Последние новости

Реклама

Сельхозперепись: итоги радуют

Об этом пишет издание «Крымское Эхо».

Однако ПОРА ДУМАТЬ О «ЛИШНИХ» ЛЮДЯХ

Просвещенному читателю «Крымского Эха» не надо долго рассказывать, насколько важен учет и контроль: они основа основ принятия любого управленческого решения. Из этого фундаментального утверждения родилась идея переписи населения — а в 2005 Российская Федерация пошла дальше, приняв закон «О всероссийской сельскохозяйственной переписи». И уже в следующем, 2006 году специалисты занесли во всевозможные таблицы цифры, полученные в ходе I ВСХП.

Как объясняет Константин Лайкам, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в законе заложена периодичность пересчета всего и вся с шагом в десять лет. Но уже быстро стало ясно, что за такой долгий срок происходит слишком много изменений, которых нельзя упускать — по этой причине решили посередине этого десятилетия проводить микропереписи.

Специалисты общались с журналистами в Республиканском пресс-центре

Крым успел принять участие во II ВСХП, которая прошла в 2016 году. Весь прошлый год ушел на подсчеты и публикации результатов. И уже, говорит г-н Лайкам, вышли в свет шесть томов из восьми запланированных. Самое главное, после этих двух пересчетов появилась возможность сравнения: что же случилось за прошедшее десятилетие в самой главной отрасли страны, обеспечивающая нашу продовольственную безопасность.

Не буду приводить здесь бесконечную череду цифр — пусть и очень интересных для специалистов и для тех, кто в этом понимает: отошлю вас на сайт ВСХП — наслаждайтесь. Если этого будет мало, вот вам сайт Росстата.

Удельный вес сельскохозяйственных организаций по категориям хозяйств в ЮФО

Самое главное, что можно было вынести из общения с наиболее представительной делегацией специалистов, так или иначе причастных к организации ВСХП в Крыму, — это то, что мы очень хорошими темпами продвигаемся к той самой желанной продовольственной безопасности. И речь здесь идёт не только о количестве произведенной продукции (как вы понимаете, именно в сельском хозяйстве это один из самых неустойчивых показателей, который меняется из года в год), а о всей инфраструктуре сельского хозяйства: земли, формы собственности производителей, перерабатывающей промышленности, демографии села и пр.

Кстати, а как смотрится Крым на фоне, скажем, субъектов федерации, входящих в Южный федеральный округ? А очень даже неплохо, отвечает Марина Самойлова, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.

Место, которое занимает сельское хозяйство Крыма между регионов ЮФО

 Александр Петриков, академик РАН, врио директора Федерального агентства научных организаций «Всероссийского института аграрных проблем имени А.А. Никонова», подвел итоги ВСХП так:

«Первое. Перепись показала, что в России сохранен и по ряду параметров увеличен ресурсный потенциал сельского хозяйства страны. А это значит, что обеспечение продовольственной безопасности России не только сохранена, а немножко приросла — скажем, посевные площади расширены на 4,4 миллиона га с 2006 по 2016 годы. А если посмотреть на 90-е годы, мы за десятилетие потеряли 30 млн. гектаров посевов. Если брать животноводство, то мы видим, что лидеры здесь птицеводы, свиноводы, предприятия и хозяйства, занимающиеся овцеводством. Минус по крупаному рогатому скоту за счёт молочного крс, и это и вправду является проблемой. Однако в то же время, за эти годы появилась отрасль специализированного мясного скотоводства.

А в общем, если пересчитать весь скот в условные головы (есть такой приём в статистике сельскохозяйственной науки), то мы увидим, что ресурсный потенциал животноводства увеличен на 4 процента. Отсюда вывод: тот формат в аграрной политике, который был заложен в начале нулевых годов, приносит свою пользу.

Второй вывод. Данный сельскохозяйственный потенциал применяется численностью работников более чем в дважды меньшей. У нас постоянных среднегодовых работников по сельскохозяйственным организациям, а это основные товаропроизводители, 1,9 миллиона человек — а в 2006 году их было 3,5 миллиона. Это значит, что примерно в дважды повысилась производительность труда. Однако одновременно и появилась проблема: а что делать с высвобождаемыми работниками в сельском хозяйстве? И очевиден ответ: необходимы программы по развитию несельскохозяйственной занятости на сельских территориях, чтобы высвобождаемые люди не превращались в мигрантов в город.

Третий вывод. Бросается в глаза рост роли фермеров в сельском хозяйстве. По всем показателям, кроме поголовья свиней (сокращение из-за АЧС прошло — Н.Г.) фермеры приплюсовали [в результатах своей работы]. К примеру, удельный вес фермеров в практически используемых сельскохозяйственных угодьев возрос с 16 процентов в 2006 году до 29 процентов в 2016 году. Фермеры прибавили по тем отраслям сельского хозяйства, по которым минусовали сельскохозяйственные организации. Это касается молочного скотоводства (было 4,2 процента численности у фермеров молочного крс, стало 13,3).

По многолетним насаждениям — у нас в стране в целом минус 20 процентов (и здесь большая рыночная возможность для крымского сельского хозяйства) — а вот фермеры увеличили свои площади сейчас примерно до 6 процентов. Причем достигли фермеры такого роста при меньшей доступности к государственным субсидиям и дотациям. То есть они опираются на внутренние производственные ресурсы и более заинтересованный труд.

Четвертоеинновационная составляющая. Здесь у нас ещё много резервов. К примеру, такой показатель, как использование минеральных удобрений — только 33 процента сельхозугодий их получают. У фермеров ещё меньше — 19,5 процентов. То же самое и с элитными семенами. Надо особое внимание уделить малому и среднему бизнесу и подтянуть его до показателей крупного бизнеса, которые уже хозяйствуют на уровне передового мирового.

И, наконец, социальный аспект. Перепись показала, что удельный вес постоянных работников в сельском хозяйстве пенсионного возраста растет: 2006 году их было 4,6 процента, а сейчас это 10 процентов. Требуется привлекать в отрасль молодые кадры».

Итак, вы уловили главный тренд: производство продовольствия в общем, хоть и медленно, однако растет, а главной проблемой становится проблема социальная — куда девать высвобождающихся от тяжелого труда людей?

Мы спросили Василия Любовецкого, директора ООО «Агрофирма «Зеленогорск», который возглавляет её уже не одно десятилетие, как его хозяйство готово решать задачу «лишних людей» на селе. Он помог вспомнить, как его хозяйственно в далекие годы имело кооперацию с двумя фабриками Симферополя. 65 человек в свободное от сельских работ время (не забываем про сезонность!) шили тапочки и женское белье — и все были довольны. Он и сейчас готов подключиться к такой работе.

Однако тут, добавим мы, необходима не только добрая воля селян, однако и крепкая государственная программа. Судя по тому, какие цели провозгласил наш президент, подобные программы у нас обязательно должны появиться.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля