Последние новости

Реклама

Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на парламентских слушаниях «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»
«16» июня 2016 г.

Государственная Дума,

Малый зал

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим парламентские слушания на тему: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования».

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Значимость обсуждаемой темы не вызывает ни у кого сомнения. Думаю, нет необходимости в этой аудитории доказывать, что в течение ближайших десятилетий социально-экономическое развитие страны, её экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



В недрах России сосредоточена четверть мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Россия – признанный мировой лидер добычи некоторых полезных ископаемых. Мы занимаем второе место по добыче нефти (534 млн. тонн в 2015 году) и газа, шестое - по добыче угля.Если смотреть в целом, то Россия занимает третье место в мире по объёму производства энергоресурсов, и это во многом объясняет высокую долю и, соответственно, стратегическую роль российского топливно-энергетического комплекса в международной экономике.

При этом отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 2016 года составят 6 трлн. рублей (44% доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 70%.

Каждый новый проект по разведке и добыче полезных ископаемых автоматически влечет за собой организацию новых рабочих мест не только в горнопромышленном комплексе, тем не менее и в смежных областях – в машиностроение, в производстве труб, металла, различного оборудования, программного обеспечения и т.д.

Особенности минерально-сырьевой базы Российской Федерации заключаются в её масштабности и разнообразии. На территории страны выявлены на самом деле все известные виды полезных ископаемых, на государственном балансе учитывается более ста видов минерального сырья.

У нас ещё в советское время сформировался большой объём накопленных запасов и подготовленных к вводу ресурсов. Сейчас мы подходим к этапу, когда объём отработки начинает превышать коэффициент воспроизводства.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Принятые документы стратегического планирования, в том числе госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов», позволили в последние годы значительно нарастить объём инвестиций в геологоразведку.

Рост государственных и частных инвестиций в отрасль привёл к открытию в России в последние шесть лет 320 месторождений углеводородного сырья. Например, вКарским морем открыто гигантское месторождение «Победа» с суммарными извлекаемыми запасами 130 млн.тонн нефти и 499 млрд.куб.м. газа.

Важнейшим достижением явилась подача частично пересмотренной заявки Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в августе 2015 г. Пересмотренная заявка подготовлена по итогам комплексных морских исследований, проведенных в Арктике в 2001-2014 гг.В случае одобрения заявки Россия может претендовать на расширенный континентальный шельф в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны общей площадью 1,2 млн. кв. км.с прогнозными ресурсами углеводородного сырья от 5 до 10 млрд. тонн условного топлива.

На сегодня общий объём запасов нефти в стране составляет 29,7 млрд.тонн, из них акватория (континентальный шельф, территориальное море, внутренние морские воды) - 1,4 млрд.тонн (4,8%), ТРИЗ (трудноизвлекаемые запасы) - 7,5 млрд.тонн (25,5%), газа – 69,7 трлн.куб.м. Это те, какие теоретически можно извлечь из недр.На Самом Деле все они распределены и продолжается их добыча. Нераспределенными остаются всего лишь несколько процентов запасов. По нефти 6,5 %, по газу 4,6%.

Добыча сырой нефти (без газового конденсата) в 2015 году составила около 505 млн. тонн. Если считать по этим цифрам, то открытых запасов хватит на 57 лет. Тем Не Менее объём доказанных запасов (о которых нам точно известно, где и сколько их, как извлекать), по оценкам экспертов, вдвое меньше, около 14 миллиардов тонн.

То есть, по доказанным запасам обеспеченность добычи составит уже только 28 лет.

Можно вспомнить, что нефтедобывающая промышленность СССР долгое время характеризовалась стабильным ростом добычи нефти, которая за промежуток времени 1950-1988 гг. возросла в 16 раз (с 37,9 до 624,3 млн.т). Предпосылкой бурного роста нефтедобычи явилось открытие высокопродуктивных и крупных месторождений Урало-Поволжья и Западной Сибири. Освоение открытых месторождений сопровождалось увеличением объёма геолого-поисковых и разведочных работ с целью создания надежной базы нефтедобычи и восполнения запасов. Только за четыре последние пятилетки (IX-XII) капвложения в геологоразведочные работы на нефть составили почти 40 млрд. руб. (советских).

Нам надо наращивать объёмы геологоразведки.Необходим ввод в эксплуатацию новых месторождений, что связано с освоением новых регионов. Требуется более пристальное изучение сухопутной части России в районе Сибири и Дальнего Востока, а также континентального шельфа, особенно Арктического.

Освоение шельфа, работа с трудноизвлекаемыми запасами — это те элементы, какие должны быть реализованы в среднесрочной перспективе. Это очень капиталоемкий процесс, требующий и денег, и новых технологий.

Если это будет выполняться системно и последовательно, то больших проблем и с нефтью возникнуть не должно.

В последние пять лет обеспечивается расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы по важнейшим видам полезных ископаемых, 2015 год также не был исключением: прирост запасов по основным стратегическим видам сырья превысил объём добычи.

Необходимо сказать, что в последние годы было разведано более 300 месторождений твердых полезных ископаемых.

Однако по алмазам, никелю, хрому выполнение плана прироста прогнозных ресурсов составило 40-70%. Не получен прирост прогнозных ресурсов по редкоземельным металлам, цирконию и некоторым видам неметаллических полезных ископаемых.

Если своевременно не создать достаточный поисковый задел, то данные разведанные запасы сырья истощатся достаточно быстро, поэтому важность опережающей геологоразведки и рационального использования разведанных запасов трудно переоценить, тем не менее здесь есть ряд серьёзных проблем.

В настоящее время геологическая отрасль сталкивается с рядом объективных фундаментальных проблем, связанных с ухудшением качества и усложнением минерально-сырьевой базы, накладывается сложная внешне- и внутриэкономическая обстановка: замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на рынках сырья, режим санкций.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Все это, уже сказалось на отрасли, в том числе в виде сокращения бюджетного финансирования геологоразведки с 35,2 до 28,4 млрд. рублей в 2015 году, а в 2016 году с 31,4 до 28,9 млрд. рублей

В целом проходка в разведочном бурении снизилась на 176,7 тыс.м (-17,8%) до 817,7 тыс.м.

Значительное снижение объемов бюджетного финансирования обусловило уменьшение на 23% количество объектов геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым (160 – в 2015 г. против 207 – в 2014 г.).

В то же время всего за 2013-2014 года реализации госпрограммы только от разовых платежей бюджет получил уже около 250 млрд. рублей доходов, а в 2015 г. доходы федерального бюджета, составили 41 млрд. руб., при том, что бюджет затратилоколо29 млрд.руб.

Т.е. инвестиции государства окупаются уже в рамках поступления разовых платежей, не говоря уже о налогах, какие будут пополнять бюджет в ходе разведки и осуществления добычи на участках недр.

Основной объём финансирования приходится на частные инвестиции компаний-недропользователей. В 2015 году 270 млрд руб. (90%) были направлены на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья, и 29 млрд руб. (10%) – на воспроизводство МСБ твердых полезных ископаемых.

Примерное соотношение бюджетного финансирования к частному составляет 1:10.

В результате работ, выполняемых за счёт средств федерального бюджета, формируются участки недр с локализованными и оцененными прогнозными ресурсами полезных ископаемых, подготовленные для постановки поисковых и разведочных работ и получения прироста запасов. Последующая разведка и освоение месторождений осуществляются компаниями - недропользователями за счёт собственных средств.

На объём инвестиций, вкладываемых недропользователями в геологоразведку, существенное влияние оказывают три взаимосвязанных фактора: предложение, цена и спрос на сырье на рынке.

В связи со снижением мировых цен на сырье отмечено снижение интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на тех или иных участках недр.

Интерес компаний к геологоразведке остается низким, что также иллюстрируется низкой долей состоявшихся аукционов.

В 2015 г. Роснедрами объявлено 150 аукционов и 12 конкурсов на право пользования недрами в части углеводородного сырья. Состоявшимися признаны 66 аукционов (44%) и 8 конкурсов (67%), а также объявлено 529 аукционов и конкурсов на право пользования недрами с целью разведки и добычи твердых полезных ископаемых, что примерно соответствует уровню 2014 г. (575 аукционов и конкурсов). Состоявшимися признаны 496 аукционов и конкурсов – 58%.

Недропользователи затратили на ГРР на нефть и газ 270 млрд. руб., что на 15% меньше, чем в 2014 г.; при этом, сокращение работ на шельфе составило почти 50%. Снижение физических объемов сейсморазведки 2D и 3D, проходки поисковых и разведочных скважин по отдельным компаниям ожидается от 8 до 30%, по работам на континентальном шельфе – от 30 до 50%.

По результатам работ 2015 года показатели прироста разведанных запасов углеводородного сырья ниже показателей 2014 года на 6% по нефти и конденсату и на 14,3% по газу.

Сокращение объемов финансирования ГРР и уменьшение физических объемов работ в 2015-2016 гг. приведет к уменьшению прироста запасов углеводородов в 2017-2019 годах.

При этом есть и положительные примеры, так «Сургутнефтегаз» не планирует снижения объемов финансирования геологоразведочных работ, объём поисково-разведочного бурения до 2020 года стабилен. В 2015 г Роснефти удалось поднять эксплуатационное бурение на рекордные 30 %, при том, что в среднем по России данный показатель в 2015 г составил 12%., в 2016 году планируется увеличение объёмов эксплуатационного бурения на 40% по сравнению с 2015 годом, при этом в 2016 г Роснефть увеличит инвестиционную программу до 1 трлн рублей.

В также время если рассматриватьСоглашения о разделе продукции Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское СРП, то государство только последние несколько лет, что то стало получать от этих соглашений.При этом в 2015 году по сравнению с 2014 годом доходы государства упали по Сахалину-1 с 1 026,3 млн. долларов США до 415 млн. долларов США, по Сахалину-2 с 3 674,3 млн. долларов США до 2 453 млн. долларов США, по Харьягинскому СРП с 450 млн. долларов США до 183 млн. долларов США.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



В Отчете Счетной палаты Российской Федерацииза 2015 год отражены результаты комплекса контрольных мероприятий по реализации соглашений о разделе продукции, в частности выявлено, что в нарушение положений соглашений о разделе продукции объекты недвижимости, созданные за счёт возмещаемых расходов, общей стоимостью 38 млрд.долларов США, в собственность Российской Федерации не переданы, отсутствие на проектах доступной для Российской Федерации базы технологий и ноу-хау, используемых в настоящее время при добыче и переработке углеводородов, создает риски для дальнейшего использования всего высокотехнологического оборудования при его поступлении в собственность Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1539-р с сентября 2011 года по декабрь 2017 года (включительно) предусматривается получение доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счёт регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) и доходов в виде доли (части доли) прибыльной продукции, для поставок природного газа потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, по договорам поставки природного газа.

В связи с этим, по сравнению с 2015 годом прогнозируется снижение поступления регулярных платежей на 2 277,2 млн. рублей, что обусловлено снижением облагаемых объемов добычи углеводородов. Учитывая выпадающие доходы федерального бюджета, требуется дать оценку эффективности получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» на 2016 год.

Мы многие годы, 20 лет говорим о соглашениях о разделе продукции –Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское месторождение. Сколько у нас было выступлений, сколько статей, сколько обращений в Генеральную прокуратуру! И ещё раз нам Счётная палата даёт материал: 38 миллиардов долларов страна сегодня не получила за счёт собственности, на которую потрачены деньги, полученные за счёт недр.

Это непонятное постановление правительства, с точки зрения замены конкретных денег на объём газа не даёт возможности бюджету получать миллиарды дополнительных средств.

И за что ни возьмись вот в этом направлении, - просто идёт грабёж страны.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



В текущих экономических и внешнеполитических условиях особую тревогу вызывает вопрос критической зависимости отечественных геологоразведочных компаний от импорта оборудования, технологий и программного обеспечения. Сегодня в сейсморазведке зависимость от импорта составляет порядка 90%, в электроразведке - более 70%, в отношении бурового оборудования - более 30%. Ситуация объективно критическая и требует к себе не только пристального внимания со стороны всех ответственных органов государственной власти, тем не менее и принятия конкретных шагов по выводу отрасли на базу отечественных технологий.

Понадобится до пяти лет, чтобы по целому ряду наименований «санкционного» оборудования была возможность адекватной замены.

Есть критически важные позиции, какие сложно заменить в среднесрочной перспективе. Это программный комплекс. Здесь у нас зависимость от 80% и выше, а по отдельным видам — и до100%. Притом что, школа советская в части обработки и интерпретации данных была достаточно сильной.

Наша задача — восстановить сейчас производственный комплекс.

Здесь также важно определить возможность влияния новых технологий на рациональность пользования недрами, так как некоторыми экспертами высказываются опасения применения гидроразывов пластов для интенсификации добычи углеводородного сырья, что может привести по их мнению к смешению продуктивных пластов, нанесению вреда окружающей среде. Об этом высказывались при обсуждении законопроекта № 881493-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части установления норм, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также препятствующих снижению добычи полезных ископаемых). Требуется применять такие технологии по интенсификации добычи, какие минимизируют негативные последствия для недр и окружающей среды.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Недра по Конституции России принадлежат народу и государству, тем не менее сегодня нет должного контроля над рациональным их использованием. Например, на каждом месторождении устанавливается величина коэффициента извлечения нефти (КИН). Если КИН, скажем, равен30% то это значит, что 30% нефти можно забрать, а 70% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие технологии.

Работать в этом направлении компании не очень желают, потому что это чревато дополнительными затратами, в итоге, в последние годы коэффициент нефтеизвлеченияв России падает.

Пытаются объяснять это усложнением горно-геологических условий,тем не менее в США также усложняются горно-геологические условия, тем не менее там КИН растет сейчас около 40 %, а в России падает. Потому что на вооружение компаниями взята хищническая разработка месторождений.

При этом надо понимать, что выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части России она достигает порядка 70%, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи. Между них такие гиганты, как Самотлор, Мамонтовское, Федоровское и многие другие.

Поэтому проблема повышения значения КИН с каждым годом только возрастает. Так, в России КИН достигает 27 %, тогда как в мире в среднем он составляет 35 %, по экспертным оценкам Минэнерго России увеличение КИН на 1 % на разрабатываемых месторождениях страны равносильно 1,3 млрд. тонн увеличения запасов нефти. И никого это особо не тревожит.

Давайте посмотрим дальше. Мы рассматривали предметно данные вопросы, в том числе и на заседании комиссии при президенте — топливно-энергетической комиссии, вместе с министром природных ресурсов и экологии обозначали вопросы, для того чтобы решать данные серьёзнейшие проблемы.

Зачастую компании просто снимают сливки с месторождений и забрасывают вполне рентабельные скважины.

Одной из проблем является не вовлечение в добычу значительной части разведанных запасов. Например, лишь около 80% разведанных запасов нефти введено в разработку. Даже на осваиваемых месторождениях есть не разрабатываемые залежи и это также можно считать серьёзным резервом для увеличения добычи. Требуется также оптимизировать темпы отбора как ещё один резерв добычи, который требуется использовать.

Подземные воды являются основой водного фонда России, это важный источник питания рек, озер и болот.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Подавляющая часть (более 95%) запасов подземных вод – это воды для питьевого водоснабжения населения.

Наиболее обеспеченными запасами подземных вод являются Центральный, Приволжский и Южный округа, а наименее обеспечен Приморский округ.

Вместе с тем, эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением.

Так, в Центральном федеральном округе сформировалось несколько региональных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области. На отдельных участках Московской области наблюдается снижение уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит истощение и загрязнение подземных вод, особенно это характерно для юга области.

В 2015 г. существенных изменений в размерах (площадях распространения) ранее сформировавшихся региональных депрессионных воронок и уровней подземных вод не зафиксировано. Понижения уровней подземных вод в наиболее погруженных частях воронок достигают 70-90 м (в районах добычи подземных вод), 550-700 м (в районах разработки месторождений твердых полезных ископаемых).

Всего за промежуток времени 2000-2014 гг. на территории Российской Федерации выявлено 2525 участков загрязнения подземных вод. За данный же промежуток времени на территории России постоянное или эпизодическое загрязнение подземных вод выявлено на 3487 водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

В целях совершенствования охраны водных объектов требуется:

Включить подземные воды в схемы комплексного использования и охраны водных объектов, либо предусмотреть разработку подобных схем для подземных вод.

Поставить и выполнить за счёт средств федерального бюджета работы по переоценке запасов подземных вод по крупным городским агломерациям, в том числе по Московскому региону.

Предусмотреть финансирование создания наблюдательных пунктов государственной сети.

Разработать механизм передачи в систему государственного мониторинга поисковых и разведочных скважин.

Предусмотреть финансирование работ по выявлению и ликвидации бесхозных скважин.

Ресурсной базой, способной возместить в недалеком будущем дефицит минерального сырья, являются полезные ископаемые «техногенных месторождений». За последнее столетие, на территории России образовалось огромное количество «техногенных месторождений».Ежегодно в России образуется около 5 млрд. тонн отходов, из которых при добыче полезных ископаемых получается около 4,8 млрд. тонн отходов. Утилизируется не больше 46% (обезвреживается и перерабатывается (используется), при этом в России перерабатывается (используется) всего около 25-30% техногенных отходов, тогда как в мире данный показатель достигает 85 — 90%.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



В марте 2016 года Комитет провел совместный «круглый стол» с Горнопромышленниками России по этой теме. Было отмечено, за исключением ряда положительных примеров («Татнефть»), нежелание компаний применять передовые инновационные технологии по переработке техногенного сырья.

Для создания мотиваций разработки техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений. Тем Не Менее в настоящее время наблюдается инертность, разобщенность действий таких организаций, отсутствие централизованного подхода к проблеме на уровне государства.

Это сложилось вопреки очевидной целесообразности объединить усилия профильных ведомств и организаций в единое целое под одним административным и научно-методическим руководством с целью согласованности решения самых ответственных задач, связанных с освоением выявленных техногенных месторождений и подготовкой для этого отечественной технико-технологической базы.

Следует сказать, что нам удалось принять ряд законодательных инициатив, заложивших основу обеспечения эффективной системы утилизации техногенного сырья.

В.И.Кашин: «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования»



Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это базовый закон, в котором нашел отражение целый комплекс природоохранных мер, включая уточнение понятийного аппарата; основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; расширены полномочия органов государственной власти; дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов внедрения наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы.

Не менее важным законодательным решением, стал Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволивший при разведке и добыче нефти осуществлять размещение попутных вод в пластах горных пород, а также при ликвидации горных выработок использовать вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности.

Особо следует отметить Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Благодаря данному законодательному акту удалось создать эффективные экономические стимулы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Вместе с тем специфика переработки техногенного сырья столь значительна и разнообразна, что требует соответствующего обустройства правового поля.

Каким образом будем компании побуждать внедрять наилучшие доступные технологии? Может стоит поставить вопрос об актуализации лицензий в этой части, увязывать получение лицензий с применением отечественных инновационных технологий при разработке месторождений.

Приглашаем Роснедра и Минприроды России подумать совместно, что мы можем здесь сделать в части совершенствования нормативно-правовой базы.

Положительный эффект от последовательной реализации вышеназванных законодательных актов мы также будем наблюдать и в экономике, и в социальной сфере, и т.д.

С учетом повестки заседания, заострить внимание участников Слушаний хочу на неразрывной связи вопросов промышленной безопасности с вопросами экологической безопасности и обеспечением прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Такая взаимосвязь была определена ещё в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Закрепив данный тезис в числе основных положений, указанный закон определил также перспективные механизмы обеспечения данного права граждан, такие, как наилучшие доступные технологии (внедрение малоотходных и безотходных технологий и производств), рациональное использование ресурсов посредством вовлечения отходов в хозяйственный оборот (использование вторичных ресурсов), экологическое страхование и другие.

К сожалению, на протяжении почти четверти века ни один из этих механизмов так и не был вовлечен в обеспечение качества окружающей среды и промышленной безопасности. Об этом горько говорить, ведь последствия такого положения вещей заметно ощутили на себе миллионы граждан, а окружающая среда на протяжении всего этого времени продолжала испытывать на себе избыточную антропогенную нагрузку – достаточно взглянуть на приведенную статистику.

При этом, в рамках сегодняшнего заседания, считаю важным отметить, что своеобразным лидером списка источников негативного воздействия на окружающую среду в Российской Федерации является наш ТЭК.

Экологический ущерб, наносимый лишь одними разливами нефти и нефтепродуктов уже сопоставим с объемами прибыли, получаемой от реализации добытой нефти и нефтепродуктов. Ярким примером здесь можно привести аварию 2010 года в мексиканском заливе - совсем недавно, в начале апреля 2016 года, суд в США наконец поставил точку в деле о компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, обязав компанию ВР выплатить более 20 млрд. долларов штрафа.

Более того, количество известных государству связанных с разливами нефти и нефтепродуктов аварий на опасных производственных объектах постоянно увеличивается. Подчеркну – это касается лишь известных аварий. А сколько фактов аварий скрывается? По экспертным оценкам из 25 тыс. аварийных разливов нефти в поле зрения надзорных органов попадает лишь пятая часть. В результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает от 50-ти тыс. до 1,5 млн. тонн нефти и пластовых вод. Загрязнению в этой связи подвергается почвенно-растительный покров на территории площадью более 10 тыс. га.

При этом вопрос ликвидации последствий аварий является актуальным не только для энергетических полезных ископаемых.

Достаточно вспомнить 2006 год, когда в городе Березники Пермского края произошла техногенная авария, вызванная затоплением Первого рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Оценка затрат на ликвидацию последствий этой аварии составила 7,8 млрд. руб. И это без учета ущерба от потери утраченных полезных ископаемых.

В 2015 г. на объектах нефтегазодобычи произошло 17 аварий. Количество случаев смертельного травматизма в 2015 г. увеличилось на десять по сравнению с аналогичным промежутком времени 2014 г. (9 случаев). В 2015 г. произошло 7 групповых несчастных случаев, что на 1 случай больше чем в 2014 г.

Общее число потерпевших при несчастных смертельных случаях в нефтедобывающей промышленности в 2015 г. составило 19 человек. Общий ущерб от произошедших аварий в 2015 г. составил 1,2 млрд. руб. При этом 76% аварий в 2015 году произошло по причинам отказа и разгерметизации технических устройств, а также нарушения технологии производства работ.

В 2015 г. в горной отрасли зафиксирован рост количества смертельных несчастных случаев, произошедших при работах, проводимых в подземных условиях. На их долю пришлось 80% случаев смертельного травматизма.

Высокий уровень смертельного травматизма, связанный с обрушениями горной массы, сохраняется в результате применения в основном ручной оборки заколов при недостаточном использовании кровлеоборочных машин, не соблюдения требований по наблюдению за состоянием кровли и бортов выработок. Причинами роста смертельного травматизма на транспорте является плохая организация системы производственного контроля, недостаточный контроль за состоянием техники и низкая дисциплина труда.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля