Последние новости

Реклама

Проекты основ бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики рекомендовано доработать
Комитет по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов».

В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, госкорпораций, бизнес-объединений, научных и общественных организаций.

Вел слушания Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Открывая дискуссию, он отметил, что решения, предложенные в основах бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, призваны определить пути развития экономики страны на ближайшие годы.

«Очень важно, что, начиная бюджетный процесс, Госдума в рамках парламентского контроля рассматривает эти вопросы», - подчеркнул В. Володин.

Представляя проекты основных направлений бюджетной и налоговой политики, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что основными задачами являются создание условий для роста экономики за счет снижения процентных ставок и инфляции, повышения доступности кредитов, обеспечения стабильности налогов и финансовых рынков; снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, а также обеспечение реализации 11 приоритетных проектов в экономике и социальной сфере.

При этом А. Силуанов подчеркнул, что в предстоящие три года необходимо сохранить в полном объеме финансирование всех социальных обязательств и снизить долговую нагрузку регионов.

Вместе с тем, по его словам, нынешние темпы роста экономики «пока не вышли» на положительный уровень. Сохраняется сложная демографическая ситуация. В ближайшие три года численность трудоспособного населения сократится на 2,3 млн. человек. Дефицит бюджета составляет 4% ВВП. При этом все еще велик объем неэффективных расходов, значительные ресурсы тратятся на госкомпании.

Но, несмотря на все сложности формирования бюджетных доходов, налоговая нагрузка в ближайшие три года останется неизменной, заверил министр. Более того, планируется создать дополнительные стимулы для развития производства и инвестиций.

В частности, речь идет о поддержке малого и среднего бизнеса за счет увеличения со 120 до 150 млн. рублей предельного порога выручки при отнесении предпринимателей к категории «малых». До 2021 года продлен единый налог на вмененный доход для малого бизнеса. Вводятся двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и новые налоговые режимы - специальные инвестиционные контракты, по которым бизнес в обмен на вложения получит стабильные налоговые условия и поддержку государства. Предусмотрены налоговые стимулы для развития территорий Дальнего Востока.

Одновременно предпринимаются усилия для улучшения собираемости налогов за счет повышения прозрачности алкогольного рынка, администрирования страховых взносов, усиления взаимодействия налоговой и таможенной служб.

«Это наш приоритет, и мы за счет этого предусматриваем собрать более 100 млрд. рублей в 2017 году и более 150 млрд. рублей в 2019 году», - сообщил А.Силуанов.

Для повышения доходности региональных бюджетов планируется ограничить тридцатью процентами отнесение на финансовый результат убытков прошлых лет, понесенных предприятиями консолидированной группы налогоплательщиков. В результате прибыль внутри таких групп можно будет уменьшить только на треть, а не сводить к нулю.

Льготы и преференции по региональным и местным налогам можно будет вводить только с согласия регионов. В то же время решено постепенно сокращать установленные на федеральном льготы по налогам, доходы от которых поступают в региональные и местные бюджеты. Кроме того, по словам А.Силуанова, планируется «ужесточить» налогообложение имущества, не зарегистрированного в установленном порядке.

Будет совершенствоваться и финансовая помощь регионам. Увеличится фонд выравнивания. Туда предполагается направить ресурсы со всех регионов в виде одного процента налога на прибыль, то есть около 120 млрд. рублей. Указанные средства пойдут на помощь особо нуждающимся. Дополнительным механизмом стабилизации призваны стать дешевые бюджетные кредиты. В ответ от регионов потребуют мобилизации собственных доходов и оптимизации расходов.

Для успешных территорий предусмотрены гранты, общий объем которых определен на уровне 20 млрд. рублей.

В рамках пополнения федеральной части бюджета Минфин предлагает не снижать налоговую нагрузку на нефтяников. Предусмотрено увеличение НДПИ и акцизов на нефтепродукты, чтобы уровень налоговых изъятий в реальном выражении сохранился на уровне 2016 года.

В ближайшие три года предложено повысить акцизы на бензин. Это позволит пополнить дорожный фонд и обеспечить баланс федерального бюджета. Акцизы на табак будут на 10% выше того, что планировалось ранее.

Еще одним источником повышения бюджетных доходов станут дивиденды госкомпаний, пакетами акций которых владеет государство. В бюджет предложено зачислять 50% дивидендов, что позволит ежегодно привлекать в казну почти полтриллиона рублей.

В числе приоритетов бюджетных расходов на предстоящие три года А.Силуанов назвал образование, здравоохранение, оборону, сельское хозяйство, поддержку экспорта, малого бизнеса и выполнение майских указов Президента в части обеспечения достойной зарплаты бюджетников и повышения производительности труда.

Министр также сообщил, что в предстоящий трехлетний период планируется вернуться к бюджетным правилам определения расходов.

Кроме того, предусмотрена постепенная консолидация федерального бюджета, в результате чего к 2019 году дефицит снизится до 1%. В последующем сохранение бюджетного дефицита на уровне 1% не будет влиять ни на финансовый рынок, ни на параметры финансовой политики, уверен А.Силуанов.

По оценке Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, документы пока не имеют единой структуры и четкой системы построения. Не ясны и мотивы принятия тех или иных решений, на достижение которых они направлены. Не обозначены риски реализации отдельных положений, приводящих к выпадающим доходам и возможным социальным и экономическим последствиям.

Основные направления налоговой политики содержат только общие тезисы о необходимости предусмотреть соответствующие нормы. В частности, это касается предложений по выведению из тени неформально занятых.

По словам Т. Голиковой, следует также провести ревизию влияния перераспределения доходов от налога на прибыль и исключить ухудшение положения налогоплательщиков в связи с таки решением.

Председатель Счетной палаты усомнилась в целесообразности законодательного закрепления обязанности собственников земельных участков платить налог на имущество в отношении расположенных на участках объектах недвижимости, еще не введенных в эксплуатацию. Решать проблему нужно через кратное увеличение земельного налога на участки с недостроем. Такая норма уже содержится в Налоговом кодексе. Вопрос в ее применении.

Т. Голикова подвергла критике и проект основных направлений таможенно-тарифной политики. «В проекте, - отметила она, - не прослеживается четкого понимания перспектив изменения таможенного тарифа. Отсутствует конкретная информация о тарифном регулировании в товарных группах, основаниях принятия таких изменений, а также действиях, которые будут предприниматься Правительством для обеспечения сбалансированности экспортно-импортных операций и развития внутреннего производства».

Т. Голикова указала также на отсутствие взаимосвязи предлагаемых мер с целевыми показателями в сфере внешнеэкономической деятельности и стратегическими документами в этой сфере. В качестве одного из основополагающих факторов названы требования ВТО. Однако ничего не сказано о том, как это будет влиять на соответствующие отрасли промышленности и скажется на планах импортозамещения.

В документе также не нашли должного отражения вопросы администрирования таможенных пошлин и сборов.

В существенной доработке, полагает Т. Голикова, нуждаются и основы бюджетной политики. «Документ сформирован таким образом, что устранение структурных проблем экономики находится в подчинении по отношению к сбалансированности бюджета», - пояснила она.

Кроме того, не решается проблема зависимости от нефтегазовых доходов. Отсутствует комплекс мер по повышению эффективности государственных расходов. С учетом ограниченности финансовых ресурсов происходит фактический отказ от принципа расходования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом. Раздел о межбюджетных отношениях не содержит конкретных сроков и этапов реализации.

По словам Т. Голиковой, утверждать новые бюджетные правила преждевременно. Председатель Счетной палаты указала также на риски роста государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание.

По оценке председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, представленные документы глубоко научны, но не содержат реальных драйверов роста и анализа принятых мер.

Он также заметил, что положения о новом бюджетном правиле публично пока не обсуждались. «Очевидно, что из согласованного документа Правительства эти положения должны быть полностью исключены», - считает А. Макаров.

«Мы должны выстроить эти документы по указы Президента, под повышение эффективности работы, под поддержку всех основных направлений. Ведь до тех пор, пока будем относиться к человеческому капиталу как к непроизводительным расходам, мы не сможет перейти на новую модель экономического развития», - сказал он.

В ходе дальнейшей дискуссии, отвечая на вопрос Владимира Васильева, А. Силуанов подчеркнул, что майские указы Президента - безусловный приоритет для Правительства, и дополнительные ресурсы на их выполнение предусмотрены как в федеральном бюджете, так и в качестве финансовой помощи регионам. Объем такой помощи за три года составит 50 млрд. рублей.

Критические замечания к представленным документам высказали представители фракций.

Геннадий Зюганов (КПРФ) предостерег: «Альтернативой стратегии развития может стать колониальный бюджет. Продаем сырье, поднимаем цены, выворачиваем карманы граждан и обеспечиваем нулевой рост. Такая политика крайне опасна для страны».

В числе проблем руководитель фракции КПРФ назвал высокую задолженность регионов, нецелевое расходование средств, отток капитала, а для пополнения доходов бюджета предложил ввести прогрессивный налог и госмонополию на спирт.

Александр Ремезков (СР) сообщил, что фракция не поддержит предложение о «принудительном» изъятии у регионов доходов в объеме одного процента с последующим перераспределением в пользу особо нуждающихся. Он предложил отменить возврат НДС экспортерам сырья и поддержал предложение о налогообложении недостроенных объектов недвижимости.

Владимир Жириновский (ЛДПР) призвал ориентироваться на результат и не оглядываться назад.

Владимир Васильев (ЕР) заявил, что безусловным приоритетом для фракции при рассмотрении бюджета станут майские указы Президента, затрагивающие ключевые сферы жизни - от образования до безопасности. «Необходим жесткий контроль целесообразности всех бюджетных расходов. При этом неприкосновенными должны оставаться социальные обязательства перед людьми», - подчеркнул он.

Президент РСПП Александр Шохин высказался против включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс и просил депутатов зафиксировать такие платежи в отдельном законе. Он также предложил в будущем сделать публичным и обсуждение основных направлений тарифной политики в инфраструктурных монополиях.

Подводя итоги обсуждения, Вячеслав Володин констатировал, что проекты направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики нуждаются в доработке. В связи с этим он поручил Комитету по бюджету и налогам обобщить рекомендации и направить их в Правительство.

По информации пресс-службы ГД РФ
 
По материалам Государственного Совета Республики Крым

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля