Последние новости

Реклама

В понедельник, 18 апреля, прошло собрание группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в составе девяноста человек по вопросам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности отдельных законов и наделения полномочиями представителей.
В ходе проведения собрания было единогласно принято решение о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности пунктов 1.1, 1.2, 11.1, 11.2, 11.3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частей 1.1, 1.2 статьи 32 и части 3 статьи 35 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Также участниками собрания было принято решение о наделении депутата Государственной Думы Вадима Георгиевича Соловьева и адвоката Алексея Валерьевича Синицына полномочиями на представление интересов группы депутатов Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации по делу о проверке конституционности указанных законов.

В Конституционный Суд Российской Федерации

190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Заявители:

Одна пятая депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

103265, Столица России, улица Охотный ряд, дом 1

Представители заявителей:

Депутат Соловьев Вадим Георгиевич

103265, Столица России, улица Охотный ряд, дом 1

Адвокат Синицын Алексей Валерьевич

127051, г. Столица России, Малый Сухаревский переулок,

дом 3, строение 1, 8 (926) 851-43-77

З А П Р О С

о проверке конституционности пунктов 1.1, 1.2, 11.1, 11.2, 11.3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частей 1.1, 1.2 статьи 32 и части 3 статьи 35 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 22 мая 2002 года принят Государственной Думой ФС РФ (103265, Столица России, улица Охотный ряд, дом 1), 29 мая 2002 года одобрен Советом Федерации ФС РФ (103426, г. Столица России, ул. Б. Дмитровка, дом 26), 12 июня 2015 года, подписан Президентом РФ (103265, г. Столица России, Кремль). Первоначальный текст закона опубликован в изданиях: «Парламентская газета», № 110-111, 15.06.2002, «Российская газета», № 106, 15.06.2002; «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253. Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.04.2016 № 92-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.04.2016).

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 14 февраля 2014 года принят Государственной Думой ФС РФ (103265, Столица России, улица Охотный ряд, дом 1), 19 февраля 2014 года одобрен Советом Федерации ФС РФ (103426, г. Столица России, ул. Б. Дмитровка, дом 26), 22 февраля 2014 года, подписан Президентом РФ (103265, г. Столица России, Кремль). Первоначальный текст закона опубликован в изданиях: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.02.2014; «Собрание законодательства РФ», 24.02.2014, № 8, ст. 740. Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.04.2016 № 92-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.04.2016).

1. Основанием настоящего запроса является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ, её статье 19 частям 2 и 3, статье 23, статье 24, статье 29 частям 3, 4 и 5, статье 55, вступившие в силу 05 апреля 2016 г. пункты 1.1, 1.2, 11.1, 11.2, 11.3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – 67-ФЗ), вступившие в силу 05 апреля 2016 г. части 1.1. 1.2 статьи 32 и часть 3 статьи 35 Федерального закона от 22 февраля 2014г. №20-ФЗ ”О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (далее 20-ФЗ).

2. Статья 29 Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации, запрет цензуры и принуждения кого бы то ни было к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, а также право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституция РФ признает право на неприкосновенность частной жизни, запрещает сбор информации личного характера (статьи 23, 24). Речь идёт о гарантированном невмешательстве государственных органов, должностных лиц в сферу частной жизни человека (статьи 23, 24, 29), т.к. условия трудового или гражданско-правового договора и сведения, содержащиеся в трудовом или гражданско-правовом договоре, относятся к частной жизни человека.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

3. Пунктом 1.1 ст.30 67-ФЗ закреплено право представителей СМИ присутствовать на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в ст.30, за исключением случая, предусмотренного п.1.2. ст.30. В п.1.2 ст. 30 67-ФЗ устанавливается право представителей СМИ присутствовать на заседаниях комиссии при определении итогов голосования, результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума. Однако такое право предоставляется при условии, что представители СМИ аккредитованы в соответствии с п. 11.2 ст.30 67-ФЗ.

Частью 1.1. ст.32 20-ФЗ предусматривается право присутствовать представителям СМИ на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в ч.1 ст.32, за исключением случая, предусмотренного ч.1.2. ст.32. В ч.1.2. ст.32 20-ФЗ устанавливается право присутствовать представителям СМИ на заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума. Однако такое право предоставляется при условии аккредитации в соответствии с ч.3. ст.35 20-ФЗ.

Таким образом, представители СМИ разделены на две группы: аккредитованные и иные.

4. В соответствии с пунктами 1.2, 3 и 11.1 статьи 30 67-ФЗ только аккредитованные представители СМИ вправе:

присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдумов, при подсчете голосов избирателей, участников референдума;

находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, производить в этом помещении фото- и видеосъемку;

присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также – при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Иные представители СМИ лишены таких прав. Следует подчеркнуть, что речь идёт фактически об отстранении таких представителей СМИ от доступа к источникам информации на стадии голосования и определения результатов выборов, референдумов, т.е. существенном ограничении их возможностей по поиску информации о выборах, референдумах.

Статьей 47 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О средствах массовой информации») определено право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию и посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Указанный закон не предусматривает ограничение прав журналиста в зависимости от характера правоотношений и сроков возникновения таких правоотношений. Статья 52 Закона «О средствах массовой информации» предусматривает, что профессиональный статус журналиста распространяется как на штатных сотрудников редакций, так и на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, однако признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции. Данная статья Закона «О средствах массовой информации» допускает отсутствие трудовых или иных договорных отношений между редакцией СМИ и её авторами или корреспондентами, и не ограничивает их в правах по сравнению со штатными сотрудниками. Однако с позиции избирательного законодательства условием аккредитации представителя СМИ является работа в редакциях СМИ на основании заключенного трудового или возмездного гражданско-правового договора не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума.

Пункт 5 ст. 3 67-ФЗ и часть 1 ст. 8 20-ФЗ предусматривают принцип открытости и гласности деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов. Однако впервые в избирательном законодательстве России вводится разный уровень гласности заседаний избирательных комиссий на разных стадиях выборов, т.к. дифференцированы основания доступа представителей СМИ на заседания избирательных комиссий в зависимости от повестки этих заседаний.

5. Нормы Федеральных избирательных законов, предусматривающие аккредитацию представителей СМИ, не соответствуют и требованиям правовой определенности. В соответствии со ст. 48 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрена аккредитация в государственном органе, организации, учреждении, органе общественного объединения. Практика федеральных и региональных органов государственной власти показала, что во многих правилах об аккредитации журналистов содержатся указания на виды аккредитации. Чаще выделяются следующие виды аккредитации:

- постоянная (на весь срок объявленной аккредитации журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике);

- временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения конкретного задания своих редакций по освещению работы аккредитующего органа);

- специальная (при особом режиме мероприятия).

Виды и процедура прохождения аккредитации устанавливаются индивидуально в положениях или правилах прохождения аккредитации при каждом государственном органе, организации, учреждении, органе общественного объединения.

Исходя из п. 1.2. ст. 30 67-ФЗ речь идёт либо о некоей временно-специальной аккредитации, либо о каком-то новом виде аккредитации, для которой отсутствует механизм её практической реализации. В пунктах 1.2 и 11.2 ст. 30 67-ФЗ не указано, где именно должна быть произведена аккредитация. Установлено, что заявки на аккредитацию должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

По смыслу п. 1.2. ст. 30 67-ФЗ речь идёт об участковой комиссии. Однако, участковые комиссии не входят в круг органов и организаций, в которых по закону о СМИ возможна аккредитация журналистов. Участковые избирательные комиссии не являются ни государственными органами, ни организациями, ни учреждениями, ни органами общественного объединения. Аккредитация же представителей СМИ в вышестоящих избирательных комиссиях будет ещё одним доказательством разного уровня гласности в деятельности участковых избирательных комиссий, т.к. неаккредитованные журналисты могут, например, присутствовать на заседаниях участковой избирательной комиссии при избрании заместителя председателя и секретаря комиссии, однако не вправе присутствовать на заседании этой же комиссии при определении ею итогов голосования.

Закон «О средствах массовой информации» не дает оснований рассматривать наличие или отсутствие аккредитации как предварительное условие признания за журналистом тех прав, какие ему предоставлены ст.29 Конституцией РФ и Законом «О средствах массовой информации» (ст.ст. 1, 38, 47, 58). Отсутствие аккредитации не должно лишать журналиста его конституционных прав, это прямо запрещено в статьях 17 и 55 Конституции РФ, и прав, предоставленных ему в ст.47 Закона «О средствах массовой информации». Аккредитация в государственных органах, организациях, учреждениях и органах общественных объединений в Законе «О средствах массовой информации» рассматривается как определенный льготный режим, предоставляющий аккредитованным журналистам, более комфортные условия для получения информации, облегчает получение необходимой информации, экономит время и повышает эффективность труда журналиста, и в также время возлагает определенные обязанности на орган, при котором осуществлена аккредитация. Неаккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все государственные органы, организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы (п.2 ст.47 Закона «О средствах массовой информации») по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Однако в отношении их государственный орган не обязан способствовать осуществлению профессиональной деятельности.

Исходя из содержания п.1.2. ст.30 67-ФЗ и ч.1.2. ст.32 20-ФЗ СМИ надо будет как-то подтверждать соответствие своих представителей требованию по времени работы в том или ином СМИ. Следовательно, надо будет предоставлять или копии приказов, или трудовых договоров, или копии гражданско-правовых договоров со своими сотрудниками. Сведения, содержащиеся в приказах, трудовых или гражданско-правовых договорах, являются сведениями, относящимися к персональным данным, а также иными подзаконными актами. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ) для каких-либо действий с персональными данными требуется получить согласие субъекта персональных данных. Требуется также обеспечить конфиденциальность полученных персональных данных (ст.7 152-ФЗ и ст.9 Федерального законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»149-ФЗ), безопасность персональных данных (ст.19 152-ФЗ), и соблюдать, установленные российским законодательством, условия обработки, хранения, использования, распространения и последующего уничтожения персональных данных, что участковые и большая часть территориальных избирательных комиссий заведомо не могут осуществить.

Статья 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяет одну пятую депутатов Государственной Думы правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

П Р О С И М:

Проверить конституционность пунктов 1.1, 1.2, 11.1, 11.2, 11.3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частей 1.1, 1.2 статьи 32 и части 3 статьи 35 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля