Последние новости

Реклама

13 ноября 2015 года на пленарном заседании Госдумы выступил от имени фракции КПРФ депутат В.В. Кумин на тему “Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и промежуток времени 2017 и 2018 годов”.
- Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Банка России!

Экономика России сегодня в кризисе, тем не менее кризис данный, по нашему убеждению, прежде всего управленческий. Стремительно меняется ситуация в мире, потоки капитала больше не идут на развивающиеся рынки, а, напротив, уходят с них, цикл дешевых денег на Западе заканчивается. На этом фоне на первый план выходит умение понимать содержание и последствия развития глобальных процессов, какие зачастую носят не спонтанный, а управляемый характер, своевременно принимать решения, действовать на упреждение, или, как говорят, “бить первым”.

В прошлом же году били нас, причем очень чувствительно. Со стороны представителей нашей фракции не раз высказывалась критика, иногда достаточно жесткая, в адрес финансовых властей. Тем Не Менее, высказывая замечания, мы настроены на продолжение и развитие сотрудничества, возможность которого реализуется благодаря ответственному отношению к делу руководства Банка России.

Основные приоритеты финансовой политики по нашему мнению:

Первое. Задача возобновления экономического роста становится вопросом национальной безопасности. Времени на раскачку мало. Через полтора года при продолжении стагнации экономики у нас закончится Резервный фонд, и мы будет вынуждены резать бюджетные расходы, что вновь отбросит страну в рецессию. Мы рискуем попасть в ту же ловушку, что и Греция, поэтому уже в следующем году требуется запускать механизмы экономического роста, чтобы создать условия для увеличения бюджетных поступлений. Для этого следует задействовать рецепт, который доказал свою успешность в мире в кризис 2008 года - значительно снизить стоимость кредита, предоставить налоговые льготы малому бизнесу и увеличить долю бюджетных расходов на науку и образование. Требуется активно использовать инструментарий закона о стратегическом планировании, согласуя динамику предоставления финансовых ресурсов с задачами развития экономики. Для решения этих задач у нас есть не более 2-3 лет, в противном случае наше экономическое и технологическое отставание станет труднопреодолимым.

Второе. Основной риск для инфляции в условиях свободного плавания рубля связан с курсовой динамикой. Следовательно, для достижения основной цели деятельности Банка России - снижения инфляции в долгосрочном периоде требуется переориентировать экономику на замещение импортных товаров и иностранных кредитов, что снизит влияние курсового фактора. Пытаясь подавить инфляцию чисто монетарными методами, успеха нам не добиться.

Третье. Налоговые и кредитные стимулы должны стать механизмом структурной политики, для чего следует увязать условия их предоставления с выполнением ряда обязательств со стороны получателей. Для этого можно предоставить Счетной палате право оценивать использование средств, направленных через специализированные финансовые инструменты и иные льготные механизмы, и, в случае существенного неисполнения условий получателями средств, при отсутствии форс-мажорных факторов, допустить возможность пересчета стоимости кредита по рыночной ставке. Тем Не Менее чтобы данный механизм заработал, процентная ставка по таким инструментам должна быть как минимум вдвое ниже ключевой ставки центробанка.

Аналогичным путём можно повысить эффективность налоговых льгот, предоставив организациям, работающим в сфере добычи полезных ископаемых, возможность снизить сумму налога на сверхдоходы, полученные от девальвации, на величину инвестиций в проекты, направленные на снижение зависимости от импорта оборудования, создание технологических центров, инвестиций в НИОКР в области импортзамещения. В конечном счете это снизит риски самих нефтяников, против которых введены секторальные меры. Можно также упомянуть о поручении Президента Правительству по сокращению неэффективных расходов бюджета, реализацию которого Минфин подменил плоским секвестром, бесперспективность которого очевидна.

Последнее. Банку России важно ориентироваться на трансформацию своими действиями архитектуры региональной, а, при наличии возможности, и будущей глобальной финансовой системы в сотрудничестве с регуляторами прочих стран, иначе это будет сделано другими, причем без учета наших интересов. Попытки как-то “закрыться”, надеяться на то, что глобальные проблемы сами собой разрешатся, обречены на провал.

В связи с изложенным, фракция КПРФ призывает Банк России учитывать наши предложения и замечания при проведении своей политики, а также рассчитывает, что денежно-кредитная политика станет эффективным инструментом для обеспечения устойчивого развития экономики.

***

Также предлагаем ознакомиться с кратким изложением заключения комитета по финансовому рынку, которое было подготовлено рабочей группой под председательством В.В. Кумина.

Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Банка России!

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый промежуток времени и отмечает следующее.

Документ был существенно доработан по сравнению с ранее внесенным вариантом в соответствии с рекомендациями Рабочей группы, которая на своем заседании подробно рассмотрела политику Банка России.

В 2015 году мировая экономика вступила в промежуток времени повышенной нестабильности, который вызвал дальнейшее падение цен на товарных рынках и увеличение волатильности на фондовых биржах. В этой обстановке возросшей неопределенности, жестких и быстро меняющихся внешних условиях повышаются требования к способности финансовых и экономических властей не только успевать следовать за событиями, тем не менее и действовать на опережение, верно прогнозируя их дальнейшее развитие, воспринимать целостную картину взаимосвязей в экономике и финансовом секторе, учитывать передовой международный опыт.

С ноября 2014 года Банк России работает в режиме плавающего курса рубля, переход к которому был неизбежным ввиду фундаментального изменения внешних условий, вследствие которого оставаться в прежнем диапазоне курсовых соотношений не представлялось возможным. При этом проявилась высокая уязвимость российской финансовой системы, ставшая следствием низкой степени диверсификации национального экспорта и большой зависимости экономики от иностранных кредитов. Благодаря совместным усилиям Правительства и Банка России по восстановлению финансовой стабильности наиболее острый промежуток времени для финансового сектора в целом остался позади.

Вместе с тем, ситуация в реальном секторе остается тяжелой, имеются значительные риски дальнейшего ухудшения положения бизнеса и населения. По Той Причине продолжительная стагнация экономического роста приведет к неизбежному ухудшению и в финансовом секторе, то переход от повестки антикризисного реагирования к решению задачи долгосрочного развития экономики становится неизбежным. При этом адаптация экономики к новым условиям с учетом конкурентных преимуществ, полученных в результате вынужденного ослабления национальной валюты, создает для этого необходимые предпосылки. Тем Не Менее для их реализации требуется совершенствование государственной экономической политики, включая денежно-кредитную политику как её важнейшую составляющую.

Комитет отмечает, что после перехода к плавающему курсу российская экономика ввиду её сырьевого характера иначе реагирует на внешние шоки, чем экономики стран с диверсифицированной структурой экспорта. Так, в частности, падение цен на нефть приводит к значительной девальвации национальной валюты, что в условиях высокой зависимости от импорта как потребительских, так и инвестиционных товаров, ведет к росту инфляции и инфляционных ожиданий. Одновременно в силу ряда причин, о которых подробно говорится в подготовленном Комитетом Заключении, под влиянием этих же внешних факторов значительно падают темпы роста ВВП в стране, вплоть до перехода экономики к рецессии.

В результате рост инфляции вынуждает Центральный банк ужесточать денежно-кредитную политику, которая де-факто становится проциклической, что приводит к неоправданному углублению и большей продолжительности экономического кризиса. Тем Не Менее экономическая наука говорит нам о том, что в ситуации сильного спада ВВП, когда экономика работает значительно ниже своего потенциального уровня, о чем говорят отрицательные показатели разрыва выпуска по данным самого Банка России, следует не ужесточать, а смягчать денежно-кредитную политику.

Для такого утверждения имеется несколько оснований. Во-первых, при таком сценарии инфляция в стране имеет не монетарный, а преимущественно девальвационный характер, в связи с чем эффективность борьбы с ней монетарными методами невелика. Во-вторых, в условиях кризиса значительно возрастает премия за риск в составе стоимости кредита, и ужесточение условий на финансовом рынке может происходить автоматически, без дополнительного вмешательства регулятора. Наконец, международный опыт стран с аналогичной структурой экспортера, применяющих режим плавающего курса, в частности Норвегии, показывает, что в условиях ухудшения внешней конъюнктуры они зачастую предпочитают поддерживать экономику путём ослабления монетарных условий, даже если это сопровождается ускорением девальвации национальной валюты и повышением уровня инфляции, то есть фактически применяют контрциклическую политику.

В связи с чем Комитет, признавая важность сохранения ценовой и финансовой стабильности, призывает Банк России внимательно изучить опыт контрциклической политики, и подчеркивает, что применение такого подхода становится особенно актуальным в случае реализации рискового сценария, при котором цена ошибочной политики становится особенно высока, и может возникнуть угроза не только экономическому развитию, тем не менее и социальной стабильности, что для государственной власти является неприемлемым.

Комитет отмечает, что ожидания сокращения ключевой ставки, базирующиеся на основе прогнозов Банка России о динамике инфляции в 2016 и 2017 годах, привели к образованию “инвестиционной паузы” в экономике, по той причине организации стали откладывать вложения в основной капитал, ожидая существенного смягчения денежно-кредитной политики в будущем. При этом возобновление инвестиционной активности позволило бы не только расширить объёмы производства, тем не менее и заменить отечественной продукцией часть подорожавшего вследствие девальвации импорта, что способно привести к снижению цен в экономике.

Комитет рекомендует Банку России изучить опыт зарубежных центробанков по воздействию на “длинный” компонент кривой доходности на рынке капитала, по той причине именно долгосрочная стоимость кредита имеет ключевое значение при принятии инвестиционных решений.

Также Комитет считает возможным рекомендовать Банку России расширить действие специализированных механизмов рефинансирования, какие могут стать важным инструментом в проведении структурных реформ, гибко адаптировать их условий для повышения их востребованности и эффективности использования средств, отмечая, что при оценке качества работы Центрального банка рассматриваться в первую очередь будет своевременность и результативность решений Банка России.

С учетом сказанного Комитет предлагает принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый промежуток времени.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля