Последние новости

Реклама

«Описка» с целью наживы

Как можно «наварить» на судебном иске за разбитую машину

Каждую неделю на дорогах автономии фиксируются десятки аварий, в которых калечатся люди и корёжится металл. Столкновений без потерпевших — ещё больше, а спорные вопросы по ним обычно решаются в судебном порядке при помощи страховых выплат и без лишней огласки. Увы, далеко не всегда такие дела обходятся без мошенничества, на которое идут владельцы потерпевших авто в целях личной наживы. Прошлогоднее дело жительницы посёлка Щебетовка оказалось одним из них.

По доброй воле

История начиналась тривиально: в июне 2012 года на скользкую после дождя дорогу из Судака в Феодосию неожиданно выскочил мужик с автомобильной шиной в руках, чем порядком испугал Валентину, которая вела свои «Жигули» четвёртой модели по достаточно сложной трассе. Попытка увернуться от пешехода привела сначала к заносу, затем — к столкновению со встречной иномаркой. Своей вины водитель отрицать не стала, понадеявшись решить возникшие проблемы с помощью своей страховой компании. Так и порешили: вызвали сотрудников ГАИ, какие тщательно описали нанесённые встречному «Ситроену» повреждения, и отправили составленные материалы на рассмотрение в Феодосийский городской суд — по месту жительства ответчика.


Экспертиза: разбита только передняя часть машины.

Затем невинно пострадавшую машину отправили на одну из симферопольских СТО, где её обследовали в присутствии обоих участников столкновения эксперты компании «Укравтоэкспертиза». На основании составленных документов страховая компания «Краина Ассистанс», услугами которой пользовалась Валентина, обязалась выплатить пострадавшему положенные в таком случае 50 тысяч гривен, а остальные 12 тысяч легли на плечи ответчицы.

- Мне известно, что не всегда страховка может покрыть все расходы по восстановлению машины, — рассказала Валентина нашему корреспонденту, — поэтому я сразу согласилась выплатить образовавшуюся разницу. Первый «взнос» (четыре тысячи) Сергей получил уже через месяц после аварии, полный расчёт договорились провести после получения на руки решения суда. Мне казалось, что проблемы будут урегулированы мирно и печальный факт вскоре получится забыть, однако не тут-то было.

Суд да дело

24 мая 2013 году судебное заседание по прошлогоднему происшествию, наконец, прошло. На нём служители Фемиды приняли решение удовлетворить иск Сергея в отношении Валентины о возмещении материального ущерба от административного правонарушения в полном объёме. И данный факт не вызвал бы никаких вопросов, если бы сумма иска не возросла с 62 тысяч гривен до почти 92 тысяч. Основанием для появления такой «мелочи», как ещё 38 тысяч гривен в плюсе к выплаченным ранее, стала ремонтная калькуляция, составленная севастопольским ЧП «Экспертная компания «Укравтоэкспертиза».

В документе на пяти страницах специалисты разместили список запчастей, необходимых для восстановления «Ситроена», и стоимость всех услуг по их установке.

На вопрос нашего корреспондента, откуда взялись «лишние» детали, нам пояснили: «В процессе дальнейшего обследования автомобиля были выявлены ранее скрытые внутренние повреждения. К примеру, это относится к системе кондиционирования воздуха, нарушения работы которой трудно обнаружить при визуальном осмотре».

С таким заявлением, хоть и с натяжкой, однако можно согласиться. Труднее понять, каким образом нельзя было сразу заметить повреждения рулевого колеса, за замену которого эксперты насчитали 4573 гривны. Непонятно, зачем требуется менять и облицовочную панель щитка приборов стоимостью 4471 гривна, если на фотографиях, сделанных теми же экспертами год назад, она выглядит абсолютно целой.

В сети Интернет мы нашли в поисковике стоимость переднего бампера указанной модели: она и вправду составляет около четырёх тысяч гривен, как указано в калькуляции. Разница только в том, что эта стоимость соответствует указанной детали в полном сборе, а в калькуляции к бамперу полагается ещё восемь комплектующих (решётки, молдинги, крепежи и прочее), что вместе с работой по сборке составляет более девяти тысяч гривен. И ремонт передней двери, которая была повреждена задолго до аварии, также почему-то включили в общие расходы Валентины.

Подобные «нюансы» можно было бы разбирать долго, а вот выход из сложившей ситуации обычно бывает один: виновный вправе потребовать проведения повторной независимой экспертизы. Конечно, за свой счёт, а это — более двух тысяч гривен.

Пиши — пропало

Но на деле осуществить своё законное право и проверить выводы экспертов не всегда возможно. В данном случае Валентина просто опоздала: владелец «Ситроена» Сергей, который оказался уроженцем Житомирской области, а проживает в Полтавской, давно вернулся в родные пенаты и сразу после получения страховой компенсации продал незадачливое авто и приобрёл другое. При этом он отказался сообщить, восстанавливал ли разбитую машину или предоставил заниматься этим новому владельцу. Возможно, автомобиль вообще ушёл за бесценок на разборку: ведь это, как говорится, дело личное. Как и сумма, которую удалось выручить от продажи иномарки с расплющенной «мордой». Поэтому новой экспертизы уже не будет. А вот иск остался.

Закономерным в данном случае является вопрос: почему судья не обратил внимания на явные несоответствия цифр? Ведь, как ни крути, базовым документом является акт технического осмотра, из которого «вытекает» прайс-лист на ремонт, а не наоборот.

Однако Диана Быстрякова, утвердившая судебное решение, посчитала вопрос некорректным.

- Мы не эксперты, чтобы проверять, что сколько стоит, — сказала она. — Есть заверенные документы, они и являются основанием.

Овчинка выделки не стоит

Явное надувательство заставило Валентину обратиться в «Крымскую правду» как в последнюю инстанцию. Внимательно изучив украинское законодательство по возмещению материального ущерба, причинённого повреждением транспортного средства, мы нашли в нём интересный пункт: сумма компенсации не может быть больше действительной (рыночной) стоимости автомобиля. В данном случае мы имеем «Ситроен С4» 2008 года выпуска с двигателем 1,6 литра и пробегом почти 83 тысячи километров. Оценочная стоимость такой машины составляет около 97 тысяч гривен. При учёте коэффициента физического износа (0,364) стоимость машины падает до 66 тысяч 618 гривен. Это максимальная сумма, которая по закону может быть востребована пострадавшим в качестве компенсации. 54 тысячи он уже получил, ещё 12,6 тысячи — максимум, на который он может претендовать. Кто и на каком основании пытался содрать с Валентины лишние 25 тысяч гривен, пока остаётся загадкой, однако на данный раз афера не удалась.

Сегодня в Феодосии произойдёт внеочередное судебное заседание, на котором служители Фемиды обещали исправить закравшееся в их решение «недоразумение». Потенциальным же участникам подобных процессов остаётся порекомендовать не терять бдительности, как это иногда делали партизаны в тылу врага.

Наталия ГОНЧАРОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 7 июня 2013 | Разделы: Проиcшествия
7 июня 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля