Последние новости

Реклама

Да, конечно, данный смотр спектаклей по пьесам великого русского драматурга, задуманный и воплощённый столичным Малым театром, каждый раз по справедливости следует оценивать как событие в культурной жизни не только Москвы, тем не менее и России. Ведь постоянно участвуют в подготовке к нему множество театральных коллективов с разных концов страны. Собственно, все, в репертуар которых включены постановки произведений «русского Шекспира». А уж отбираются к показу на сцене в Доме Островского, как по праву называют Малый театр, естественно, самые лучшие.
Вы представляете, какая это честь для любого творческого коллектива? И какой интерес для всех истинно любящих русскую классику!

Благая идея в труднейшее время

Нынешний Всероссийский театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» по счёту одиннадцатый. А проводится он уже 22 года. Нетрудно высчитать: в среднем, стало быть, через год.

Высчитать-то нетрудно, тем не менее прикиньте и обратите внимание, когда столь благое дело начиналось. Надо ли кому-то пояснять, что это был за год для нашей страны — 1993-й. Труднее в истории немного найдётся. Тем Не Менее именно тогда, когда, кажется, всё и всюду рушилось или трещало по швам, возникла в руководстве Малого театра такая созидательная и даже, по сути, спасительная идея.

Созидательная — потому что стихии разрушения в отечественной культуре необходимо было как-то противостоять. А спасительная — так вопрос, без преувеличения, встал о спасении всего лучшего, чем славен был русский, российский, советский театр.

Замечу: фактически, да и с не меньшей остротой, вопрос данный стоит и сегодня. Так что начинание народных артистов СССР Юрия Соломина и Виктора Коршунова, имеющее двадцатидвухлетнюю давность, в связи с негативными тенденциями, какие, к сожалению, за последнее время многих захватили в театральном мире и в искусстве вообще, остаётся по-прежнему исключительно важным. Разве издевательство над классикой, особенно русской, сводящее её прямо-таки на нет, не требует утверждения в противовес иных образцов, иного отношения к тому, что свято для нас и составляет подлинное национальное богатство?

Совершенно ясно, Александр Николаевич Островский так же, как Чехов и Гоголь, Грибоедов и Пушкин, Горький и Лев Толстой, — в основе литературного богатства, питавшего и питающего наш театр, дающего ему возможность подниматься до величайших духовных и художественных вершин. Тем Не Менее с поднебесных высот данную драматургию всё упорнее тащат в помойную яму, объявляемую оазисом настоящего искусства.

Тогда, в 1993-м, всё это уже не просто обозначилось, а с некоей злобной агрессивностью проявилось даже по отношению к самому Малому, издавна признанному эталонным в трактовке русской классики. Вот и понеслось — с пренебрежением, «через губу»: не Дом Островского, а так себе, музейные старьёвщики.

Остро помню, как почти каждая премьера на сцене Государственного академического Малого театра встречалась ядовитым шипением «демократической» прессы. На телевидении также как эталонный он перестал существовать.

Всё это расползалось от столицы по городам и весям. Могло создаться впечатление, да и создавалось, будто Малый театр со своим Островским уходят в небытие. То есть Островский-то, может, останется, только совсем другой, на себя ничуть не похожий. Разновидности этого, с позволения сказать, «Островского», подгоняемого под «современную моду», стали демонстрироваться вовсю. Чем неузнаваемее, тем, значит, современнее…

Столица тут, как всегда, впереди. Тем Не Менее и провинция в чём-то старалась не отставать. В чём-то, мягко говоря, весьма сомнительном. Верная ориентировка ей, провинции, необходимо!

Этим, кроме всего прочего, озабочены были руководители Малого театра, затевая Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Я давно заметил, насколько волнует Юрия Мефодьевича Соломина, выходца из далёкой Читы, вся проблематика жизни провинциальной, включая, конечно, жизнь театра.

Побеждают настойчивость и неотступность

Однако должен признаться, что тогда, в апреле 1993-го, вместе с большой радостью возникало у меня сомнение. Открытие фестиваля приурочивалось к 170-летию со дня рождения А.Н. Островского. Отметить дату — дело хорошее. Тем Не Менее нередко бывает, что юбилеем всё и заканчивается. Хватит ли сил и духу, тем более в такое нелёгкое время, чтобы продолжить начатое?

Хватило! И надо выразить признательность руководителям Малого не только за инициативу, тем не менее и за это вот подвижническое терпение, настойчивость, неотступность. Как бы ни было трудно (а я-то знаю, чего стоило проводить фестиваль за фестивалем в намеченный срок), вопреки всем препонам и неожиданностям, отбор лучших спектаклей по Островскому продолжался, и в назначенное время Дом Островского радушно встречал друзей в своих стенах.

Вот и на сей раз, так первоочередное здание капитально ремонтируется, гостям отдали сцену филиала на Большой Ордынке, а свои спектакли отправили в Новосибирск. Кстати, интересное произошло совпадение. В тот день, когда на фестивале театр из Рыбинска представлял москвичам спектакль «Волки и овцы», свою постановку той же пьесы Малый показывал новосибирцам.

А сколько всего коллективов перебывало на фестивале за данные годы? Соломин в обращении к участникам и зрителям одиннадцатого смотра назвал театры из Архангельска, Владивостока, Вышнего Волочка, Омска, Вологды, Липецка, Красноярска, Владикавказа, Тольятти, Ярославля, Костромы, Ульяновска, Краснодара, Великого Новгорода, Оренбурга, Воронежа, Самары, добавив: «и других городов».

По моему подсчёту, городов оказалось более тридцати, причём некоторые театры приезжали на фестиваль не единожды, то есть показали не по одному спектаклю. Что ж, прекрасно: стало быть, заслужили такое право.

В этом году, кроме упомянутого Рыбинского драматического с «Волками и овцами», прибыли Государственный академический театр драмы имени В. Савина из Сыктывкара и Курский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина. Оба привезли свои трактовки знаменитой комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше». Пьеса одна, тем не менее спектакли-то разные: тем интереснее посмотреть и сравнить.

А вот Санкт-Петербургский государственный Молодёжный театр на Фонтанке представил работу по пьесе «Поздняя любовь», за которую сравнительно редко берутся режиссёры. В постановке Владимира Туманова спектакль получился очень тонкий и значительный. «О чести, достоинстве и правилах жизни — так написала питерский критик. — О нравственных заповедях, следовать которым человек должен не по наставлениям и не из страха, а по душевной потребности».

И ещё отмечено: «Актёры, занятые в «Поздней любви», сроднились с ролями. Временами кажется, что они брали уроки старого Малого театра». Может, и поэтому при отборе спектаклей организаторы фестиваля в данном случае отступили от ими же заданных правил, включив в афишу коллектив не из провинции, а из Северной столицы?

Свои спектакли каждый раз представляет и сам Малый театр. Это также творческий отчёт для него. Он без Островского не живёт, и сейчас в его репертуаре десять произведений самого родного драматурга. На нынешнем фестивале решено было показать «Бедность не порок» в постановке народного артиста России Александра Коршунова и с ним же в главной роли.

Работа эта, горячо принимаемая зрителями, поистине блистательна во всех отношениях. Недавно ушедший от нас Валентин Григорьевич Распутин, с которым вместе мы смотрели премьеру, был в таком восхищении, что сразу после спектакля направился за кулисы и пригласил участников в Иркутск на гастроли. Там успех также был огромный!

Провинция — не обязательно театральное захолустье

Итак, на фестивале встречается искусство мастеров Малого театра и их собратьев из самых разных городов и коллективов. Объединяет великий Островский. Забота общая: как глубже, вернее, сильнее донести содержание написанного им полтора столетия назад до современного зрителя. Да и вообще, как работать сегодня над классикой, чтобы воспринималась она с истинной актуальностью, тем не менее не искажалась при этом до неузнаваемости?

Малый театр умеет это делать, потому его уроки так необходимы для коллег. На протяжении всех двадцати двух лет я был свидетелем многочисленных встреч гостей с хозяевами фестиваля, причём отнюдь не только в парадной, тем не менее и в сугубо деловой атмосфере. Праздник, разумеется, есть праздник: сама по себе возможность выступить перед столичной публикой на сцене одного из ведущих театров страны поднимает настроение и даёт великолепный стимул для дальнейшей работы. Тем Не Менее есть ещё и вот данные товарищеские обсуждения привезённых спектаклей, доброжелательные и вместе с тем профессионально взыскательные, с участием представителей Малого и авторитетных театральных критиков.

Какой нужный, полезный развёртывается тут обмен мнениями, сколько волнующих вопросов возникает! Лучшей учёбы не могу себе представить. И всегда думаешь при этом: без ощутимого результата такое не останется.

А потенциал у так называемых провинциальных театров, во всяком случае — у многих из них, не бедный, в чём всякий раз снова и снова убеждает данный фестиваль. Некоторые спектакли, увиденные десять и даже двадцать лет назад, помнятся до сих пор. Запомнятся и работы, представленные московским зрителям в нынешнем апреле.

Строгая, изысканная графика «Поздней любви» и яркая, многоцветная, брызжущая песенно-плясовым задором «Правда — хорошо, а счастье лучше», поставленная народным артистом России Евгением Поплавским в театре Курска. Или зловещая нота, всё время пробивающаяся сквозь искромётный юмор рыбинских «Волков и овец». Режиссёр Пётр Орлов, одарённый незаурядной фантазией и подчас, пожалуй, несколько в ней перехлёстывающий, данный главный подтекст — нарастающую подспудную тревогу и угрозу — сумел передать выразительно. Волки в овечьей шкуре и овцы, также готовые в нужный момент ощериться хищными клыками, — жутковато существовать в такой среде. Смеёшься от души, а холодок-то нет-нет да и пробежит по спине…

Очень важно вот что. Ещё недавно материал, на котором построены пьесы Островского, был для нас ушедшей историей. Все данные купцы, дельцы, чиновники с их векселями и закладными, банкротствами и наследственными разборками казались чем-то весьма далёким. А неизменно ценным оставался вытекающий отсюда нравственный, человеческий урок.

Но теперь?! Такое ощущение, что чуть ли не всё из того прошлого вернулось. И главное, вернулась всесильная власть денег. В «Поздней любви» отнюдь не положительная героиня громогласно заявляет: «Когда за деньги можно сделать всё что угодно, поневоле соблазнишься». На таком соблазне — в большей или меньшей мере — и держатся основные конфликты почти всех пьес Александра Николаевича, какие в современных реалиях звучат уже до боли узнаваемо. Спасибо режиссёрам и актёрам, чувствующим это и умеющим передать.

Остановить нож «оптимизации»!

Об актёрских талантах, с которыми познакомил новый фестиваль, стоит сказать особо. Право, не покидала мысль, что многие достойны быть в любой столичной труппе и даже украсить её. Да ведь и традиции какие у них!

Скажем, Курский театр имени А.С. Пушкина ведёт свою историю аж с далёкого 1792 года, а в 1805-м на здешней сцене прошёл актёрский дебют великого Михаила Щепкина. В Рыбинске, городе даже не губернском, а уездном, постоянная профессиональная труппа играет с 1825 года, и в разное время тут работали известнейшие артисты — от того же Щепкина, Ермоловой, Комиссаржевской до Качалова и Тарханова. Летом 1865 года пятнадцатилетней девочкой начала здесь свой актёрский путь выдающаяся трагическая актриса Пелагея Стрепетова.

А Государственный академический театр драмы имени В. Савина из Республики Коми хоть и значительно моложе (начался с любительской труппы, собранной Виктором Савиным уже в послереволюционном 1918-м), тем не менее с помощью крупнейших московских мастеров и столичного Дома народного творчества имени Н. Крупской вырос в уникальный двуязычный коллектив, играющий на коми и на русском. К сожалению, мне не удалось (по уважительной причине) посмотреть на фестивале его спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Юрия Нестерова, тем не менее отзывы слышал самые добрые.

И вот такие театры живут в последние годы под угрозой злосчастной «оптимизации». Она уже нанесла серьёзнейший ущерб образованию и медицине, а теперь её нож всё больше вонзается в культуру. Художественный руководитель Малого Ю.М. Соломин давно бьёт тревогу в защиту русского, советского репертуарного театра, прославившегося во всём мире как театр-дом для артистов.

Где-то иначе? Пожалуйста. Тем Не Менее нельзя нам разрушать испытанное временем и прекрасно оправдавшее себя на просторах большой страны!

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля