Последние новости

Реклама

Три ложки меда

70 из 100 главных блюд, которые мы употребляем в пищу, появляются на нашем столе благодаря пчёлам. Кроме сбора мёда, маленькие насекомые, опыляя растения, увеличивают урожаи сельхозкультур. «Крымский журнал» наведался в гости к потомственному пчеловоду Прохору Буркальцеву, чтобы узнать, почему австрийские пчёлы приживаются на полуострове лучше итальянских, как отличить натуральный мёд от сахарного суррогата и сколько лет живёт пчела-труженица, пишет издание «Крымская газета».

Наследство от прапрадеда

Семейная пасека Буркальцевых стоит на краю леса в Белогорском районе. С раннего утра на полянке перед домиком жужжат тысячи пчёл. Всего на пасеке 170 ульев – Прохора, его отца и брата. Насекомых Прохор держит определённого вида, чтобы они не роились (не сбивались в рой – ред.) и приносили как можно больше мёда. Вообще, как говорит наш собеседник, уход за пасекой – это огромный труд, которому требуется посвятить себя всецело.

– Мои родственники и по отцовской, и по материнской линии занимались пчёлами, – рассказывает о семейном деле Прохор. – У прапрадеда до войны ульи стояли, а дед, к примеру, занимался исследованиями. Недавно я нашёл на сайте Российской государственной библиотеки несколько книг, посвящённых крымскому пчеловодству. Когда изучал эти труды, увидел фамилию своего деда. Это для меня было приятным открытием.

Сейчас семейство Буркальцевых держит пасеки во всех уголках полуострова. Прохор признаётся, что в детстве быть пчеловодом не желал. Летом, когда все дети наслаждались ничегонеделанием, Прохора заставляли наващивать (натирать слоем воска – ред.) рамки. По этой причине пасека длительное время ассоциировалась у мальчика с тяжким трудом. Да ещё однажды в детстве пчёлы сильно покусали его.

– По профессии я медик. Окончил мединститут и проработал шесть лет в детской реанимации. Тем не менее когда родился второй ребёнок, а это было ещё при Украине, на тогдашнюю зарплату его попросту было нечем кормить. Параллельно с работой в больнице начал заниматься пасекой. И вот наступил такой момент, когда я понял, что требуется выбрать что-то одно.

Пчела пчеле рознь

Пчеловодство – это целая наука. Пчелиных маток Прохор каждые несколько лет заказывает в Австрии и Германии. У них, как и у породистых животных, есть свои паспорта, где указана родословная насекомого. Порода стоит немалых денег – цена одной матки начинается от 100 евро. Тем не менее затраты окупаются.

– В Австрии развито матководство, хотя товарным мёдом эта страна не славится. Пчёл специально селекционируют, чтобы семья меньше роилась, пчёлы носили больше мёда, были не злыми и устойчивыми к паразитам. Существуют четыре-пять показателей, по которым ведётся селекция, – рассказывает Прохор.

Продуктивность пчелиной матки со временем снижается, по этой причине её держат в среднем пару лет, а потом меняют. Вообще, матка может прожить шесть-семь лет. А вот рабочая пчела – от 20 дней до трёх месяцев летом и до шести зимой. Секрет долгожительства матки кроется в её питании – всю жизнь пчёлы кормят её маточным молочком. Кстати, личинки до трёхдневного возраста также едят молочко. Потом пчёлы переводят их на медово-перговую смесь. Интересный факт, который отмечает Прохор: если обычную личинку начать кормить маточным молочком, то она только за счёт питания превратится в матку. И такой удивительный продукт, кроме всего прочего, добывают с пасеки. На организм человека маточное молочко также оказывает благотворное влияние, по этой причине цена его высока.

Признак породы пчелы – определённый характер и окрас. В мире, говорит наш собеседник, на промышленных пасеках 80% всех пчёл – итальянские. Они продуктивные, тем не менее для Крыма не подходят, так как, во-первых, работают не на всех медоносах, а во-вторых, предназначены для осенних медосборов. Прохор Буркальцев разводит пчёл породы карника. Она близка к среднерусской серой пчеле, которую у нас держали раньше, хороший медонос и не злая.

Лаванда-медонос

С пасеки собирают пыльцу, маточное молочко, прополис, воск и пергу (пчелиный хлеб – ред.). Тем не менее самый главный продукт – это, конечно же, мёд. Он очень полезен. Тем не менее чтобы не навредить организму, его требуется употреблять в меру. Мёд наш собеседник советует есть по три столовые ложки в день.

– В мёде много антиоксидантов, веществ, которые препятствуют старению организма, углеводов, необходимых организму для выработки энергии, а также ингибинов. Если мёд разводить водой, то в промежуток времени от 20 минут после разведения и до суток он является хорошим антисептиком. После этого он начнёт бродить, и из него можно сделать медовуху, – улыбается Прохор.

Самые вкусные сорта мёда, по мнению пасечника, – шалфейный, чабрецовый, липовый, донниковый и… лавандовый. Да, оказывается, такой также бывает! Чтобы доказать это, Прохор отсылал пробы на материк. В лаборатории подтвердили: лавандовый мёд существует, причём очень высокого качества.

– Лавандовый мёд не имеет характерного эфирного запаха, тем не менее отличается вкусом, который не спутаешь ни с каким другим. А вот мёд из донника с горчинкой, тем не менее людям он почему-то очень полюбился.

Второй основной продукт, который собирают с пасеки, – пыльца. Многие заблуждаются, думая, что в мёде много витаминов. Нет, все они в пыльце. Её можно употреблять вместо поливитаминных комплексов. Кроме этого, в пыльце содержатся аминокислоты, большинство которых незаменимые. Пыльцу пчёлы приносят в улей на лапках. Пыльцесборник представляет из себя решётку, в которую пролезает пчела, а шарики с пыльцой скатываются в лоток. В каждом из них пыльцевые шарики разного цвета: где-то преимущественно синие – с пролесок, где-то жёлтые – с цветущего кизила.

Кроме знаменитого танца, у пчёл есть ещё несколько сложных способов общения. Пчела-разведчица может с точностью указать сородичам, где растут цветы-медоносы. И весь рой летит туда. Наглядно это видно, если открыть и взглянуть на цвет пыльцы в пыльцесборнике.

Дорогой и тяжёлый

Мёд – ценный продукт, по этой причине у многих появляется соблазн сжульничать. На какие только ухищрения не идут мошенники. И пчёл сахаром кормят, и дешёвые сорта мёда выдают за дорогие. Прохор Буркальцев подчеркнул, как же всё-таки отличить настоящий мёд от сахарного суррогата.

– Я за официальный способ – сдать мёд на анализ в лабораторию. Вообще, считаю, что требуется проверять мёд не перед продажей, а во время неё. Способ простой – по весу можно косвенно судить, кормили пчёл сахаром или нет. Натуральный мёд тяжелый. Литр продукта весит 1,3-1,4 кг.

Если приём трёх столовых ложек натурального мёда в день полезен, то такая же порция сахарного суррогата даст обратный эффект.

– Сахар – это пустые калории. Он благоприятствует образованию холестерина как побочного продукта. Организму приходится расходовать имеющиеся ресурсы, чтобы переработать поступившую глюкозу. В мёде же присутствуют микроэлементы, которых достаточно, чтобы процессы биохимии шли естественным путём.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля