Последние новости

Реклама

Вера Мухина: «Творчество — это любовь к жизни» Если выбирать символы советской эпохи, то в их ряд наверняка войдут скульптура «Рабочий и колхозница» и гранёный стакан. И оба, как оказывается, напрямую связаны с Крымом и с творчеством выдающегося русского и советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Но, посетив её музей в Феодосии, понял: если со скульптурой всё ясно, то со стаканом — многое мифологизировано. «Гранчак» изобрела совсем не Мухина, а вот пивную кружку — такую пузатую, советско-общепитовскую — придумала отчасти наша землячка.

Вера Игнатьевна родилась в 1889 года в Риге. Родители относились к купеческому сословию, семья была состоятельной. В 1937 году у Мухиной открылось наследство в 4 миллиона латов. Вера вместе со старшей сестрой очень рано осталась без матери, которая умерла от туберкулёза. Отец, тяжело пережив утрату и беспокоясь о здоровье дочерей, какие могли подхватить инфекцию от матери, решил ехать на юг. Поначалу они поселились в усадьбе между Могилёвом и Смоленском. Здесь же с четырнадцатилетней Верочкой случилась беда. Катаясь на санках, она разбилась, у неё на самом деле оторвало нос. Земский врач пришил его суровыми нитками, тем не менее всё равно долечиваться пришлось в Париже у пластического хирурга.

В результате на лице девушки не осталось никакого следа. А шёл, между прочим, 1903 год!

Но это было уже потом, а тогда, когда Верочке не исполнилось и двух лет, Мухины перебрались в Феодосию. Воспитанием малышек занималась компаньонка их покойной матери. Ещё у них были гувернантка-француженка и учительница немецкого. Так что в Феодосийскую женскую гимназию барышни поступили вполне подготовленными. Вера очень полюбила литературу и античную историю. Сёстры неплохо играли на фортепиано и пели. Классическое воспитание для тех времён. А вот рисовать младшая Мухина начала почти с младенчества. Судя по всему, дар унаследовала от отца, который неплохо, хотя и непрофессионально, рисовал. Заметив, что его малышка при каждом удобном случае тянется к карандашам и краскам, Игнат Кузьмич нанял ей учителя рисования В. Н. Трегубова, поощрял копирование девочкой картин Айвазовского. Окончив гимназию и переехав в Москву, Вера училась живописи в студиях К. Юона и И. Машкова.

В 1912-1914 годах жила в Париже, где в академии училась у французского скульптора-монументалиста Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

В 1923 году вместе с А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Вера Игнатьевна участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Её монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном. В 1939 году монумент обрёл место недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».

В 2003-2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на пьедестале, по внешнему виду приближённом к тому, каким был в Париже.

В 1938-39 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Скульптура «Наука», установленная у здания  МГУ, также отметилась в кинофильмах: это в её «книгу» заглядывал Шурик из киноновеллы «Наваждение». Некоторые проекты Мухиной так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Свердлову, Ленину и челюскинцам. Памятник Максиму Горькому предназначался для Москвы, а затем был установлен в Нижнем Новгороде, хотя есть данные ещё о двух московских монументах «буревестнику революции» резца Веры Игнатьевны.

Некоторые приписывают
В. Мухиной авторство дизайна знаменитого гранёного стакана советского образца. Хотя документальных свидетельств этого нет, тем не менее при этом ссылаются на то, что творчество Мухиной связано с Ленинградским экспериментальным заводом художественного стекла. Она создала много скульптурных работ и декоративно-прикладных предметов. Мухина увлеклась стеклом в конце 30-х годов, а в это время необходимо было создать стакан для общепита, форма которого подходила бы для первых советских посудомоечных машин и который был бы при этом достаточно прочным. Вот и было изобретено гладкое кольцо по окружности верхнего края, что и отличает его от традиционной формы «простого гранёного».

Днём рождения гранёного стакана в сети Интернет почему-то считается 11 сентября, а первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Он имел 16 граней и вмещал 250 миллилитров жидкости. Хотя простой гранёный стакан появился гораздо раньше: ещё на «Утреннем натюрморте» художника Петрова-Водкина изображён 12-гранный стакан с чаем, а это — 1918 год. В некоторых источниках упоминаются гранёные стаканы Уршельского стекольного завода 1914 года. В общем, увы, не мухинских рук это дело — «гранчак».

Но за стаканами и скульптурами Веры Игнатьевны забылся ещё один образ из окружения скульптора. В Первую мировую войну богатая купеческая девица стала ухаживать за ранеными в солдатском лазарете. Здесь она нашла своё женское счастье, полюбив военного врача Алексея Замкова, старше её на 5 лет. В 1918-м они стали мужем и женой. Тем Не Менее прежде, за два года до этого события, он спас будущую невесту от опасного заболевания крови. А позже излечил их сына Всеволода от коварного костного туберкулёза.

Вот что пишет исследователь Владимир Христофоров: «Биография Замкова напоминает приключенческий роман. Он был начальником госпиталей у царского генерала Брусилова. Сохранилась фотография, где Замков запечатлён в полковничьих погонах. Ему приходилось скрываться под другой фамилией, не раз переписывать анкету. В одной из последних он написал: «Происхождение — из крестьян, образование — Пажеский корпус». Здесь такая любопытная деталь. После юнкерского мятежа в Петрограде Замков был доставлен в ЧК. Могли без всяких расстрелять, тем не менее, к счастью, Замков попал на допрос к видному чекисту Менжинскому, которому ещё в 1907 году помог бежать за границу. Тот сказал откровенно: «Лёша, с такой биографией тебе не выжить». Начали перекраивать анкету... Жизнь налаживалась, Замков получил в Москве известность, был дружен с Орджоникидзе, начальником внешней разведки Берзиным. Удачно вылечил Горького... Тем Не Менее наступил роковой 1930 год. В «Известиях» врача Замкова, уже изобретшего чудодейственный препарат гравидан, назвали «шарлатаном». На что-то хорошее не приходилось надеяться и в перспективе. Замков со своей женой Верой Мухиной решился на безумный шаг — переход персидской границы (по другим сведениям — латвийской). Кто-то донёс, и их задержали ещё на вокзале в Харькове. Мухину быстро отпустили «под подписку», а Замкову предъявили обвинения в попытке продажи за границей секрета своего изобретения. Спасло от каторги покровительство Горького и Орджоникидзе. Супругов всего лишь сослали на три года в Воронеж».

Пока супруги обживали ссыльный град Воронеж, Горький убеждал политбюро в том, что талантливому учёному-медику нужна не просто свобода, а свой институт. Недоброжелатели из медицинской научной среды вынуждены были умолкнуть, когда был создан Институт уриногравиданотерапии с прекрасным оборудованием...

Здесь следует привести такую подробность. Несмотря на недовольство властей, Мухина сохранила своё имение в Латвии и на доходы от него смогла приобрести редчайший даже для Европы электронный микроскоп.

Научное благоденствие Замкова длилось недолго и закончилось со смертью Горького, верного защитника учёного. Не в этом ли секрет нескольких мухинских памятников пролетарскому писателю?

Снова началась травля, провокации, доносы. Впрочем, в ряды лжеучёных тогда были зачислены Вавилов, Чижевский, Болотов и многие другие. Закончилось всё трагедией: в 1938 г. институт Замкова был закрыт и разгромлен. Электронный микроскоп выбросили из окна второго этажа, стеклянное лабораторное оборудование разбили и свезли на помойку.

Гравидан был запрещён к применению. Замкова арестовать не посмели, так как имя Мухиной гремело по всему СССР и не только. С ним случился тяжёлый инфаркт, он долго болел и скончался в 1943 году. На 10 лет его пережила Вера Мухина, скончавшаяся в 1953 году, похоронена на Новодевичьем в Москве.

Народный музей скульптора Мухиной был организован на месте дома семьи Мухиных. Сейчас музей активно ведёт экскурсионную работу, а также является средоточием творческих устремлений художественной молодёжи Феодосии.

Сергей ТКАЧЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 24 сентября 2013 | Разделы: События
24 сентября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля