Последние новости

Реклама

ИСКУССТВОВЕРА

Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».

Предисловие к книге Константина Ефетова «Иронический супрематизм»

Начну издалека.  Когда автор этих строк (ныне – поэт, условно авангардист) и её сестра (ныне – преподаватель биохимии) были подростками, мы сочиняли роман с непростым для подросткового мышления философским наполнением. Впрочем, для детей 90-х (в отличие от современных, увы) в этом не было ничего особенного: ни в том, чтобы читать Гомера и «Старшую Эдду» в 9-11 лет, ни в том, чтобы примерно в том же возрасте самим писать что боги умирают, как только в них перестают верить. Как только умирает на Земле последний человек, хотя бы помнивший их имена…

История являла собой философское фэнтези. Некие боги, у которых как раз остался из почитателей всего один дряхлый старик, стараются возродить на Земле веру в себя. И от отчаяния их поступки становятся далеко не божественными… И если бы не главная героиня – человек мудрый и сострадательный, сумевшая объяснить умирающим богам их самих и вырожденность их веры, требующей обновления в сторону человечности, выжить им так бы и не удалось.

Вспомнилось это в самой непосредственной связи с новой книгой Константина Ефетова «Иронический супрематизм».:

Нет в мире

                  стабильности,

                                         хоть предрассудки

                                                                       инертны:

 И боги все

                     также

                                 ведь были когда-то

                                                               бессмертны .

И не только в унисон с афористишием, но и с общей концепцией книги, начиная с её названия. И, конечно же, с необычной её композицией, когда привычные главы с афористишиями с двух сторон обрамлены интереснейшими эссе – философскими исследованиями автором… самого себя. И через себя – сущности искусства.

В первом эссе, вроде бы, идёт речь о знаменитом «Чёрном квадрате» Казимира Малевича. Но именно в этой статье и проступают первые намёки на то, что речь в книге пойдёт о… «гибели богов» по причине иссушения источника веры в них. Имеется виду не какая-то религия – здесь иное, более глубинное.

Идёт речь о «гибели бога» в каждом конкретном человеке. И, в первую очередь, это происходит, когда он перестаёт воспринимать искусство. Виноват ли в  этом только человек? Только ли его душа черствеет, зарастает «буржуазным» жирком обывательщины? Нет, и эта статья, и немалый ряд афористиший книги, и её концептуальное завершение – всё говорит что ничуть не меньше виновато в этом само искусство. Если оно не будет обновляться «в сторону человечности» – ему грозит гибель.

Ведь оно – божество, в которое нужно ВЕРИТЬ.

В начале прошлого века было создано невероятное количество «Пощёчин общественному вкусу» – до такой степени много, что, как пишет К. Ефетов, «они уже всем порядком надоели». Но такой взрыв обновления в искусстве мог быть вызван только тем, что, и вправду, уж слишком «заплыло жиром» всё прежнее, что восхищало и удивляло. Константин Ефетов приводит в своём эссе слова М. Горького: «Квадрат Малевича – это вызов, это плевок в лицо прогнившего буржуазного общества, совсем потерявшего ориентиры прекрасного… Никто ещё за всю историю существования человечества не говорил этому человечеству так ярко и так открыто о его пустоте и ничтожестве».

Ну, кто мог бы сказать точнее – даже не столько о художнике и его творении, сколько – о самой эпохе?

В недавнее время (особенный взрыв наблюдался в 90-е и нулевые годы) интерес к «Пощёчинам» (как прежним – их изучению, так и новосоздаваемым) резко увеличился. Вновь наблюдался невероятный бум авангардизма, новаторства, интересных поэтических и художественных форм, сложной нехронологической, психоделической, абсурдистской и т.п. прозы (в т.ч. упоминаемый К. Ефетовым роман Ю. Полякова «Козлёнок в молоке» – гениальный «стёб» на «апофеоз квазисупрематизма» – мнимого супрематизма, иначе не скажешь).

Также некая борьба с чем-то «прогнившим» и «застоявшимся». Чему был предельно нужен культурный взрыв, обновление самой «Вселенной искусства».

А к настоящему времени всё это «всем порядком поднадоело». Наблюдается возвращение литературы, живописи и т.п. к простоте, понятности и – можно даже сказать – примитивизму.

Суть ли это «обновление в сторону человечности»? Или – наоборот?

Внимание, вопрос: супрематизм – это примитивизм?

Вроде бы, что может быть проще (примитивнее?) чёрного квадрата? Ан нет – сколько обоснований, попыток понять, вложить в произведение, возможно, то, что его автору и в голову не приходило… Вот какое «сотворчество» вызывает, вроде бы, простая форма. Точнее, как сказано в определении супрематизма, («простое» – авт.) «торжество цвета над формой». Целые книги, исследования, бесконечные эссе, безудержные споры…

Мне знакомы даже люди, которые прямо говорят: «Я ненавижу «Чёрный квадрат»! Он меня бесит! Это такая фигня!» Но, чтобы что-то ненавидеть, да ещё и по этому поводу беситься (испытывать к чему-то сильные чувства!), это что-то – должно, в первую очередь, быть. Только равнодушие делает предмет или явление несуществующим.  Беспредметным…

Только равнодушие «убивает богов».

А значит, такого рода искусство – супрематизм и подобные ему направления – это искусство наших чувств, нашей… веры! Обновлённой – точнее, бесконечно обновляющейся, причём, довольно часто просто у нас на глазах! – в сторону человечности.

Возможно, именно над этим иронизирует (притом – одновременно! – относясь с величайшей серьёзностью и немалым уважением) в своей книге Константин Ефетов. И не только напрямую:

Почти по Себастьяну Посту

Женщин нет

                      некрасивых

                                        (дело вовсе не в чувстве!),

Есть самцы –

                   дилетанты

                                    в абстрактном искусстве.

(ведь любовь – это также форма веры – а значит, форма искусства! – авт.)

Но и косвенно – опять же, всею концепцией книги. В частности, своим исследованием коротких стихотворений – с целью создать «Самое короткое стихотворение в мире». Читая это эссе, завершающее книгу, буквально ощущаешь… устремление слова к нулю! А Смысла – к Бесконечности! Это уже начинают работать просто какие-то физико-математические законы… которые и есть Законы Творения! И есть то самое Слово, которое было «вначале».

История

                в этом

                              предельно права:

От самого

                 Первого

                                   дня

Имеют значение

                         только

                                          Слова,

А прочее

                   всё –

                                  болтовня.

Воистину, если можно создавать осмысленные (с предельной концентрацией смысла!) стихотворения-брахиколоны всего из двух слогов, то зачем тогда… вся остальная поэтическая «болтовня»?

Вот на этот вопрос и ответит себе читатель, ознакомившись с исследованием К. Ефетовым самых коротких стихотворений в мировой литературе и причин, побудивших их авторов заняться столь необычным видом «супрематизации» поэзии.

Должна сказать, что при прочтении этого эссе не смогла не включиться в данную философскую игру и не ответить автору так же стихотворением, претендующим на звание «самого короткого в мире». Но потому, что данная статья является предисловием, то чтобы привести мой ответ, необходимо привести здесь и произведение автора книги. А это уже будет, как говорят сейчас, спойлер.

По этой причине – читайте  новую книгу учёного и поэта Константина Ефетова «Иронический супрематизм», вступайте в сотворчество с автором, делайте свои собственные открытия в искусстве и его сущности (как в отдельные эпохи, так и вне времени), постигайте, что же такое супрематизм… или просто наслаждайтесь остроумием автора, точностью попадания его иронических стрел в самые разные «цели» нашего бытия.

Восприятие этой книги возможно со столь многих сторон, что впору говорить о «неосупрематизме»

(Как вам, в частности, «Чёрный квадрат» в 3D? Что откроет нам в этом произведении перевод его в трёхмерную или же бесконечно многомерную форму?)

И, конечно же, «ироническом».

(А не становится ли вышеозначенный «Квадрат» многомерным-многосмысловым в ряде афористиший-жэзээликов Константина Ефетова, посвященных ему и его создателю/создателям – художникам и философам различных эпох – с их чёрными кошками в тёмных комнатах, белыми лошадьми, которые не лошади, «малокровными девушками» и «апоплексическими кардиналами»?).

Такова эта книга. Таков этот автор.

И, думаю, он ещё не раз удивит нас – нет, не «Пощёчиной общественному вкусу» – скорее, тонко ироничным (при этом – со всем уважением к высокому искусству) исследованием таковых.

И в целом –  неоднозначности этого мира.

И его человека/бога – создателя искусства/веры – творца!

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля