Последние новости

Реклама

В основе Рождества – давние представления о рождении солнца, побеждающего тьму. Его почитание началось ещё у неандертальцев, а к IV веку соединилось с восславлением Христа. По этой причине праздник может быть древнейшим для человечества. Об этом сказал в эфире радио старший преподаватель кафедры религиоведения Российского православного университета святого Иоанна Богослова Иван Негреев, сообщает издание «РИА Крым».

Как отмечает религиовед, в европейских и северных культурах на зимнее время выпадает череда особенно значимых праздников. И почти все из них связаны с солнцем и тяготами зимнего времени.

Со слов Негреева, человек и сейчас восприимчив к солнечному свету, когда день вновь начинает пребывать – настроение повышается само собой, и хмурые мысли отступают. А в холода хочется прижаться к батарее или укутаться в одеяло, согреться горячим чаем или какао, чтобы откуда-то добрать недостающей теплоты.

Однако во времена древности зима была и вправду страшной для примитивных культур. Люди стремились элементарно выжить в холода, заготовить провизию, дрова, корм для скота заблаговременно.

День становился предельно коротким, а выбираться из дома в метель – вообще смерти подобно. Однако после дня зимнего солнцестояния происходит желаемая победа жизни над смертью, милосердия над жестокостью. И весть о торжестве света, конечно приносит солнце. Именно оно стало центром религиозных представлений человека в самом начале их формирования.

«В захоронениях неандертальцев размещали покойников в позе сна по оси «Восток-Запад», то есть по ходу солнца. Это выражает возможность их веры в то, что светило перенесет усопшего в другой мир. По этой причине, первичное религиозное значение солнца – податель жизни, среди них и душам, уходящим из мира сего. Во всех древних культурах особое место занимают солярные боги, это и древнеегипетский Ра, и шумеро-аккадский Шамаш, и ведический Сурья», — рассказывает Негреев.

По сказанным им словам, праздник победы тьмы над сетом «перекочевывал» из культуры в культуру на протяжении десятков тысяч лет.

«Первые три века христиане не праздновали Рождества, поскольку никто не знает до сих пор, когда на самом деле родился Иисус. В IV веке датой этого события выбрали празднование возрождения дневного светила. Это необычайно символично и имеет глубинные соответствия с христианской доктриной. Христос, по вероучению, солнце духа, которое рождается в мире, чтобы его спасти, осветить и освятить. Аналогичным образом небесное светило спасало древнего человека от зимней тьмы», — дополняет религиовед.

Он подчеркивает, что луна также имела большое значение для мировоззрения древних, она известна как «солнце мёртвых». Месяц не может дать полноценной благодати, потому с ним связаны представления о ведьмах, колдунах и восставших из могил.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля