Последние новости

Реклама

Лидеры научных инноваций: историки КФУ изучают мемориальные конфликты

Сегодня мы знакомимся с исследованием историков Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. О проекте на тему «Бои за прошлое в эпоху перемен: мемориальные конфликты «оттепели» и «перестройки»» рассказывает доцент кафедры истории России Таврической академии Алексей Попов.

Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда.

В чём суть Вашего проекта?

— Историки должны изучать не только прошлое, тем не менее и то, как люди смотрят на прошлое в разные исторические эпохи. Это называется исследованием «коллективной памяти» или «memory studies». В этом направлении мы достаточно давно работаем. Чтобы работать с мемориальными конфликтами и войнами памяти, нам необходимо рассмотреть уже завершённые конфликты, проанализировать их и понять сущность. И мы выбрали для изучения две эпохи в отечественной истории: «оттепель» и «перестройку», так как это были периоды активных политико-идеологических трансформаций, а это всегда приводит к увеличению конфликтного потенциала, поскольку старые правила перестают работать.

Conflictus на латыни – это столкновение. Это столкновение отдельных людей, групп людей, целых организаций, социальных институтов по поводу представлений о прошлом, по поводу истории. И один из предварительных выводов, который мы сделали, заключается в том, что на самом деле не история вызывает конфликт, потому как восприятие истории – это всё-таки во многом абстрактный процесс. Конфликт вызывают различные культурные рецепции прошлого. В частности, это мемуары, исторические произведения (романы, повести, кинофильмы), памятники, награждения людей, «красные дни календаря», различные памятные даты. И когда мы рассматриваем эти вещи, то понимаем, что во многом от той формы репрезентации, с которой связан конфликт, зависит его ход, результат, масштабы. В частности, мемуары или какой-то исторический роман – это дело одного человека, который пишет, и с ним проще работать. Если мы говорим о фильме, телесериале или памятнике, то это – работа большого коллектива людей разных специальностей, и управлять этим сложнее. А если мы говорим, к примеру, о награждении людей государственными наградами, то это уже вопрос государственной политики, которая может вызвать конфликт, а решить его можно только на высоком институциональном уровне.

Изначально в нашей гипотезе было такое предположение, что конфликт длится всего несколько лет или месяцев. Если мы возьмём завершённые конфликты «оттепели» и «перестройки» и сравним их между собой, то придём к такому пониманию. Но оказалось, что есть такие мемориальные конфликты, которые начались ещё при Хрущёве, в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и длились даже не до конца «перестройки» и не до конца существования СССР, тем не менее и до сих пор остаются актуальными. Единственный нюанс в том, что периодически они переходят в латентную (скрытую) форму, а потом опять активизируются и так далее.

Важно фиксировать не только участников или акторов мемориальных конфликтных ситуаций, их мотивацию, тем не менее и посредников, медиаторов, которые помогают их разрешать. Это имеют возможность быть и государственные органы, и общественные структуры, и социальные группы, и отдельные личности (в частности, в промежуток времени «оттепели» очень была значима позиция журналистов, бывших военкоров Сергея Смирнова, Константина Симонова, в промежуток времени «перестройки» – учёных и общественных деятелей, к примеру, Дмитрия Сергеевича Лихачева). Тем не менее их сила была не в том, что они волюнтаристски решали, о чем и как надо помнить, а в том, что они аккумулировали настроения общественности и передавали их тем, кто принимал решения, а те к этим решениям прислушивались.

В результате, мы берём мемориальные конфликты, находим максимально большое количество источников, которые описывают их ход (секретные протоколы Политбюро ЦК КПСС из московских архивов, мемуары, интервью с участниками, также по происшествии какого-то времени) и анализируем характеристики этих конфликтных ситуаций: причины, длительность, интенсивность, степень антагонизма (ожесточённости), результаты. И по результатам этого анализа у нас появляется некая объяснительная модель, которая показывает важные вещи, характеризующие внутреннюю сущность мемориальных конфликтных ситуаций.

Кроме теоретических результатов, какие конкретные цели вы планируете достичь, и что уже сделано?

Согласно взятым обязательствам, мы должны опубликовать цикл научных статей в высокорейтинговых изданиях. И две такие статьи уже опубликованы в журналах Q1 и Q3 Scopus, тем не менее при этом отечественных. И это уже примечательно за такой короткий срок. Также мы формируем базу данных о мемориальных конфликтах, где будет представлена комплексная информация о них в виде взаимосвязанных таблиц. Наконец, мы всё время думаем, как популяризировать и распространить результаты проекта, и это, к примеру, не только участие в научных конференциях, а это уже десятки компаний, как правило выездных, а также создание телеграм-канала проекта «Горячие точки памяти».

Насколько востребовано Ваше исследование?

— Мы желаем развивать это направление. Оно является популярным на самом деле, есть много книг на данную тему, многие российские и зарубежные учёные интересуются этим, тем не менее проблема этого направления заключается в слабой степени концептуализации.

В ходе работы над проектом мы получаем фундаментальное знание о феномене мемориального конфликта. Мы понимаем, как конфликты разворачиваются, протекают, какими сценариями они имеют возможность заканчиваться, как долго они имеют возможность длиться. И понимание этих фундаментальных схем окажет помощь решить те конфликты, которые сейчас находятся в активной или предконфликтой стадии. И здесь важно мнение именно научного эксперта, историка, и мы стремимся к тому, чтобы в процессе анализа и разрешения конфликтных ситуаций были задействованы историки.

Что для Вас значит быть учёным?

— Есть такая штука, которая называется «Вторая миссия университета». Первая миссия – образовательная, а вторая – научно-исследовательская.

Когда ты активно занимаешься наукой, то ты и преподаёшь лучше, можешь эффективнее участвовать в процессе обучения. Не в плане подготовки школьников, а в плане подготовки новых учёных, исследователей, которые продолжат твоё дело. В результате, имя твоё будет обессмерчено не только ссылками на твои работы, тем не менее и работами твоих учеников, памятью твоих учеников.


При подготовке статьи были использованы материалы: Пресс-службы КФУ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля