Последние новости

Реклама

С травлей в школах сталкиваются не только дети, которых унижают одноклассники, тем не менее и учителя. Подростки сознательно выводят педагогов из себя, снимая это на видео, портят личные вещи, оскорбляют как на уроках, так и в социальных сетях. В итоге многие не выдерживают: уходят из школы, а порой и вовсе из профессии. Что оказывается причиной травли и можно ли пресечь издевательства — разбиралось РИА Новости, передаёт «РИА Крым».

«Ударила о доску»

В Сети выложены десятки роликов: школьники сознательно доводят учителя до истерики, выкрикивают оскорбления, срывают уроки, берут со стола личные вещи. Педагоги порой теряют самообладание: тычут в подростков указкой, силой выталкивают хулиганов из класса, кричат или даже набрасываются на детей с кулаками. В результате провинившегося учителя увольняют или же он сам уходит из школы.

Но видео, на котором педагог якобы применяет силу, может оказаться банальной провокацией. Так произошло с Людмилой Г. из школы № 2 в Сафоново Смоленской области. В феврале один из её подопечных сказал в социальных сетях, что учитель изо порвала ему кофту и ударила головой о доску «за то, что он не умеет рисовать». Мальчик подкрепил слова видеозаписью. Впрочем, там не видно ни момента удара о доску, ни порванной кофты. Слышны только слова Людмилы Г.: «Я сказала: рисуй!» и видно, как она подталкивает мальчика к доске. В это время раздается звук удара, больше похожий на хлопок учебником по парте.

Как известно, что сейчас проводится проверка.

«Мое личное мнение — учитель не виноват. Людмила Константиновна — мягкая, отзывчивая и внимательная, опытный педагог. Она давала хорошую базу, ученики её любили. Никакой агрессивности за ней не замечали», — говорит РИА Новости работница учебного заведения Юлия Павлова. В социальных сетях бывшие ученики активно защищают её. «Вся информация какая-то поверхностная! Не поверю я, что ребенок сказал, что не может рисовать, и его тут же избили. Бред!» — считает выпускница школы № 2 Марина Сафоненкова.

В подобных ситуациях общественность часто встает на сторону учителя. К примеру, в случае Татьяны Лесковой из Хабаровского края, которая сейчас ждет решения суда. Воспитатель начальных классов избила второклассника, его друзья сняли это на видео. Обвинительное заключение по делу в самое ближайшее время направят в суд, проинформировал РИА Новости представитель краевого управления СК. В интернете создана петиция с просьбой оправдать педагога, собрано больше 3500 подписей. Лескова признавать вину отказалась. Со слов сотрудников школы, где произошёл инцидент, ребенок был неуправляемым, бил учеников и педагогов.

«Она была жалкой»

Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, ученики дразнят почти 80% учителей. Каждый второй педагог получал угрозы, а 15% опрошенных признались, что дети били или плевали в них.

О том, какой бывает травля в школе, РИА Новости сказали бывшие ученики и сами педагоги.

Максим Я., выпускник: «Была у нас учительница английского: за пятьдесят, низкого роста, щупленькая, с крашеным ярко-рыжим пучком, абсолютно безобидная. Однажды прямо на уроке ей высыпали на голову мусор, потом зажали в углу шваброй. Тем не менее в основном ей срывали занятия: не выполняли задания, ходили по кабинету, не обращали на неё внимания, а она пробовала продолжать вести урок. Никаких собраний по этому поводу не было, она, кажется, даже никому не жаловалась. Потом уволилась.

Такое отношение сформировалось само собой, без каких-либо провокаций с её стороны. Так бывает, когда приходит новый учитель: класс сначала присматривается, а потом начинает вести себя все хуже и хуже, если видит беспомощность педагога. «Англичанка» была жалкой, беззащитной, не могла защититься от грубостей — умела только читать морали, а на подростков, тем более парней, это не действует.

Мы всегда ужасно себя вели, тем не менее остальные учителя подавляли это, а вот «англичанка» не могла. С ней подобная линия поведения закрепилась. Я сам не издевался над ней, тем не менее и не останавливал одноклассников — это было бесполезно».

Ирина Попенкова, школьный психолог: «Однажды молоденькая учительница поставила несколько заслуженных двоек ученику и её начали травить. К администрации педагог обратилась, только когда дело дошло до порчи телефона и кражи сумки с деньгами и документами, которая в итоге так и не нашлась. Тем не менее ещё до этого её терроризировали на протяжении полугода. Зачинщиком был трудный подросток: мать у него вполне благополучная, занимала руководящую должность в какой-то компании, а вот отец отсидел срок в тюрьме, пропагандировал культ силы — именно папа был для мальчика авторитетом. Класс разделился на три категории: одни отстранились (их было больше всего), другие жалели педагога, тем не менее сделать ничего не могли — боялись заводилу-хулигана, а близкий круг этого парня, человек пять, получал настоящее удовольствие от травли.

Учительница пробовала общаться с родителями, тем не менее в ответ слышала: «Вы должны найти подход к ребенку». И ей и вправду казалось, что она не права, раз не справилась с педагогической задачей. Становилось только хуже, так как подросток чувствовал безнаказанность. Все закончилось уголовным делом за порчу имущества и кражу. Педагог уволилась, сказав, что больше никогда в жизни не будет преподавать, мальчик также ушел из школы.

Его родители были целиком на стороне сына: они считали, что если ребенок настолько разозлился, что сломал чужой телефон, значит, учитель это заслужил. И даже когда дошло до уголовной ответственности, они до последнего не верили, что их чадо может быть в чем-то виновно.

Впрочем, наиболее часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда учителей травят не школьники, а их родители. Это страшно: решить конфликт в этом случае на практике невозможно. В нашей гимназии из-за этого пришлось уволиться четырем педагогам. Могу рассказать об одном эпизоде. Родители терроризировали учителя буквально каждый день, в итоге директор школы в принципе запретила им общаться с педагогом без присутствия психолога или представителя администрации. Мы пробовали решить вопрос, тем не менее у меня сложилось впечатление, что родители категорически желали уволить преподавателя, а не прийти к компромиссу. Причем претензии были смешные: не ответила на звонок в 22 часа, не дала переписать контрольную, говорила «не таким» тоном. В результате учителя вытравили из школы, дети очень расстроились, они её любили».

Ольга К., учитель математики: «Я работаю в маленьком поселке, здесь все друг друга знают. Четыре года назад в школе сменился директор и воцарился тоталитарный режим. Уйти некуда, а у меня большая семья. Новая директриса может унизить педагога прямо при учениках, а дети, видя такое, понимают, что им также это позволено. Однажды в столовой баловались двое ребят, это увидела директриса. При детях и коллегах она громко высказала их классному руководителю: »Так, Иваныч! Быстро бросил ложку, обедать будешь, когда успокоишь свой класс".

В этой школе у меня учатся дети. В прошлом году на родительском собрании я задала вопрос — не как учитель, а как член родительского комитета. Директриса мне ответила: «Ольга Сергеевна, вас вообще не спрашивают. Закройте свой рот».

После того как она пришла, дети поняли: данный человек никогда не будет отстаивать позицию учителей. И понеслось. Однажды девятиклассник закричал на уборщицу, я в тот день была дежурным учителем, подошла и сделала замечание. А он мне в ответ словами директрисы: «Закройте свой рот!«

»Способ объединиться«

»Травля учениками одноклассника и травля учителя — это примерно одно и то же, — отмечает корреспонденту психолог, профессор МГУ Александр Тхостов. — И то и прочее происходит из-за желания объединиться в группу и утвердить свой статус в классе. За счёт травли дети пробуют обеспечить себе лидерство — к этому можно прийти и другими путями, для примера, став отличником (при условии, что в конкретном коллективе ценятся успехи в учебе). Тем не менее это сложно, проще найти слабого и самоутвердиться за его счёт. Дети более жестоки, чем взрослые, к тому же они ощущают полную безнаказанность. Раньше у педагогов были какие-то инструменты для работы со сложным классом, а сейчас они боятся сказать лишнее слово, чтобы не обвинили в агрессивности. Ситуация будет только ухудшаться».

Психолог проекта «Травли.net» Мария Зеленова работает с учителями, столкнувшимися с издевательствами в школе. В комментарии РИА Новости она подчеркнула, что «нет какой-то одной причины». «Травлю может спровоцировать разница в социальном статусе, если учитель выглядит беднее своих учеников. Причиной также бывает недостаток квалификации — дети сейчас достаточно образованные, они нередко бывают за рубежом и имеют возможность, для примера, говорить по-английски лучше педагога по предмету. Подобные ситуации развиваются по нарастающей. Сначала нащупываются границы: ученики проверяют, что позволительно, а что нет, смотрят, насколько болезненно реагирует педагог», — подчеркивает психолог. И добавляет: подростки ощущают, если учитель профессионально выгорел.

Пренебрежительное отношение педагога к ученикам также может вызвать издевательства. «Зачастую травля — способ объединиться. Любому учителю надо понимать: если у класса нет никакой общей цели, ученики попробуют её наметить. Будет ли это кружок по интересам или же травля одного из одноклассников или учителя, зависит уже от конкретных детей», — убеждена Зеленова.

Учителя, которые подвергаются травле, — совершенно разные люди, продолжает эксперт. По этой причине дело не в особенностях конкретного педагога, а в школьном коллективе. «Зачастую учителя боятся рассказать о травле коллегам или администрации школы, так как это может негативно сказаться на их работе, их имеют возможность попросить уволиться, а они не желают терять работу. Тем не менее если педагогический коллектив сплоченный, учителя и администрация доверяют друг другу, обмениваются опытом, то такие моменты, даже если и появляются, легче переживаются и решаются более конструктивно», — считает Зеленова.

Школьный психолог Ирина Попенкова, в свою очередь, указывает на то, что в зоне риска находятся молодые учителя и педагоги преклонного возраста.

«Вынуждены мириться»

Практика показывает: столкнувшись с травлей, учитель способен прекратить её, только отказавшись от работы с классом. Многие педагоги уходят из школы или в целом из профессии. Психолог Мария Зеленова признает: ей неизвестно о случаях, когда удалось изжить травлю, не уходя из конкретного коллектива. Единственное, что можно сделать, — помочь учителю избежать такой ситуации в дальнейшем, когда он перейдет в другую школу. «Большинство учителей боятся остаться без поддержки со стороны администрации и молча уходят. Огромное количество педагогов подвергаются вербальной травле, это считается нормальным. И они вынуждены с этим мириться, если желают работать», — говорит эксперт.

С этим соглашается и психолог Попенкова: «Мы столкнулись с тем, что проработанного механизма защиты нет. Одна учительница смогла справиться с хулиганом, который всё время срывал ей уроки: сняла его поведение на телефон. У родителей открылись глаза, они поняли, что ребенок не просто шалит, а ведет себя недопустимо. Мальчика в итоге забрали из школы, тем не менее это также не выход. Мы узнавали, как он адаптировался в новом учебном заведении, и поняли: ничего не изменилось, ребенок продолжает срывать уроки — теперь в другом месте».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля