Последние новости

Реклама

Ведро семечек в Германию и трюки в кино: истории крымских летчиков

Каждый год в третье воскресенье августа в России отмечают День воздушного флота. По случаю профессионального праздника крымские пилоты малой авиации сказали «Крымской газете», какие курьёзы происходили с ними в небе и на земле, сообщает издание «Крымская газета».

Легендарный пилотаж

Живёт в Крыму лётчик-пилотажник с большой буквы, и зовут его Леонид Николаевич Одаев. Мастер спорта по высшему пилотажу, член сборной СССР, главный тренер сборной Украины, заслуженный работник физической культуры, лётчик первого класса, неоднократный чемпион Европы, Польши, Азербайджана, Литвы, Украины – и это не все его регалии, о которых он предпочитает не упоминать из скромности. Ему больше нравится рассказывать о подвигах знаменитых выпускников родного симферопольского авиаклуба и о том, как раньше чтили и уважали авиационный спорт, в который он пришёл в 1977 году.

– Дело в том, что авиация родилась не как военная или гражданская, а как спортивная, – начал свой рассказ Леонид Одаев. – Во время Первой мировой войны 80% лётчиков погибало не из-за того, что их сбивали. А из-за того, что они гонялись друг за другом, попадали на критический угол атаки, сваливались в штопор (особый, критический режим полёта самолёта. – Авт.), а потому, что они были всего лишь привязаны к самолётам и парашютов тогда не было, так и разбивались. В 1916 году у нас в Каче (Качинская военная авиационная школа. – Авт.) Константин Константинович Арцеулов (внук Ивана Айвазовского) выполнил два витка штопора, выключил двигатель и приземлился. Через три дня американцы повторили. Тем не менее в истории отцом русского штопора является Арцеулов. И мне это приятно осознавать.

Леонид Николаевич гордится личным знакомством с легендарным советским лётчиком Арцеуловым:

– И это не я такой старый, а он долгую жизнь прожил, – смеётся наш герой.

Быть лётчиком – дело не из простых, тем не менее, как правило, многие из них обладают хорошим чувством юмора.

– Пришла ко мне однажды журналистка брать интервью, а накануне я летал в Германию на чемпионат мира на одноместном самолёте. Она у меня спрашивает: «А как вы полетели?» – и сидит записывает. Я ей говорю: «Ну как полетел? Взял ведро семечек, да и полетел в Германию!» Она так в газете потом и написала: «Леонид взял ведро семечек и полетел в Германию». Потом я её ещё прокатил. Пишет: «Посадил меня в самолёт, набрали высоту, одним махом мы на 10 метрах», – рассказывает, смеясь, лётчик.

Если будете пересматривать такие фильмы, как «А завтра была война», «Судьба барабанщика», «Без права на провал», обратите внимание – многие трюки там выполняет именно Леонид Николаевич.

– Нас много снимали и впихивали во все фильмы. Я узнаю себя знаете во скольких фильмах? – вспоминает лётчик.

Сегодня он в должности старшего авиационного начальника площадки авиаспортклуба «Крым» делает всё возможное, чтобы влюбить как можно больше молодых ребят в спортивную авиацию, как это было раньше...

– В советские времена много молодёжи было в авиаклубе. Занимались самолётным спортом, парашютным, авиамоделированием, своими руками создавали беспилотники… Как в девизе у Королёва: «От модели к планёру, от планёра к самолёту, от самолёта к ракете».

Во имя авиации

«Вообще класс! Хочется повторить ещё», – делятся своими впечатлениями победители акции, которую авиаспортклуб «Крым» приурочил ко Дню воздушного флота России.

Председатель клуба Александр Судаков отмечает, что именно так и необходимо знакомить молодёжь с малой авиацией, до которой сейчас нет никому дела. Смену стараются растить уже с детского сада, который соседствует рядом с клубом.

– Взрослые воспитанники клуба уже в этом году будут поступать в авиационные вузы. Сейчас мы ведём и младшую, и старшую группу. Они уже различают самолёты по виду, даём им задания, проводим конкурсы, рассказываем об истории аэродрома, – с гордостью рассказывает Александр Судаков.

Сам он, будучи учеником Леонида Николаевича, пришёл в данный в клуб в 2006 году, занялся парашютным спортом – понравилось, остался.

– Когда в Каче была создана лётная школа, одновременно и в Крыму на базе лётного поля в Заводском (оно относилось к 15-му заводу), также была создана лётная школа. После прихода советской власти завод прекратил своё существование, тем не менее аэродром остался. Уже в 1931 году на базе этого лётного поля был создан ОСОАВИАХИМ. Одиннадцать учеников этой школы стали Героями Советского Союза, в том числе дважды герой – Аметхан Султан, – историю этого авиаклуба Александр Судаков знает досконально.

Свой, крымский самолёт

– Лётчик Иван Борисов – наш воспитанник. Он летает на вертолётах фирмы КА. Входит в десятку лучших лётчиков на этом типе вертолётов. Военный лётчик Андрей Когут – также воспитанник нашего клуба и многие другие, – рассказывает авиамоделист, конструктор клуба Виталий Сауляк.

В ближайших планах клуба – открыть авиамодельный кружок. И не удивительно, потому, что здесь могут собирать не только беспилотники, тем не менее настоящие самолёты.

– Сейчас я разрабатываю проект двухместного учебно-тренировочного самолётика для первоначального обучения курсантов, как гражданских, так и военных. В России большой пробел с такими самолётами. Моя задача – создать такой самолёт. Я уже его разработал в эскизах и чертежах, – говорит Виталий Сауляк.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля