Последние новости

Реклама

Традициям употребления спиртного в разных странах посвящена «Краткая история пьянства от каменного века до наших дней», вышедшая на русском языке в издательстве «Альпина нон-фикшн». Автор — британский писатель Марк Форсайт. РИА Новости публикует отрывки из главы, посвященной России, передаёт «РИА Крым».

Русские традиции употребления спиртного автор изучает через личности правителей: больше всего его интересуют Иван Грозный, Петр I, Николай II и Сталин. «В 1914 году царь Николай II запретил продажу водки по всей России.

В 1918 году царь Николай II вместе со всей семьей был расстрелян в екатеринбургском подвале. Эти два события никак не связаны между собой», — отмечает Марк Форсайт. Тем не менее позже вспоминает и о другом сухом законе, введенном в стране на излете советской власти.

«В не столь далеком 1985 году Михаил Сергеевич Горбачев развернул кампанию по борьбе с пьянством. В стране начиналась перестройка, генеральный секретарь под прицелом телекамер выходил к народу и общался с простыми людьми. Один из его собеседников пожаловался на дороговизну такого жизненно важного продукта как пиво. Генсек ответил, что пиво жизненно важным продуктом не является. Шесть лет спустя коммунистической власти в России пришел конец».

«Пить русские любят. И любят заставлять пить иных. Эта тенденция уходит корнями глубоко в прошлое», — заявляет Марк Форсайт и приводит в качестве доказательств воспоминания посла Священной Римской империи в России, написанные в середине XVI века.

«Московиты — большие мастера заставлять иных пить под застольные речи. Если больше поводов не находится, кто-нибудь встает и поднимает чашу за здоровье великого князя, и тут уж никто из присутствующих не смеет отказаться выпить до дна», — свидетельствовал посол.

Автор цитирует и описание традиционного русского застолья: «Предлагающий здравицу выходит на середину комнаты, обнажив голову, и объявляет, чего хотел бы великому князю или прочим вельможам — счастья, побед, здоровья, — а у врагов их пусть останется в жилах столько же крови, сколько вина в его чаше. И, осушив чашу, он переворачивает её себе на макушку, желая государю долгих лет».

Британец уверен, что данный обычай «дает русским беспрецедентную способность склонять иных к пьянству». По сказанным им словам, у большинства народов употребление спиртного было занятием необязательным, запрещенным, предосудительным. Наиболее часто данный вид «досуга» привязан к определенному месту или приурочен ко времени или событию. Соответственно, пьянства можно было избежать.

«Да, во многих культурах существуют тосты, обязывающие пить всех присутствующих, но обычно все сводится к паре бокалов в начале вечера», — отмечает исследователь.

«Но в России принуждение к употреблению крепкого спиртного — неотъемлемая составляющая бизнеса, дипломатии и политики», — подчеркивает Форсайт.

Описание русских алкогольных традиций автор начинает со времен Ивана Грозного. «На его пирах часто сидели писцы, которые по его приказу фиксировали все, что спьяну говорили приглашенные. Наутро записанное зачитывалось вслух перед проштрафившимися, и те получали заслуженное наказание. Наказания были изобретательными — мягко говоря».

«Тем не менее, пожалуй, самым жестоким издевательством было отправить ещё выпивки вдогонку тем, кто только что отбыл с его пира. Привозили выпивку стрельцы — и строго следили за тем, чтобы каждый сосуд был тотчас же осушен до дна», — продолжает Форсайт.

Писатель вспоминает, как Грозный объявил все питейные заведения на Руси государевыми. «Так зародилась курьезная система спаивания народа властями. Хозяева кабаков состояли, практически, на государственной службе».

Причем «о «добряке-трактирщике-душе-квартала» и речи не шло. Кабатчик был наемным служащим, задача которого сводилась к тому, чтобы выкачать как можно больше денег из населения. Власти готовы были принять любые законы, облегчающие продажу водки. Любого доброхота, ратующего за воздержание или предлагающего скоротать вечерок дома, брали под стражу».

Форсайт приводит воспоминания заезжего английского путешественника. «У государства появлялась зависимость от доходов с продажи спиртного — то есть от алкогольной зависимости населения. В большей части стран старались употребление спиртного в той или иной степени ограничить, борясь с криминогенной обстановкой, волнениями, распадом семьи и циррозом печени. У Российского государства все эти соображения перевешивал приток денег в казну».

«Рассказы о питейных привычках Петра I очень отличаются и очень мало похожи на правду, — указывает автор. — В одном говорится, что он выпивал пол-литра водки и бутылку хереса за завтраком, потом ещё восемь бутылок, а потом отправлялся по делам. В другом приводятся те же цифры, только речь идёт уже не о водке, а о бренди».

«Петр, исполин двухметрового роста, наверняка мог без ущерба для организма выпить гораздо больше, чем обычный человек», – Марк Форсайт, писатель.

«Для начала он собрал потешную кумпанию — что-то вроде пьянствующей пародии на официальный двор. Участникам полагалось пить наравне с царем, что было нелегко. Собирались они в чем-то вроде клуба — на ассамблеях во дворце, вмещавшем 1500 гостей и ручную обезьянку Петра I, — и начинался каждый пир с череды здравиц под водку, чтобы все успели основательно надраться ещё до того, как принесут яства», – отмечает автор.

А Николай II, введя запрет на продажу водки, погубил государство. Царю «пришлось выбирать между трезвостью и доходом, и, сломав 400-летнюю традицию, он обрушил монархию, опиравшуюся на зависимость населения от водки», — считает Форсайт.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля