Последние новости

Реклама

Живописания в Тавриде Василия Жуковского Сегодня поэтическое творчество одного из основоположников русского романтизма, наставника и близкого друга Александра Сергеевича Пушкина популярностью не пользуется. А в былые времена молодёжь зачитывалась любовной лирикой поэта-мечтателя. Его баллады «Эолова арфа» и «Вадим», романтические стихи «Цвет завета» и «Море», баллады на античные темы «Торжество победителей» и «Жалоба Цереры», сказки «О царе Берендее» и «Спящая царевна» знали наизусть. Нынче они не в моде. И уж совсем мало кому известен Жуковский-художник. 230-летие со дня рождения выдающегося человека — хороший повод вспомнить о нём, о его путешествии по нашему полуострову. Что увидел Василий Андреевич и как к этому отнёсся, знает лучше всех историк, писатель Светлана БЕЛОВА и поведает нам.

«Прибыл в Столица Крыма ввечору... яркость луны. Горы как дым» — первая запись в путевом дневнике, сделанная в сентябре 1837 года поэтом, осуществившим мечту посетить «земли полуденной волшебные края», увидеть пушкинские места. Чтобы потом, по словам Белинского, «живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь».

В Столице Крыма Жуковского и его спутников встретили радушно, определили в проводники грамотного татарина, который его и сопровождал. Приют гостям дали в доме члена городской управы Петрова. Нынешний адрес — улица Жуковского, 13. Четыре коротких дня, проведённых в городе, были насыщенными. Василий Андреевич наносил визиты и принимал визитёров, между которых были Таврический губернатор Матвей Матвеевич Муромцев и Андрей Фёдорович Арендт, штаб-лекарь, уездный врач Симферопольского, Перекопского и Днепровского уездов — люди в Крыму известные и уважаемые. Душа Жуковского стремилась в путь, туда, где остались следы любимого друга — Пушкина.

Вспоминая дорогу в Алушту, он отметил в путевом дневнике великолепие долины между высоких утесов, величественный обелиск у развилки лесных дорог — Александровскую колонну. Следующие остановки — источник Сунгу-Су, Кутузовский ключ — так Жуковский назвал их на выполненном тут же рисунке.

В Бахчисарай Жуковский попал в ночное время и тут же отправился в ханский дворец.

Встретил его городничий, который, конечно же, выполнил самую первую просьбу гостя — отвести во дворец и показать «чудо гения, чудо искусства» — Бахчисарайский фонтан, опоэтизированный Пушкиным. Городничий сам осветил фонарём каменное творение Омера. Жуковский настроился увидеть Сельсебиль (райский источник), «фонтан любви, фонтан живой», а увидел скромную мраморную плиту... Особых эмоций, судя по скупой записи в дневнике, не испытал. Утром поспешил во дворец уже без посторонних. И был поражён: райский источник, изюминка Бахчисарайского дворца, шедевр восточной мудрости, был залит ярким светом, и ясно было видно, как плачет камень. Везде он искал следы Пушкина.

Побывал в пещерном городе, родовом гнезде караимов Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), в Успенском ските. Угрюмая красота скита поразила художника живописностью, и он отметил: «Это одно из величественных мест Крыма».

13 сентября Жуковский осматривал Севастополь. С особым интересом отнёсся Жуковский к Георгиевскому монастырю на мысе Фиолент, к красотам Балаклавы, которую художники и поэты недаром называли «Русской Ривьерой», а Гомер — «славной гаванью».

В Алупке, «подлинной восхитительной Тавриде», ошеломлённый красотой Воронцовского дворца Василий Андреевич задержался на восемь дней, работал много и вдохновенно.

Василий Андреевич приехал в Ялту 18 сентября 1837 года, на другой день после провозглашения её городом. На следующий день отправился в Гаспру, где осмотрел образец романтического зодчества «Александрию» — имение князя Голицына. Побывал в Массандре — имении детей графа Михаила Воронцова. Сделанные здесь Жуковским зарисовки вошли в «Крымский альбом». Далее на его пути была цветущая Гурзуфская долина.

К приезду Жуковского дом, в котором Пушкин провёл дни, названные им «счастливейшими минутами жизни», был перестроен новым владельцем. Видимо, он совсем не приглянулся Жуковскому, судя по тому, что в путевом дневнике он не сделал о нём никакой записи.

Недолгим было путешествие Василия Жуковского по Крыму. Но оставленные им заметки волнуют, перенося нас в далёкое время, таинственное и романтическое.

* * *

Василий Андреевич Жуковский — русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма — родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишинском, на стыке трёх губерний — Орловской, Тульской и Калужской. Незаконнорожденный сын богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и взятой им в дом пленной турчанки Сальхи получил фамилию от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина усыновил мальчика.

* * *

В Крыму Жуковский сделал 93 рисунка карандашом. Вложив их в папку, подарил своему воспитаннику — великому князю Александру Николаевичу.

* * *

В память о пребывании Жуковского в Столице Крыма по решению городской думы была создана бесплатная библиотека — читальня для фабричных рабочих, ремесленников. Первоначально в её фондах собрали 1104 тома. Теперь в фондах одной из старейших библиотек города насчитывается 32 тысячи экземпляров книг.

В 1959 году на доме, где останавливался поэт-художник — ул. Жуковского, 13, — установлена мемориальная доска, а здание взято под охрану государством. Одна из центральных улиц крымской столицы названа именем «поэзии чудесного гения».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 14 февраля 2013 | Разделы: События
14 февраля 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля