Последние новости

Реклама

Сергей Карпов: «Мы призываем всех перевозчиков работать по легальной схеме»

Зачем проверяют перевозчиков, как устанавливается экономически обоснованный тариф и когда Крым перейдёт на автоматизированную систему оплаты проезда. Об этом и многом другом «Крымской газете» рассказал министр транспорта республики Сергей Карпов, пишет издание «Крымская газета».

Деньги на лизинг

– Сергей Васильевич, с чем связаны организованные сегодня проверки общественного транспорта?

– В рамках поручения главы республики проводятся мероприятия по контролю над работой общественного транспорта, как по городским маршрутам Симферополя, так и пригородным и маршрутам предприятия «Крымтроллейбус». Ставится задача –проконтролировать оплату проезда пассажирами. Как это происходит, какая выручка поступает в сравнении с предыдущими месяцами. Также контролируется работа транспорта в ночное, вечернее время, в утренние часы, то есть соблюдение расписания, предусмотренного договорами на перевозку по тому или иному маршруту. Для этих целей в настоящее время задействованы силы и средства контролёров наших предприятий – это алуштинский, ялтинский и симферопольский филиалы «Крымтроллейбуса», «Горавтотранс» и инспекторы, которые работают в администрации Симферопольского района. От 7 до 12 человек выходит на работу на маршруты. Также с 10 новых троллейбусов «Крымтроллейбуса», в которых стоят датчики пассажиропотока, данные тоже передаются в общую базу. То есть вся эта информация сводится, и мы получаем средний показатель того, какой поток пассажиров у нас регулярно перевозится и какая выручка сдаётся нашими предприятиями.

– С какой целью контролируется финансово-хозяйственная деятельность предприятий?

– Нам это даёт возможность, прежде всего, зафиксировать факты возможных нарушений, которые допускаются как государственными перевозчиками, так и частными. Приучить нашего пассажира платить и получать за оплату проезда билет. Раз контрольные функции ведутся, это уже видят пассажиры и, соответственно, требуют билет, чтобы перевозка была легальной. Кроме того, это увеличение выручки наших предприятий.

Сейчас ведутся конкурсные процедуры, в которых участвуют и государственные, и частные предприятия. Любой конкурс – это работа по достаточно жёсткому договору по оказанию услуги на перевозку, заключаемому в рамках 44-ФЗ. То есть мы призываем всех перевозчиков работать по легальной схеме, а мы в свою очередь даём им возможность получить в рамках республиканской программы компенсацию первого лизингового платежа. Таким образом мы в прошлом году и поступали.

– О чём речь?

– Компаниям, которые выходят к нам на конкурсы и заключают договоры лизинга, мы компенсируем из республиканского бюджета сумму первого лизингового платежа. Соответственно, с перевозчика снимается часть финансовой нагрузки. Эта программа перенесена и на этот год. То есть все контрольные мероприятия, которые мы сейчас проводим, направлены на соблюдение законодательства также в части создания конкурентной среды: если перевозчик выиграл маршрут, то только он на нём работает и несёт ответственность. Больше никто, соответственно, на этот маршрут не заходит. Поэтому сейчас также через систему «Крымавтотранса» ведётся жёсткий контроль обслуживания на автостанциях — выявляем нелегальные транспортные средства.

Автоматизированная компенсация

– Что в результате показали проверки?

– В начале особенно часто выявляли случаи, когда частный перевозчик снимал маршруты вечернего времени, отменял последние один-два маршрута. А в объяснениях зачастую указывал как раз то, что есть требования по количеству рабочих часов водителя. Однако в автобусах стоят тахографы (контрольное устройство, предназначенное для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей. – Ред.), которые не обманешь. Поэтому ввиду отсутствия у перевозчика второго водителя либо третьего на маршруте, ему приходилось отменять поздние рейсы. Но тем не менее большинство перевозчиков реагируют на замечания адекватно – устраняют нарушения и добирают в штат водителей.

Если говорить по выручке предприятия «Крымтроллейбус», то не могу сказать, что она сильно возрастает в период наших контрольных мероприятий, но по крайней мере удаётся поменять систему контроля внутри предприятия. Это как раз приводит к тому, что учтённых пассажиров, которых перевозит «Крымтроллейбус», становится больше. Это связано и с тем, что добавилось количество транспортных средств на линии, потому что вроде расписание соблюдается, но зачастую вместо 8-12 машин на маршруте всего шесть. Когда перевозчик не экономит и ставит необходимое количество транспортных средств, которое учтено в договоре, соответственно, они ходят чаще, а водители работают с меньшей нагрузкой.

Таким образом все мероприятия, которые сейчас проводятся, в том числе ориентированы на контроль внедрения системы АСОП (автоматическая система оплаты проезда), которая в настоящее время проходит тестирование. В рамках заключаемых договоров между инвестором и перевозчиками происходит оснащение транспортных средств этой системой. Я думаю, что в конце февраля мы сможем дать подробную информацию в виде отчёта о том, что сделано и каким образом.

– Когда планируется установить АСОП на весь общественный транспорт республики?

– Мы с 1 февраля начали второй этап оснащения. Банки уже готовы, чтобы считывались любые карточки, но именно карта «Мир» будет участвовать в общей системе.

До конца мая инвестор должен оснастить все транспортные средства и Министерство труда и социальной защиты РК должно к этому моменту выпустить все льготные карточки для проезда и запустить автоматизированную систему оплаты и компенсации перевозчику. Возможно, будет продление переходного периода, так как не все льготники получат карточки по тем или иным причинам. Будем принимать решения с точки зрения возможности предъявления льготными пассажирами удостоверения и отдельного учёта. Но даже если льготник не получит карточку, ему не смогут отказать в перевозке.

Внедряемая система, безусловно, позволит получать компенсацию за перевезённого льготника. То есть он становится выгоден перевозчику, мы нивелируем негатив, связанный с перевозкой льготных категорий.

А вообще мы всех просим при выявлении тех или иных нарушений в транспорте фиксировать их более конкретно – с привязкой ко времени и маршруту. Всегда можно идентифицировать автобус и водителя, назначить комиссионную проверку и принять оперативные меры. Важно, что сегодня перевозчики в большинстве своём нацелены на изменение системы работы.

Честная статистика

– Сегодня достаточно перевозчиков? Есть направления, на которые они не хотят идти?

– Нет у нас таких маршрутов, на которые не было бы подано заявок. Были маршруты, за которые перевозчики очень боролись. Есть даже заявки, которые уходят в минус. Допустим, перевозчики борются за маршрут и минус 500 тысяч рублей готовы сбросить, чтобы выиграть в этом конкурсе. То есть устанавливается цена маршрута, приходит пять заявок от перевозчиков (все они соответствуют требованиям), и они допускаются к участию в конкурсе. Начинают предлагать лучшие условия и торговаться. Площадка на закупке позволяет делать и минусовые предложения. И вот некоторые давали минусовые заявки. При равных технических условиях победителем считается тот, кто дал цену ниже.

Но пока остаются технические моменты: поскольку перевозчики никогда не участвовали в конкурсах, у них возникли сложности с подготовкой документов. Мы проводим общие собрания, юридические рекомендации, на сайте размещаем требования к порядку заполнения заявок. То есть приходится помогать с точки зрения информирования перевозчика, чтобы они все были в равных условиях.

Сегодня отыграно пригородное сообщение всего Крыма и частично междугородние маршруты, на которых закончились договоры. Всего у нас работает порядка 2500 единиц общественного транспорта на территории республики: государственные и частные.

– На какой срок заключаете договоры с перевозчиками?

– Мы сейчас объявляем конкурс на два года, потому что пока нет данных по цене работы на маршруте. Если у нас экономически обоснованный тариф рассчитывается из числа перевезённых пассажиров, то количество провозимых льготников оценивается по стоимости маршрута. Чтобы оценить стоимость маршрута, перевозчик должен на нём отработать хотя бы год честно, по-белому. Но поскольку многие работали не очень честно, сейчас посчитать экономически обоснованный тариф невозможно – никто пакет документов за год принести не может. Невозможно понять, выгодный или невыгодный маршрут.

Сегодня приходит перевозчик, занимается обслуживанием, где-то неся затраты по экономически невыгодному маршруту. Отработав год в рамках двухгодичного контракта, он сможет в конце года прийти в Минсоцзащиты и подать заявку о стоимости маршрута и подтвердить всё документально. А благодаря нашим проверкам мы поможем перевозчику в конечном счёте при всех фискальных органах доказать его затратную часть, которую он нёс на том или ином маршруте. Это будут те цифры, которые лягут в статистику и помогут составить объективный экономически обоснованный тариф для перевозчика, которого сейчас пока нет. И если мы понимаем, что 20 рублей – это как раз тот экономически обоснованный тариф, то, что тратит перевозчик, а у нас оплата по Симферополю 17 рублей, то три рубля мы должны будем ему доплатить. Или сделать стоимость перевозки в рамках экономически обоснованного тарифа. В принципе, как это делается в других регионах России. Это нормальная прозрачная ситуация. То есть не нужно кому-то доказывать, что несёшь дополнительные затраты, нужно просто работать честно и показывать статистику.

– Перевозчики, особенно частники, планируют обновлять подвижной состав?

– Сейчас в рамках заключаемых договоров он меняется. У нас требования достаточно жёсткие даже к году выпуска транспортных средств, к классу перевозки. Поэтому даже уже по заключённым договорам мы настраиваем наших перевозчиков на обновление подвижного состава, хоть и таких требований в их договорах нет. И большинство выходит на замену.

Одна из основных причин, по которой перевозчики не спешили менять автобусы, -– это непонимание, как работать дальше. Они не были заинтересованы вкладывать в это деньги. Но сегодня с помощью конкурса мы даём им возможность работать и зарабатывать в рамках действующего законодательства. Борьбой с нелегальными перевозчиками мы высвобождаем его пассажиров. Мы помогаем перевозчику с помощью системы АСОП контролировать и фиксировать количество перевезённых пассажиров. Он перевёз 100 льготников – за всех и получит деньги.

– При несоблюдении условий договоров что грозит перевозчикам?

– Уже есть предписания в рамках заключённых договоров. К должностным лицам в случае нарушения применяются те или иные административные либо дисциплинарные меры, если это подпадает под административную статью. Соответственно, составляются акты. В случае повторных нарушений – вплоть до расторжения заключённых договоров. Поэтому, когда подведём итоги проверки, дадим всю информацию о том, кто у нас хорошо отмечен, а кто плохо. Для нас это очень важно, чтобы создать правильный баланс. Мы не должны говорить, что нашли массу нарушений, они, понятно, есть, но нужно отмечать тех, кто действительно работает правильно. А кто не хочет так работать, значит, нам с ними не по пути. Ещё раз повторюсь, проверки проводятся не только для того, чтобы выявить нарушения, а и с целью помочь обнаружить проблематику, по которой нужно оказать помощь перевозчику.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля