Последние новости

Реклама

О Чехове и его фотопортретах…

Пожелтевшие от времени карточки имеют возможность многое рассказать о славном прошлом полуострова и его именитых гостях. Где на заре прошлого века возбранялось делать снимки без особого разрешения? За что близкие друзья Антона Чехова прозвали писателя «местным Навуходоносором» и причем здесь фотография?

Об этом пишет издание «Крымская газета».

Фото для издателей

В начале XX столетия Сергей Дзюба держал в Ялте небольшое фотоателье. Располагалось оно на набережной в доме Овчинниковых и было одним из первых в городе. Тем не менее прославилось не этим, а тем, что нередким гостем ателье был Антон Чехов. И большинство фотографий последнего периода жизни писателя сделано именно там.

Михаил Первухин на правах школьного товарища Сергея Дзюбы проводил много времени в ателье, где не раз встречал знаменитого писателя. Об этом знакомстве он позже написал в мемуарах: «Первое мое знакомство с Чеховым... оставило во мне следующее впечатление: Чехов – угрюмый, совершенно не словоохотливый человек. Держится он не то отгораживаясь от простых смертных, не то попросту высокомерно. Ни о каком сближении с ним, ни о каком разговоре «по душам» и речи быть не может. Тем не менее вот как-то Чехов затащил Левитана в фотографию... – и я не узнал Чехова. Он казался помолодевшим, живым, веселым, говорливым, простым и доступным».

Пока фотограф возился, настраивая технику, Антон Павлович и его не менее знаменитый товарищ дурачились «как школьники». Левитан все время допытывался у Чехова, зачем была сделана одна из его более ранних фотографий (на снимке у писателя было напряженное, угрюмое и даже слегка надменное выражение лица). Художник предположил, что при помощи подобных карточек друг намерен отваживать слишком настойчивых поклонниц. «Вот и не угадал! Это специально для издателей!», – парировал Чехов. И подчеркнул: «Пристает человек – «дайте рассказ!» Обещает дать «хорошую полистную», благоразумно увиливая от точного обозначения размера её. Ну, я ему и пошлю данный портрет. Как увидит меня таким... Навуходоносором... Испугается! Поневоле, хоть зубами скрипя, лишних сто рублей на лист накинет»!

Когда фотограф закончил приготовления и пригласил Антона Павловича сесть перед объективом, на лице последнего вновь появилось все то же напряженное и надменное выражение – ну не умел писатель держаться перед камерой. Все попытки Левитана заставить его изменить натянутое выражение на более простое и «домашнее» провалились. Портрет не удался.

«В следующий визит в фотографию Левитан уже и не называл Чехова иначе, как «местным Навуходоносором», – подытожил автор мемуаров.

От Балаклавы до Гурзуфа

Кстати, в начале прошлого столетия многие гости полуострова предпочитали проводить отпуск в сопровождении фотографа. В XXIII издании «Путеводителя по Крыму» Григория Москвича, увидевшего свет в 1912 году, читаем: «Из различных видов спорта, который за последнее время отвоевал себе широкое место в среде интеллигентного общества, далеко не последнее место принадлежит так называемой «любительской» фотографии. Любитель-фотограф идёт об руку с туристом, и даже маленькое путешествие всегда дает обильный материал для фотографа». Там же автор делится с читателями важными сведениями – местами, где «разрешается в Крыму заниматься фотографией». А вот и они: «В Севастополе беспрепятственно разрешается снимать все, кроме укреплений (для последних нужно разрешение коменданта) и входа в бухту. Воспрещается также снимать бухту с Малахова кургана. По всему Южному берегу – от Балаклавы до Гурзуфа нужно разрешение для снимков только следующих мест: Ай-Тодора, Никитского сада, Массандры и Ореанды, где нужно словесное разрешение управляющего, и Ливадии и Эриклика, где нужно письменное разрешение».

Ялта в полноцвете

Петр Веденисов – состоятельный дворянин, который по завершении Московской консерватории в 1888 году приехал в Ялту. Поселился он в собственном доме на ул. Аутской (ныне Кирова). Доброжелательный, энергичный и общительный, он быстро вошел в число городской элиты, водил знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, Федором Шаляпиным и Александром Спендиаровым. Веденисов увлекался краеведением и искусством, философией и историей. Тем не менее его главной страстью была фотография. Он одним из первых в стране освоил новую для своего времени технологию цветной фотографии – автохром. Благодаря этому увлечению мы имеем полторы сотни стеклянных оттисков, сделанных Веденисовым с 1909 по 1914 год. Он снимал своих домочадцев и друзей, а также домашних животных, интерьеры и пейзажи. Большая часть веденисовских автохромов и по сей день хранится в Алупкинском музее-заповеднике. Каждое такое изображение существует в единственном экземпляре – это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля