Последние новости

Реклама

В последнее время активно обсуждается ситуация с отказами в назначении страховой пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, но либо не имеющим достаточного стажа, либо не набравшим достаточного количества пенсионных баллов. В регионах такие случаи уже исчисляются сотнями человек.
Подавляющее большинство комментариев в СМИ сводятся к тому, что во всем виновата балльная пенсионная система, а люди, которым отказано в назначении пенсии, стали невинными жертвами этой системы. Эту же точку зрения высказал на днях в Государственной Думе депутат Олег Шеин из «Справедливой России», выступление которого, озаглавленное «Новые нищие», опубликовано 18 апреля в «Советской России». Тем не менее корни этой проблемы (и вправду, очень серьезной!) лежат не в устройстве пенсионной системы, а в экономической и общеполитической ситуации в России. И исправлять ситуацию надо не очередным перетряхиванием пенсионного законодательства, а комплексной работой по нормализации экономики и региональной политики. Что же касается пенсионной системы, то в ней достаточно сделать лишь очень небольшие корректировки, чтобы исключить те редкие случаи отказа в назначении пенсий, какие и вправду несправедливы.

Начну с того, что депутат Шеин несколько сгустил краски, приведя в своем выступлении не совсем точные цифры. Во-первых, Шеин утверждает, что людей, достигших пенсионного возраста, но не получивших пенсию, уже 20 тыс. человек; неизвестно, откуда депутат взял эту цифру, потому, что официальной статистики по этому поводу не ведётся. Есть только данные по некоторым регионам: есть регионы, где «отказников» уже несколько сотен (Саратовская, Иркутская области), но это скорее исключения. Во-вторых, Шеин утверждает, что для назначения пенсии по старости в 2017 году требуется иметь 14 баллов, а на самом деле – 11.4.

Но, тем не менее, проблема есть, она очень серьезна и, если ничего не изменится, эта проблема будет усугубляться и далее. В 2016 году сотни человек не получили пенсию по достижению общеустановленного пенсионного возраста из-за недостатка стажа или баллов (в 2015 таких случаев были единицы), а в будущем – когда требования по стажу и баллам ещё увеличатся – такие случаи будут измеряться десятками тысяч, если уже сейчас не предпринять мер по исправлению ситуации.

Прежде чем искать виновных и клеймить пенсионную систему, давайте разберемся, могли ли люди, достигшие общеустановленного пенсионного возраста в 2016 году и не получившие пенсию, предотвратить это, если бы заранее об этом подумали? В большинстве случаев – да, могли. В 2016 году для назначения трудовой пенсии надо было иметь 7 лет стажа и 9 баллов (раньше, т.е. до последней пенсионной реформы, требовалось только 5 лет стажа). Это очень мягкие требования: даже с зарплатой в 1 МРОТ (т.е. сейчас это 7500 рублей) можно заработать 9 баллов примерно за 10 лет; а с более высокими зарплатами потребуется ещё меньше времени. Депутат Шеин справедливо указывает, все пострадавшие – люди, заставшие промежуток времени развала Советского Союза, когда предприятия массово закрывались, а вся их документация терялась. Но с тех пор уже более 15 лет мы живем в относительной стабильности и учет на предприятиях вполне налажен, так что если в этот промежуток времени человек работал «в белую», то он почти наверняка сможет это подтвердить и, тем самым, выполнить все требования для назначения пенсии, и даже с большим запасом. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство тех, кто не смог в 2016 году выполнить установленные требования, – это либо те, кто большую часть жизни вообще не работал, либо те, кто занят в теневом секторе. Но даже большинство людей из этих двух категорий могли бы обеспечить себе своевременную пенсию, если бы вовремя озаботились этим вопросом, ведь о новых требованиях стало известно уже в конце 2013 года, когда был принят пакет законов о последней пенсионной реформе. Большинство из этих людей вполне могли применять время с 2014 года для зарабатывания недостающих баллов, устроившись на пару лет на «белую» работу, даже если при этом их зарплата «на руки» несколько уменьшилась бы. А тем, кому и этих лет не хватило бы для нужного стажа или количества баллов, можно посоветовать поработать ещё пару лет «в белую» и получить свою заслуженную трудовую пенсию несколько позже установленного срока.

Некоторые скажут, что это слишком жестко и несправедливо. Но разве справедливо, если человек всю жизнь нигде не работал (или работал «в тени»), не платил ни налогов, ни взносов в ПФР, а потом приходит за пенсией, которую должны финансировать мы все? Такие люди не получают трудовую пенсию ни при каком устройстве страховой пенсионной системы, и не важно, в каких единицах учитываются их пенсионные права – в рублях или в баллах; если пенсионные права не заработаны, то нет и трудовой пенсии. Так было и в Советском Союзе, где пенсия назначалась только при наличии достаточного стажа, при этом требования на стаж были гораздо выше. Также, не надо забывать, что для тех, кто так и не заработал трудовую пенсию, существует пенсия социальная, которая не зависит ни от чего, кроме возраста. Она меньше, её назначают на пять лет позже общеустановленного пенсионного возраста, но это справедливо. Наоборот, было бы несправедливо, если бы все пожилые люди получали примерно одинаковую пенсию независимо от трудового вклада.

Тем не менее в этом вопросе есть несколько нюансов.

Во-первых, между тех, кто никогда или почти никогда не работал, есть одна социально значимая категория людей – многодетные матери, кроме того, лица, ухаживающие за инвалидами; даже без официальной работы они вносят свой трудовой вклад в общество и поэтому заслуживают трудовой пенсии. И сегодняшняя пенсионная система вполне учитывает трудовой вклад этих людей (в отличие от пенсионной системы до последней реформы). Так, женщина за каждый год отпуска по уходу за ребенком получает и стаж, и баллы: за первого ребенка – по 1.8 баллов в год (в течение полутора лет), за второго – 3.6, за третьего и четвертого 5.4 (также в течение полутора лет на каждого ребенка). Таким образом, женщина, вырастившая двух детей, уже имеет лишь за это 8 баллов и 3 года стажа; женщина, вырастившая четырех детей, имеет лишь за это 24 балла и 6 лет стажа. У лиц, ухаживающих за инвалидами, соответствующие периоды также учитываются в стаж, и за каждый год начисляется 1.8 баллов, так что эти люди также заведомо заработают нужное количество баллов.

Но есть одна категория не работающих граждан, попадающая в группу риска остаться без пенсии не совсем справедливо. Это домохозяйки. Здесь имеется в виду ситуация, когда в семье один супруг много работает и много получает, а другой не работает и ведет домашнее хозяйство. Тогда трудовую пенсию (относительно высокую) заработает только первый из них и, если второй супруг его переживет, то в конце жизни он останется лишь на социальной пенсии. Эту ситуацию можно исправить достаточно просто: требуется предусмотреть механизм, когда пенсионные взносы работающего супруга «делятся на двоих» и формируют пенсионные права обоим супругам; для этих случаев можно предусмотреть увеличенный «потолок» взимания взносов с зарплаты работающего супруга. Подобные механизмы есть во многих западных странах.

Во-вторых, при текущих параметрах пенсионной системы рискуют остаться без пенсии люди, получающие официальные зарплаты в размере 1 МРОТ или даже ниже (такое возможно, если человек работает на неполную ставку). В регионах такие зарплаты до сих пор возможны даже у работников, работающих «в белую», т.е. без дополнительной добавки «в конверте».

Покажем расчёт на примере параметров 2017 года. «Потолок» взимания взносов в 2017 году составляет 73 тыс. руб. в месяц, и такая зарплата (и выше) дает 8.26 баллов, что является «потолком» начисления взносов в 2017 году. Поэтому 1 балл заработает в 2017 году работник, чья среднемесячная зарплата составляет 73000 / 8.26 = 8840 рублей. Следовательно, при зарплате 7500 рублей (т.е. 1 МРОТ) работник может за год накопить лишь 0.84 балла. А это значит, что для того, чтобы заработать 30 баллов, какие будет требуется иметь для назначения пенсии, начиная с 2025 года, такой работник должен будет отработать 35 лет. Это уже достаточно жесткое требование, особенно для женщин: чтобы обеспечить назначение пенсии вовремя, им придется работать без перерывов в стаже, начав с 20 лет. Если же у низкооплачиваемого работника не все 22% взносов идут в страховую систему, а лишь 16%, а остальные 6% – в накопительную, то за год такой работник сможет заработать лишь 0.61 балла, и для получения страховой пенсии ему придется отработать почти 50 лет! (При этом накопительная пенсия у такого работника вряд ли сможет обеспечить ему даже прожиточный минимум.)

В будущем ситуация с низкооплачиваемыми работниками будет только усугубляться, так как величина МРОТ растет медленнее, чем величина среднемесячной зарплаты, нужная для получения одного балла в год. В 2013 году, когда принимались законы о пенсионной реформе, эти две величины были примерно равны, что означало, что зарплата в 1 МРОТ позволяла заработать примерно 1 балл за год.

На мой взгляд, остроту этой проблемы можно несколько уменьшить следующим образом. Надо закрепить на уровне закона, что зарплата 1 МРОТ позволяет заработать ровно один балл за год. Соответственно, максимальное количество баллов – 10 баллов в год – можно получить, имея зарплату 10 МРОТ и выше. Отмечу, что именно эта идея была заложена в предвыборную программу КПРФ к думским выборам 2016 года «Формула достойной пенсии».

Предложенные мной небольшие «корректировки» в страховую пенсионную систему помогут исправить ситуацию с отказами в назначении пенсий в отношении отдельных категорий граждан. Но главные корни проблемы лежат вне пенсионной системы. На мой взгляд, их два:

•огромные объёмы теневого рынка труда, включая незарегистрированных самозанятых;

•неравномерность экономического развития между регионами РФ, кроме того, между городом и сельской местностью, в результате чего в некоторых регионах в мелких населённых пунктах на самом деле невозможно найти никакую работу; а если работа и нашлась, то зарплата может быть столь низкой, что даже проработав всю жизнь, невозможно сформировать пенсионные права, достаточные для жизни в старости.

По разным оценкам число людей, занятых в теневом секторе рынка труда, составляет от 15 до 20 млн. человек, что составляет порядка 20-25% от всего трудоспособного населения (76.6 млн. чел.). Это очень много. И это число не уменьшается, даже несмотря на мощный стимул к «выходу из тени», созданный последней пенсионной реформой. Почему же стимул не подействовал? Прежде всего, потому, что в большинстве секторов рынка труда именно работодатели диктуют условия: «не нравится – уходи, на это место уже целая очередь претендентов». Бороться с этим можно, используя силы налоговых инспекций, но это очень длительный и кропотливый путь, так что быстрых результатов ждать не следует. Тем более, что проблема не только в позиции работодателей: дело ещё и в том, что сами сотрудники, договариваясь об условиях работы, очень редко требуют «белой» зарплаты – для них гораздо важнее другие параметры работы, и в первую очередь величина зарплаты, получаемой «на руки». Мне рассказывали случай, что на одном малом предприятии руководство спросило работников, как они желают получать зарплату – «в конверте» или официально, но во втором случае с них будет удержан подоходный налог и на руки они получат на 13% меньше. Все работники выбрали «зарплату в конверте». Почему так получается? Потому что люди не верят государству, и в частности, вообще не рассчитывают на пенсию в старости, считая, что пенсии «уж точно к тому времени отменят». К сожалению, эта позиция имеет под собой серьезную рациональную основу: ведь государство уже не раз меняло правила игры в пенсионной сфере и нарушало свои обязательства. Достаточно вспомнить отмену индексации пенсий и пенсионных прав по инфляции в 2015 году, в результате чего все назначенные пенсии и все накопленные работниками пенсионные права сократились примерно на 10% в реальном выражении. Поэтому если наше государство желает создать работникам стимул «выйти из тени» ради достойной пенсии, ему требуется в первую очередь прекратить бесконечные пенсионные реформы и строго соблюдать взятые на себя обязательства.

Что же касается массовых отказов в назначении пенсии между жителей экономически депрессивных территорий, то причина этого не в устройстве пенсионной системы, а в общей экономической ситуации. Пенсионная система лишь вскрывает и выводит на передний план эту задачу. Наличие в России экономически депрессивных территорий и крайне низких зарплат – это отдельный большой вопрос, который надо решать комплексно – методами общеэкономической, промышленной и региональной политики, а не пытаться «спрятать» задачу путём смягчения требований к стажу и количеству баллов, нужных для назначения пенсии.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля