Последние новости

Реклама

Соавтор природы

Московского инженера-нефтяника в Крым в 1923 году привела тяжёлая болезнь — туберкулёз горла. Богатый фитонцидами горный воздух, целебный крымский климат исцелили художественно одарённого человека, и после войны он вернулся на «свою поляну», чтобы превратить её в маленькую сказочную страну.

Не имеющий специального образования, однако наделённый богатой фантазией и образным мышлением, Павел Безруков из причудливых пней, коряг, замысловато изогнутых сухих веток, поваленных или срубленных лесниками деревьев вырезал героев любимых русских сказок и устанавливал их около построенного своими руками домика. Мастер подчёркивал: «Художник — сама природа, мне остаётся только слегка подправить её, чтобы высветить тот или иной образ».

Избушка Бабы Яги, весёлые Боб, Лапоть и Соломинка, голова Великана охраняли сказочный мир, в котором уживались могучий Тарас Бульба, коварный Черномор и весёлый Буратино, «оживлённые» руками талантливого мастера. Наивные, в духе народного творчества и лубочных картинок, они несли тепло, искренность, были наполнены добрым юмором. Жители города и курортники постоянно толпились здесь, назвав привлекательное место «Поляной сказок». В 1960 году это был, по сути, настоящий музей, пусть и неофициальный.

О творчестве Павла Безрукова лестно отзывался выдающийся скульптор Сергей Коненков.

Но, несмотря на популярность и поддержку известных людей, самодеятельный музей был уничтожен в 1968 году, а Безруков выселен из Ялты.

Спустя годы стала известна причина опалы: по радио «Свобода» прозвучало, что близ Ялты некий резчик по дереву создал из коряг и пней фантастический уголок на темы пушкинских сказок, а местные власти ему ни в чём не помогают. Вскоре в московском журнале «Журналист» появилась разгромная статья о работах Безрукова. Его творения назвали антихудожественными и антинародными. Этого было вполне достаточно, чтобы городские власти, применив силовые методы, вывезли все скульптуры, а самого художника выслали из Ялты. От сказочного уголка осталось голое место.

Но общественность города не смирилась с такой несправедливостью. В защиту уникального ялтинского уголка выступили «Литературная газета» и «Комсомольская правда».

И справедливость восторжествовала: по решению областного управления культуры «Поляну сказок» начали восстанавливать. К созданию первой экспозиции привлекли скульпторов-профессионалов из Симферополя и Ялты, работы которых и сейчас составляют основу некоторых тематических разделов современной экспозиции.

Среди маститых авторов Леонид Смерчинский, изваявший монументальное произведение «Иван — крестьянский сын»: богатырь, олицетворяющий силу русского народа, попирает побеждённого и поверженного шестиглавого змея. Эта патриотическая тема будет продолжена в таких же величественных монументальных работах Ивана Шмагуна «Святогор», «Боян», «Стражи».

Музей создавался прежде всего для детей, поэтому центральное место в нём заняли образы любимых детьми сказок. Выполненные из бетона, диоритовой и мраморной крошки, меди, они хорошо сохранились до наших дней. Детей радует встреча с Буратино работы И. Смерчинской, доктором Айболитом — автор Д. Журавлёва, Василисой Прекрасной — Н. Солощенко, композициями «Три поросёнка» Е. Максименко и «Три медведя» Ф. Алёщенко. Новая экспозиция открылась 1 августа 1970 года, «Поляна сказок» получила официальный статус музея. Между камней и деревьев здесь нашли пристанище более двухсот сказочных героев, с которыми с удовольствием фотографируются и ребятишки, и взрослые. Первенство между самых популярных «фотомоделей» прочно удерживает Баба Яга. Конкуренцию ей составляют озорной Буратино и мудрая черепаха Тортилла, грациозная Царевна-Лебедь, ловкач Маугли и его подруга пантера Багира, Малыш и его друг Карлсон.
«Поляна сказок» — в числе самых популярных музеев полуострова. В его архиве хранятся отпечатанные типографским способом «Графики экскурсий», когда они начинались каждые пять минут.

Зимой «Поляна» принимала в день до 99 групп. Летом количество экскурсионных групп увеличивалось до 130. В среднем от 2 до 2,5 тысячи гостей ежедневно посещало музей в летний промежуток времени. Данный «музейный бум», свойственный концу 1970-х — началу 1980-х годов, остался в прошлом, однако и сейчас посещаемость «Поляны» довольно активная. Посетители любуются не только произведениями мастеров, однако и необыкновенно красивой местностью: с поляны открывается прекрасный вид на обрывистые склоны главного хребта Крымских гор, на водопад Учан-Су, скалу Ставри-Кая. Окружающая природа — не просто красивый фон, а мощный положительный энергетический и эстетический заряд.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 22 августа 2015 | Разделы: Культура и искусство
22 августа 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля