макролидам. Это говорит о том, что мы их настолько много и во многих случаях используем, что треть штаммов не чувствительны к антибиотикам, которые имеют возможность уже исключаться из нашей практики.

Микроорганизмы также живые и в своём микробном мире передают сами себе информацию. Встретился с антибиотиком и данную информацию выложил другим возбудителям. Заразился человек изменённым микробом, который имеет информацию об антибиотике, и к этому лекарству он уже устойчив. От этого страдают наши многопрофильные стационары, где необходимо стерильность.

Врачи всё же имеют возможность определять, вирусное это поражение или бактериальное – в этом виртуозность доктора. Если пневмония бактериальная,  то  температура  и кашель с гнойной мокротой, выслушиваются влажные хрипы в лёгких, характерные изменения в анализах крови, определённые рентгенологические изменения – это основные её критерии.

А вирусная пневмония проходит совершенно иначе – кашель сухой, мы ничего не слышим в лёгких, только ослабленное дыхание, быстро появляется одышка и снижается уровень насыщения крови кислородом. И очень уж особенная рентгенкартина. Эти картины трудно перепутать. При бактериальной пневмонии с первых дней, а то и часов назначают спасительные антибиотики. По этой причине надо доктору постараться напрячь свои знания и опыт. А огульно нельзя их назначать сразу же, не разобравшись. Тем более, в амбулаторной практике, антибиотик внутривенно да ещё и дважды в день, да ещё и не определив медицинскую сестру для выполнения назначений.

А пациенты слышали, что-то кому-то врач назначил (а ещё и в стационаре), и это дало возможность, и начинают всем советовать. А ведь если это лёгкое или средне-тяжёлое течение вирусной инфекции, то хоть 10 антибиотиков ему назначь, хоть ни одного, он вылечится. Но только потом он полжизни будет лечить осложнения от антибиотиков. Есть, а также другая практика – пациенту назначили несколько препаратов, среди них и антибиотик. Он его не нашёл, а дня через три-четыре стало существенно лучше…

Грамотный врач может определить показания и противопоказания для назначения антибиотиков в любой ситуации, среди них и при вирусной инфекции, кроме того, по этому поводу имеются регламентирующие документы.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля