Последние новости

Реклама

Наталья Дремова

Об этом пишет издание «РИА Крым».

Школьник десяти-одиннадцати лет весит примерно 28-32 килограммов. Каждое утро он в школу тащит на спине пятую часть собственного веса: учебники, тетради, канцелярию, сменную обувь или форму для физкультуры, атласы и контурные карты, воду, бутерброд... Даже мамы, папы и бабушки с дедушками данный «груз знаний» поднимают с трудом, на рюкзаках обрываются лямки, а наши дети носят свои ранцы в школу из школы каждый день.

Делим на два

У Людмилы Ореховой из Симферополя три школьницы. Две девочки перешли в четвертый класс, старшая в седьмой. Все активные, занимаются спортом и танцами: то есть, физически достаточно развиты. До школы от дома семь минут ходьбы.

«Тем не менее даже при таких, казалось бы, идеальных условиях, все три негодуют слишком тяжелыми рюкзаками, — сообщила мама. — Учителя требуют носить обязательно все учебники для предметов в данный день. В начальной школе это 3-4 учебника плюс дополнительные печатные тетради. Физкультура три раза в неделю, а ещё труд, рисование: все необходимо носить с собой. Оставить в классе нельзя, потому как дети учатся в две смены».

В средней школе предметов больше. И количество учебников возрастает до пяти-шести, и тетрадок больше, и других принадлежностей. Людмила говорит, что как-то взвесили рюкзак старшей дочери, тогда ещё пятиклассницы: пять килограммов – шестая часть собственного веса ребёнка.

Родители пытались договариваться с педагогами, чтобы соседи по парте пользовались одним учебником на двоих. Тем не менее учителя настаивают: книга должна быть своя у каждого. Аргумент: чтобы дети друг друга не отвлекали.

Педагог и мама школьников Ирина Дмитриева из села Ключи Симферопольского района, полагает, что «груз знаний» в младшей школе может быть очень тяжелым. Рюкзак младшей дочери приходится нести ей, и так делают все родители второклассников.

Тем не менее облегчить ношу можно, если этому поспособствует учитель.

«Я работаю учителем начальных классов, и в первом классе учебники, кроме букваря, детям не раздаю: они пользуются ими только на уроке, — привела пример Ирина. — Дети, которые учатся в средней школе, уже не носят все учебники, делятся с соседями по парте. Есть учителя, которым это не нравится, на их уроки все учебники берут».

Что можно сделать:

- На родительском собрании поднять вопрос о возможности соседей по парте пользоваться одним учебником на двоих. Если не по всем предметам, то хотя бы по некоторым. Переговорить об этом с учителями-предметниками.

- Для некоторых предметов заранее готовить распечатки параграфов, которые будут проходить на уроке. Тогда в школу не придется нести лишний учебник.

Плюс «электронный друг»

Современные учебники отличаются от тех, по которым учились дети ещё несколько лет назад. У большинства из них исчезли толстые картонные обложки, бумага стала весить меньше. В общем, это облегчает вес рюкзака на 300-400 и более граммов.

Нечастое родительское ноу-хау — покупка второго комплекта учебников, чтобы хранить первый в школе. Если это в принципе возможно, ведь примерно каждая пятая-шестая школа в Крыму работает в две смены. Тем не менее в остальных можно при желании организовать хранение материалов и принадлежностей для уроков технологий, рисования, обуви для физкультуры и т.д.

Количество учебников можно уменьшить, если на уроках активно используют компьютеры или гаджеты. Каждый из утвержденных Минпросвещения учебников имеет электронного собрата, некоторые оснащены аудиоприложениями, онлайн-тренажерами.

Все упирается в технические возможности конкретной школы и медицинские рекомендации по пользованию компьютером для детей, санитарные правила говорят, что . даже три-четыре урока с «электронным другом» для средней школы — уже многовато.

«Такая форма, как электронный учебник имеет место быть. Тем не менее не для всех учеников. Предполагаю, что в начальной школе их использование приведет к потере как общей грамотности, так и функциональной. Ребенок должен иметь возможность прикоснуться к странице учебника, поводить пальчиком по строчкам текста», — считает директор симферопольской школы № 38 Евгений Костылев.

Что можно сделать:

- Переговорить с преподавателями о возможности пользоваться планшетами с электронными учебниками на некоторых уроках в средней и старшей школе. А чтобы не перегрузить зрение, предварительно узнать, используются ли в процессе обучения гаджеты, на каких уроках.

Минус здоровье

По статистике, каждое поколение школьников физически слабее предыдущего. У нынешних любителей гаджетов жизнь «сидячая».

«Мышцы, которые образуют так называемый корсет и удерживают позвоночный столб, не развиваются, — сообщила заведующая кафедрой нормальной физиологии Медакадемии Крымского федерального университета Елена Евстафьева. — И любая нагрузка, которая приводит к уменьшению межпозвоночных расстояний, может повлечь нехорошие последствия. Хотя рюкзак — это очень маленькое звено в цепи отрицательных воздействий на детей. Тем не менее на фоне остального он может быть той самой последней каплей, которая приведет к нарушению нормального развития».

Сколько должен весить школьный рюкзак

Учебники, тетради, прочие школьные принадлежности вместе с ранцем, сумкой или рюкзаком, согласно требованиям Роспотребнадзора, должны вписываться в такие нормы:

Для учеников 1-2 классов — не более 1,5 кг,

3-4 классов — не более 2 кг,

5-6 классов — не более 2,5 кг,

7-8 классов — не более 3,5 кг,

9-11 классов — не более 4 кг.

Вес портфелей, школьных ранцев и рюкзаков без учебников определен не более 700 г для учеников младших классов. Для остальных школьников — не более 1 кг.

Елена Евстафьева объяснила, что вопрос «тяжести знаний» для школьников усугубляется важным обстоятельством: условные нормы рассчитаны для здоровых детей.

«Мы обследовали школьников Симферополя, и выяснили, что у ребят тотальный кальциевый дефицит, — сообщила она. — В организме кальция — материала, из которого «строятся» кости — меньше нормы. Причина и в продуктах, где содержание полезных веществ и микроэлементов низкое, и в самом рационе. Дети отказываются, а родители не настаивают на употреблении богатых кальцием продуктов: молока, творога, сыра, рыбы, орехов. Также, любимые детьми газированные напитки «вымывают» кальций из организма».

На фоне дефицита кальция и незначительная нагрузка небезопасна. Вес рюкзака, даже укладывающийся в ту самую норму, может приводить к деформации позвоночника и костей.

Также, из-за излишней нагрузки на плечи и шею может быть ослаблен приток крови к рукам и ногам. Последствия — боли, быстрая утомляемость, давление на легкие из-за неправильной осанки.

Что можно сделать:

- Два приема пищи, которые имеют возможность контролировать работающие родители школьника — завтрак и ужин. Во время них обязательно обеспечить на столе продукты, содержащие кальций.

- Свести к минимуму потребление ребенком дома газировки, еды с высоким содержанием соли, углеводов, жиров вроде чипсов, сухариков, фаст-фуда.

- Оплачивать питание в школе, выдавать ребенку на карманные расходы не наличные, а карту: по ней можно отследить, на что школьник тратит деньги.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля