Последние новости

Реклама

Полвека назад дорогу к этой знаменитой на весь Севастополь деревянной будочке с надписью «Фуражечная» знали все военные города, равно как и высшие чины командования Черноморского флота. Теперь на её месте — современное двухэтажное здание. Неизменна лишь надпись на фасаде: «Фуражечная мастерская». Своих клиентов встречают хозяева — наследники династии Рафаиловых, чета фуражечников Вячеслав и Надежда, сообщает издание «Севастопольская газета».

Мастерская, а ныне фуражечное ателье работало в СССР, в Украине и вот теперь в России.

— Севастопольский пошив считался самым шикарным ещё с начала прошлого века, — говорит В.Рафаилов. — Сейчас лето, многие приезжают из Мурманска, Североморска, Дальнего Востока, Санкт-Петербурга. Заказывают и покупают фуражки себе и своим знакомым. Детям в подарок — бескозырки. Я свою первую бескозырку смастерил в восемь лет, дед мне даже не помогал, сказал — возьми да сделай!

Как в подтверждение его слов, в мастерскую заглядывает семья из Североморска: в прошлом году старшему сыну, десятилетнему Алеше купили бескозырку. Теперь она маловата и перешла к младшему, пятилетнему Илюше. Тем Не Менее старший братец тут же затребовал себе новую. И только такую, как шьют в Севастополе! Мерки привезли с собой. Сувенирную фуражку, что умещается на ладони, северяне берут как талисман в салон машины. Символ города, что ни говори.

— Иногда целыми пакетами фуражки закупают, — улыбается Н.Рафаилова. — У меня в Питере сестра с мужем также свою фуражечную держат, дядя в Израиле пожил и вернулся, также мастерскую в северной столице арендует. Да только питерские военные не упускают возможность в Севастополе головной убор прикупить, чтобы пофорсить перед сослуживцами.

С присоединением Севастополя и Крыма к России работы у мастеров прибавилось в разы. Украинские военные также заказывают фуражки по старой памяти, теперь уже из новых мест дислокации. В основном это постоянные клиенты, которых тут помнят. Рафаиловы высылают заказ по почте.

Обычно к верхним головным уборам у военных требования жесткие: тулья выверяется командиром до миллиметра, так же, как и козырек. В тех частях, где начальство демократичное, служащие позволяют себе вольности, другими словами, модничают. Низкая тулья и почти овальный верх считаются особым шиком.

Обычно военно-морская фуражка служит 7-10 лет. По словам Дениса, зятя Рафаиловых, мастера с пятнадцатилетним стажем, понимающие люди стараются сделать заказ из советских ещё материалов, которым просто нет сносу. В ателье ими запаслись с незапамятных времен: как знали, что жить придется в эпохи перемен.

— Скажем, приходит клиент и говорит: я хочу фуражку из такого же материала, как у моего отца и деда, — рассказал Денис. — Они по 15 лет носили, и мне сделайте такую же. А материал вот он, сохранился! Касторовая шерсть (ворсистая ткань из бобрового пуха — Прим. ред.), шерсть лавсан, при правильном уходе такая фуражка всегда будет иметь достойный вид.

— Только вот военные избаловались совсем, — смеется Н.Рафаилова, сноровисто вдевая в фуражечный чехол гибкий металлический каркас. Стопки из фуражек метровой высоты высятся пред ней на рабочем столе, на заднем фоне — двухсотлетние швейные машинки «Зингер», исправно работающее наследие прадеда. — Вместо того, чтобы постирать чехол вручную, засовывают в стиральные «автоматы», — продолжает она. — Потом приносят мятую тряпку — сделайте что-нибудь! А что тут уже сделаешь? Надо новую заказывать.

Нередки случаи, когда новую фуражку служивый приходит заказывать на следующий день после «сборки». Да-да, сборки, фуражки не шьют — их, на профессиональном языке, собирают, и этому ремеслу не учат ни в одном учебном заведении, оно передается по наследству. Так вот, бывает, получил офицер свой заказ и идёт с товарищами обмывать обновку в ближайший кабачок. Да там её забывает на радостях, а начальству не объяснишь, вот и приходится шить по второму разу.

Тоже важно:

Дата: 24 июля 2014 | Разделы: События
24 июля 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля