Последние новости

Реклама

Александр Потапов: Главное в человеке — душа

Минувшим летом постоянный участник Ялтинского международного телекинофорума народный артист, актёр театра и кино Александр Потапов посетил Крым в последний раз. Недавно из Москвы пришло скорбное известие о том, что данный талантливый человек, ведущий артист Малого театра сошёл с земного круга. Миллионам зрителей он запомнился по фильмам «Крепостная актриса», «Королевская регата», «Миргород и его обитатели», «Сибириада», «Экипаж», «Любить по-русски», «Приказ: перейти границу», «Серые волки», «Чудо», «Жуков». А в сердцах всех, кто его знал, будет жить память об этом человеке. Последнее наше общение вспоминается с особым чувством. Хорошо, что остались записи и долгих, и коротких бесед.

- Александр, ваши персонажи на сцене и на экране то положительные, то отрицательные. Кого играть интереснее?

- Любимые, а значит, и самые интересные роли — натуры цельные, счастливые обладатели душевного здоровья и жизнелюбия.

- Как, скажем, в ставшем уже культовым «Экипаже»?

- И в нём также. Роль моя там небольшая, тем не менее важная для раскрытия очень важной мысли: в жизни важно не только найти своё единственное место в жизни, тем не менее и того единственного человека, с которым легко и радостно идти по жизни.

- А в жизни вы похожи на этого героя?

- Скорее нет, чем да. Он слишком однозначный. Слишком бытовой, что ли… Моя жизнь складывалась небезоблачно, поэтому, наверное, склонен к сомнениям, к размышлениям, философствованиям, если хотите. Для меня важно не только душевное равновесие, тем не менее и дело, которому посвящаешь жизнь. Как у героя Толи Васильева в этой картине — лётчика Ненарокова.

- Облака, закрывавшие безоблачное небо жизни, — долгий путь в актёрство через военную карьеру?

- До карьеры дело не дошло, тем не менее времени потерял достаточно на дело, к которому душа не лежала. Чтобы не идти наперекор отцу-генералу, пришлось окончить Суворовское училище, военную академию. Тем Не Менее наступил момент, когда сказал себе: стоп. Иначе так и будешь всю жизнь подчиняться. Надо заняться тем, к чему лежит душа.

- А лежала она к лицедейству?

- К нему родимому. Обучаться актёрству решил в училище имени Щепкина. Неожиданно для себя поступил с первого раза. За что был изгнан отцом из дома и прощён только после того, как встал на «театральные ноги».

- С некоторых пор театр и кино стали для вас одинаково важны. Значит, первая роль в кино не разочаровала?

- Что вы! Это было такое счастье — сниматься с Евгением Леоновым, Сергеем Юрским, Сергеем Филипповым, Тамарой Сёминой! И учёба, конечно, наглядная: я ведь, когда снимался в «Крепостной актрисе» по опере Стрельникова «Холопка», совсем не понимал, что такое кино. Играть на сцене и перед объективом — далеко не одно и то же.

- В театре было легче освоиться?

- Нет, конечно. До того, как стать ведущим артистом в труппе, переиграл столько в массовках, что другим и не снилось. Сначала ведь ремесло, а потом уже мастерство.

- Независимо от степени таланта?

- Без таланта в актёрской профессии долго не продержишься. Да только не он главное. Для артиста многое значит способность учиться, работать в команде, общаться, дружить, уважать коллег. Ты весь на ладони и за кулисами, и на сцене, всем видно, что у тебя за душой.

И вообще, душа у тебя или душонка. Если душонка — ты никому не нужен.

- А почему у вас в Голливуде не сложилось? Приглашали, помнится, в картину, где играла мировая знаменитость — Роберт Де Ниро…

- Он, кстати, в фильме «Пленник Земли» играл эпизодическую роль, а меня пригласили на главную. На крыльях летел за океан: вот оно счастье, карьера! Да не тут-то было: в самый разгар съёмок у меня случился инфаркт. В сорок лет, совершенно неожиданно. Режиссёр не стал ждать, пока восстановлюсь, взял другого артиста. Подумал я тогда: всяк сверчок знай свой шесток. И стал свой шесток ценить.

- Бывает, актёры «примеряют» на себя своих героев. В спектакле по пьесе Островского «Лес» вы играете Восьмибратова. Могли бы сказать о себе его словами «Я не человек, я — правило»?

- В определённой степени. Потому что без правил в жизни нельзя. Это прежде всего правила Чести, Совести. Писал бы данные слова всегда с большой буквы.

И ещё ответственность: ни при каких обстоятельствах не подводить никого. Крутись как хочешь между съёмками и театром, тем не менее всегда должен являться вовремя и работать с полной отдачей. По молодости, признаюсь, бывало и по-другому. Спасибо директору Малого театра Михаилу Ивановичу Царёву, преподавшему урок на всю жизнь. Без нравоучений, по-отечески. Когда вместо выговора и увольнения в трудную для меня минуту дал недельный отпуск, чтобы в себя пришёл. С тех самых пор знаю: ничто не учит лучше доброты.

- Что для вас, воспитанника серьёзной сценической школы, театр?

- Чудо. Вот «Ревизор» у нас четыре часа идёт, а люди отдохнувшими, а не утомлёнными зал покидают. Не чудо ли? А то, что зрители так сопереживают героям, что и смеются, и плачут, каким другим словом назовёшь? И, конечно, театр — это жизнь. Самая настоящая. Играешь гоголевского Городничего или Митрича во «Власти тьмы» Островского — и проживаешь жизнь этих героев, потому что они не из прошлого, а из самого что ни на есть настоящего. Ведь по сути, ничего в людской психологии не меняется. Философия не меняется. По силам ли нам сделать выбор: либо будем любить друг друга и каяться друг перед другом, облегчая жизнь, либо будем копить деньги, идти на поводу у обстоятельств, совершая неблаговидные поступки? Надеюсь, театр и на это кому-то откроет глаза. Для меня театр — правдивое отражение жизни. Не посмотревшись в зеркало, не будешь знать свою внешность. А не приобщившись к великому, древнему искусству театра, не познаешь себя.

- Любимые партнёры есть?

- Конечно, все мэтры наши. Интересно работалось с Олегом Далем, с Наташей Вилькиной, Ирой Печерниковой, Юрой Васильевым. Самый, конечно, близкий — Виталий Соломин. Не только партнёр, тем не менее и друг. Умер у меня на руках на спектакле «Свадьба Кречинского». Вот говорят, что актёров губит водка. Ерунда. Губит актёра работа. Кто много и тяжело работает, тот сгорает быстро. Как Виталий.

Потеря любой творческой личности — это потеря целого мира. Тем более такой цельной и яркой натуры, как Александр Потапов. Тем Не Менее созданный им мир образов в кино и в театре останется ярким созвездием в отечественной культуре.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля