Последние новости

Реклама

Вопросы самим себе

Мы были единым советским народом. Кто мы теперь?

Общественно-политические процессы во многом связаны с состоянием общества. На уходящей неделе крымские эксперты и общественники всерьёз задались вопросами самоидентификации. В условиях многонационального Крыма данные непростые вопросы имеют отнюдь не отвлечённое значение.

«Русские в Крыму или крымские русские? Русский мир — мечта, проект или реальность?» — так была сформулирована тема очередных научных собраний в Русском доме.

- Если мы примем термин «крымские русские», то мы потом станем говорить о «сибирских русских», собственно говоря, «украинство» также ведь с этой темы начиналось, — предупредил организатор обсуждения, заместитель директора по научной работе Украинского филиала Института стран СНГ Анатолий Филатов. — Я вижу в такой постановке вопроса разрыв как минимум социокультурного пространства Русского мира. Безусловно, есть специфика в каждом регионе. Русские Урала имеют свои специфические отличия по сравнению с русскими Поморья или с теми же сибиряками. Однако это не значит, что речь идёт о какой-то отдельной этнокультурной общности. Можем ли мы говорить, что язык, бытовые традиции являются критериями «русскости»?
И если в Крыму большинство населения разговаривает на русском языке, то Крым уже автоматически является русским? Однако при этом он может «проглатывать» любые инициативы власти по сближению с Евросоюзом и отдалению от России?

Вот такие непростые и весьма болезненные для каждого русского человека вопросы были поставлены перед участниками обсуждения.

С одной стороны, большинством российских политиков и общественных деятелей, посещавших Крым, отмечается, что здешние русские превосходят по степени патриотизма и тяготения к русскому своих соотечественников из регионов России. Однако, с другой стороны, уровень общественно-политической активности наших местных русских даёт все основания говорить о кризисе Русского движения в автономии. Вспомнили и чеканную фразу директора Института стран СНГ Константина Затулина, поставившего в интервью «Крымской правде» русским соотечественникам за рубежом честный, однако неутешительный диагноз: «Русские люди без государства не организуются». Однако в настоящее время Россия стоит перед необходимостью безотлагательного решения внутренних проблем, мягко говоря, не менее серьёзных, чем проблемы зарубежных соотечественников. А государство Украина не нуждается в русских, ему нужны украинцы. При этом в «державной мове» не делается различия между понятиями «украинец» и «гражданин Украины».

- Ждать, когда государство обратит на нас своё внимание, исходя из чеканной фразы Затулина, либо пытаться что-то делать самим, — обрисовал дилемму русских жителей автономии директор Русского культурного центра Михаил Голубев. — А нам ничего не остаётся, кроме того, чтобы самоорганизовываться здесь. Потому что иначе мы уйдём со всех каких-либо заметных позиций в политике Крыма, как это уже происходит.

Было отмечено также, что запрос на наличие «русской» политической силы с 90-х годов остался почти неизменным, только места, какие в зале заседаний крымского парламента занимали когда-то депутаты от блока «Россия», занимают теперь члены других партий, позиционирующих себя как «пророссийские». И, как и в прежние времена, народные избранники склонны забывать о своих предвыборных обещаниях в угоду личным интересам. А вот общественная активность народных масс и уровень доверия к политикам любого толка снизились весьма заметно.

Похожими вопросами задавались и представители других национальных сообществ полуострова, приглашённые ГО «Всеукраинский информационно-культурный центр» к участию в заседании за «круглым столом» «Пути национальной идентичности: политика или культура». В обсуждении принимали участие местные учёные, немногочисленные «профессиональные украинцы» и представители крымскотатарского этноса. Ведущий, политолог Николай Кузьмин, отметил в своём докладе, что зачастую идентификация на бытовом уровне строится по принципу социального сравнения — в пользу собственного превосходства, реального или мнимого, над представителями других этнических групп — и привёл примеры искажённого восприятия действительности, к которым неизбежно приводит подобная практика.

По мнению представителей науки, на фоне состоявшейся и ярко выраженной крымскотатарской этнической идентичности идентификации русских и украинцев выглядят «размытыми». Таким образом, например, несмотря на преобладание в Крыму русского населения, ресторанов русской национальной кухни на полуострове всего два. Некоторое беспокойство учёных также вызвало «сращение русских с православием».

- Предстоит работа по переукладке, переизложению прошлого, — заявил профессор Владимир Казарин.

Интересно, что наибольшую терпимость и готовность к культурному обмену проявили как раз представители крымскотатарского сообщества. Главным достижением они назвали сохранение межнационального мира в автономии и возможность взаимообогащения культур разных этносов, представленных в Крыму.

Николай ФИЛИППОВ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 3 ноября 2013 | Разделы: Политика
3 ноября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля