Последние новости

Реклама

Морской бой по-крымски: Великие сражения у берегов полуострова

19 июля 1790 года, то есть в данный самый день, но 227 лет назад произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами. Русская эскадра благодаря умелому маневрированию адмирала Фёдора Ушакова нанесла поражение турецкой и сорвала высадку десанта в Крыму. Это была одна из первых крупных побед молодого Черноморского флота, которая оказала огромное влияние на окончательное закрепление Крыма в составе Российской империи. И это был не единственный бой у побережья Крыма, сыгравший особую роль в истории, сообщает издание «Крымская газета».

«…Я выгнал бы и чёрта из ада»

Русско-турецкая война, начавшаяся в 1768 году, держала в постоянной боевой готовности корабли Азовской флотилии: они несли регулярную крейсерскую службу у берегов Крыма. 23 июня 1773 года сторожевой отряд капитана 2 ранга Кинсбергена, состоявший из 16-пушечных кораблей «Корон» и «Таганрог», встретил у Балаклавы значительно превосходящую по силам турецкую эскадру – четыре корабля, 168 турецких орудий против 32 русских пушек. Русские моряки вступили в бой, который продолжался более шести часов. Ружейными залпами «Корон» и «Таганрог» отбили попытку турок пойти на абордаж. Не выдержав русского огня, турецкий флот вынужден был ретироваться. На следующий день русский отряд крейсировал вдоль побережья, но турки уже не появлялись. 25 июня русские корабли победителями вернулись в Балаклавскую бухту. Отмечая исключительную отвагу и стойкость матросов, Кинсберген писал в Адмиралтейств-коллегию: «Честь этого боя следует приписать храбрости войск; с такими молодцами я выгнал бы и чёрта из ада».

Балаклавский бой стал первым сражением и первой победой парусного русского флота в морском сражении на Чёрном море. Увы, оба героических корабля, «Таганрог» и «Корон», в конце ноября 1782 года были затёрты льдами и затонули в Таганрогском заливе Азовского моря.

Турецкое фиаско

В июне 1774 года, в ходе русско-турецкой войны, турецкая морская флотилия предприняла две попытки прорыва через Керченский пролив. В первый раз морская эскадра численностью в тридцать судов атаковала русскую флотилию адмирала Чичагова, охранявшую берега Крымского полуострова южнее Керчи. Тогда русский командующий, осознавая неравенство сил, не стал вступать в бой, а просто поставил все свои корабли на якорь у входа в пролив, заблокировав его. Спустя десять дней турки предприняли вторую попытку прорыва через Керченский пролив, для того чтобы попасть в Азовское море. Они попытались атаковать отряд русских кораблей под командованием адмирала Сенявина. Но и эта турецкая атака закончилась полным фиаско.

Учитывая поражения на суше и на море, турки запросили перемирия. 21 июля был заключен Кючук-Кайнарджийский мир. По этому миру Крым объявлялся независимым и фактически переходил под российский контроль. Россия приобрела также значительную часть северного побережья Чёрного моря. В Крыму она получила город Керчь и крепость Еникале, а на Черноморском побережье Северной Таврии – крепость Кинбурн. Русский флот теперь имел право на свободный проход через Босфор и Дарданеллы. Русские подданные получили право пользоваться всеми теми выгодами, которыми пользовались в пределах Турции союзные туркам народы, кроме того, право без всякой платы посещать Иерусалим и другие священные места. Россия в свою очередь изъявила согласие иметь при дворе султана посланника и консулов с переводчиками для охраны интересов русских купцов в разных городах Турции. За военные издержки Турция обязалась в течение трёх лет уплатить России 4,5 млн рублей.

Железные души за деревянными бортами

Бой вблизи Ялты, у мыса Сарыч – столкновение российской Черноморской эскадры с германскими крейсерами «Гёбен» и «Бреслау» – стал последним крупным морским сражением царской России на Чёрном море. Всё произошло 18 ноября 1914 года. Бой длился всего 14 минут – столько продолжалась перестрелка между линкором «Евстафий» и «Гёбеном». И хотя германские корабли смогли оторваться от русской эскадры и уйти, но за эти 14 минут старые, но по-прежнему мощные русские броненосцы развеяли миф об абсолютном превосходстве германского линейного крейсера «Гёбен» на этом театре военных действий.

«Первый же залп 12-дюймовых орудий с флагманского корабля «Евстафий» попал в крейсер «Гёбен» и разорвался в середине борта, произведя пожар на неприятельском судне. Вслед за «Евстафием» открыли огонь остальные корабли. Стрельба наша давала превосходные результаты, и в корпусе «Гёбена» был виден ряд разрывов. Данный бой имел также и большое моральное значение для наших моряков, какие доказали, что не только в одной броне, в пушках последнего образца и скорости хода зиждется победа, но для этого надо иметь на кораблях живую душу, искусство и знание своего дела. Ведь существует аксиома, что лучше иметь за деревянными бортами железные души, чем за железными бортами деревянные», – писала военная газета «Русский инвалид».

После этого боя русский флот до конца Первой мировой войны фактически контролировал обстановку на Чёрном море.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля