Последние новости

Реклама

Должно быть 20 метров свободного берега

Согласно федеральному законодательству вся береговая полоса водоемов общего пользования в России является общедоступным местом. Ширина берега, куда должен иметь свободный доступ любой, — 20 метров. И Севастополь не должен быть исключением, сообщает издание «Севастопольская газета».

Есть в законодательстве исключение — у каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых меньше 10 км, такая полоса составляет лишь 5 м. У болот, ледников и т.п. полоса не установлена.

Каждый имеет право

В ст.6 Водного кодекса РФ закреплена общедоступность пользования водными объектами общего пользования: «Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами». А также — береговой полосой этих водных объектов: «Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств».

Указанная статья также дает определение водным объектам общего пользования (общедоступным водным объектам) — это поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Однако с оговоркой: если иное не предусмотрено ВК РФ.

Надо сказать, что иное прямо Кодексом не предусмотрено, и, следовательно, на статус водного объекта как общедоступного не влияет предоставление его в пользование по договору водопользования или по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления либо пользование без принятия таких правовых актов каким бы то ни было физическим или юридическим лицом любой формы собственности и подведомственности.

Согласно ст.27 п.8. Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. При аренде прибрежной земли владелец должен обеспечивать, а не просто не запрещать (установив при этом непроходимый трехметровый забор, например) свободный доступ граждан к водному объекту. Ст.39.8 п.4 ЗК РФ говорит: «Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе».

Таким образом, если акватория водного объекта и прибрежная территория не используются для питьевого водозабора и не являются особо охраняемыми, то доступ к ним должен быть для граждан беспрепятственным.

Море за забором

Как многое в нашем несовершенном обществе, данный законодательно закрепленный момент часто обходится людьми, стремящимися к личному заработку или спокойствию. Такие люди огораживают подходы к морю и стараются пользоваться благами этого мира в одиночку или вместе с нами, однако за умеренную плату. Такой подход незаконен и должен пресекаться.

Поправки в закон, конкретно определяющие право всех без исключения граждан на свободный доступ к берегам водоемов, были приняты в 2007 году. После этого в России возведение вплотную к берегу запрещено. Те же, кто уже успел построиться, должны были обеспечить свободный доступ к береговой полосе в 20 метров, поломав для этого, если потребуется, свои постройки, заборы и т.п.

Особо отметим, что закон касается всех физических лиц и организаций любой формы собственности и подчинения.

Поэтому вызывают недоумение до сих пор имеющие место правовые казусы в судах, когда служащие Фемиды выносят решения, аннулирующие предписания природоохранной прокуратуры или иных административных органов о требовании к арендаторам соблюсти условия обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и понести ответственность по п.8.12.1 КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе».

Наказание, к слову, достаточно чувствительное: штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Суды зачастую защищают лечебно-оздоровительные учреждения, объясняя их «неприкосновенность» особым статусом, якобы исключающим отнесение территорий таких организаций к общедоступным. Однако СанПиНы (по сути, отраслевые нормативные акты), на какие в таких случаях ссылаются суды, не могут быть по юрисдикции выше федеральных законов.

В отдельных случаях также обходить требования Кодексов позволяет федеральный закон о противодействии терроризму: собственники объясняют наличие ограждений береговой линии принятием у себя на объекте соответствующих мер. На самом же деле за забором могут проводиться привилегированные мероприятия и вовсе не находиться объекты или люди, нуждающиеся в защите от потенциальных террористических атак.

В некоторых городах (например, Анапе) на всех уровнях поддерживают нормы Кодексов, обеспечивающих допуск граждан к морю на всей протяженности городской береговой линии. Заборы даже специальных учреждений там отнесены от кромки прибоя не меньше, чем на 20 метров. А вот в Сочи, так же, как пока и в Севастополе, нарушений хватает. Лучшим способом борьбы за свои права сегодня остается активность общественности — обращения в контролирующие и административные органы.

Кто должен это обеспечить

Большая роль в наведении порядка и обеспечении правового использования береговой полосы отводится местной власти. Обязанность обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относится к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также местные власти должны следить за соблюдением договоров аренды береговой линии, в которых можно прописать, какую плату и за какие услуги будет брать с граждан арендатор (кроме платы за вход — он свободен).

Естественно, при этом в договоре указываются обязанности арендатора по уходу за территорией и её оборудованию, организации свободного и бесплатного доступа к водному объекту всех желающих, даже при использовании акватории для рекреационных целей (отдыха, оздоровления, туризма, спорта).

Тоже важно:

Дата: 9 июля 2015 | Разделы: События
9 июля 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля