Последние новости

Реклама

Президент Путин на своей пресс-конференции, конечно, не мог не ответить на главные вопросы, волнующие сейчас всё российское общество: почему произошло падение российского рубля? И как нам с таким рублём жить дальше? Это и вправду главные вопросы, потому что в условиях господства импортных товаров на российском рынке почти двукратная девальвация жестоко потрошит карман каждого россиянина.
Отрадно, что президент открыто признал, что падение рубля связано прежде всего с сырьевой ориентацией российской экономики. И что это гораздо более важный фактор, чем западные меры. Чёткая постановка диагноза – залог успешного лечения.

Однако зададимся вопросом: а почему, собственно, за много лет так и не произошло диверсификации нашей экономики? Почему не выросли новые несырьевые производства, делающие нашу страну менее зависимой от поступления нефтегазовых долларов? Президент сослался на то, что бизнес просто не желает вкладывать деньги в несырьевые отрасли, потому что в них норма прибыли меньше. Для бизнеса же главное – прибыль. А правительство вроде и пыталось создать благоприятные условия для вложения средств в несырьевую экономику, но у него как-то не очень получилось. Потому мы так и остались на нефтяной «игле», отсюда и нынешний кризис.

Вот такая, оказывается, всемогущая эта «невидимая рука рынка»! Ничего с ней не может сделать наш кабинет министров. Но возникает вопрос: а требуется ли нам такое правительство, которое абсолютно бессильно перед этой «невидимой рукой»? Ведь пальцы этой «невидимой руки» вполне ощутимо сжимают сегодня горло России.

Я даже не буду призывать учиться у Китая. Хотя поучиться есть чему. КНР за последние 25 лет увеличила свой промышленный потенциал в 10 (!) раз. Там почему-то правительство умеет создать условия для развития в реальных условиях всех отраслей экономики. Давайте взглянем на наш отечественный и не очень давний опыт.

Нынешний кризис – это уже третий случай в новейшей истории России, когда падение мировых цен на углеводороды вызывает обрушение курса рубля. Предыдущие подобные кризисы – 1998 год и 2008 год. Важно отметить, что любая заметная девальвация рубля делает отечественные товары более конкурентоспособными, так как они становятся дешевле импортных. Тем самым российский сценарий кризиса создаёт неплохие стартовые условия для подъёма отечественного производства. Но после кризиса 2008 года никакого заметного промышленного роста не произошло. А вот после девальвации 1998-го в течение всего полугода (с октября 1998 по март 1999 года) промышленное производство в России выросло на целых 24%. Совершенно фантастический результат! Страна, которая после ельцинского погрома, казалось, лежала бездыханной, вдруг начала подниматься. Только произошло это не само собой, а в результате энергичных и грамотных действий правительства Примакова, экономическим блоком которого руководил коммунист Юрий Дмитриевич Маслюков. Опыт работы этого правительства однозначно свидетельствует: падение цен на нефть и девальвация рубля могут дать импульс для экономического роста! Сегодня нам просто требуется вспомнить опыт работы того антикризисного кабинета министров.

Правительство Примакова-Маслюкова сделало следующие вещи:

- Прекратило раздачу государственных средств финансовым спекулянтам. В сентябре 1998 года некоторые круги давили на правительство, чтобы оно запустило новую финансовую «пирамиду» вместо только что рухнувшей «пирамиды» ГКО, но получили в ответ решительное «нет».

- Не допустило резкого роста внутренних цен на энергоносители и электроэнергию. А ведь нефтегазовые корпорации и энергетики пытались вздуть цены в реальных условиях во столько же раз, во сколько девальвировался рубль, но получили по рукам. В результате, энергоносители стали более доступны для промышленных предприятий, и экономика «задышала».

- Не позволило МПС резко увеличить тарифы на железнодорожные перевозки. В самой большой стране мира только низкие тарифы на грузоперевозки делают реальным рост промышленного производства.

- Несмотря на высочайшую инфляцию, правительство Примакова-Маслюкова удержало ставку рефинансирования Центрального банка на неизменном уровне, что увеличило доступность кредитов для предприятий. При этом инфляция за полгода работы команды Примакова-Маслюкова также резко снизилась (с 38% до 3% в месяц).

Все данные рецепты доступны и сегодня! Но ожидать, что их будет реализовывать нынешний ультралиберальный кабинет министров и нынешнее руководство Центробанка, не приходится. Ведь они уже начали действовать строго наоборот: ЦБ резко увеличил ключевую ставку, сделав кредиты для промышленности почти недоступными. Значит, главный вопрос национальной повестки дня – отставка нынешнего правительства и замена его правительством народного доверия. А также смена руководства Центробанка.

Заметим, что ситуация сегодня всё-таки гораздо лучше, чем была в начале работы антикризисного правительства Примакова-Маслюкова. Тогда нефть стоила 12 долларов за баррель. А если посчитать в нынешних «похудевших» за 15 лет долларах, то 18 «зелёных» за баррель, а сейчас – 60 долларов, то есть в 3 раза больше! Поэтому сегодня антикризисный кабинет министров может не только повторить все основные шаги правительства Примакова-Маслюкова, но и осуществить значительные государственные инвестиции в реальный сектор экономики.

Так что нынешний кризис – самое время, чтобы слезть с нефтяной «иглы» и начать несырьевой экономический рост. Дело за политической волей.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля