Выступление
Ю.П. Синельщиков в Конституционном Суде 29 июня 2015 г. Три фракции в Государственной Думе РФ
(Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР) выступили с инициативой о переносе
даты выборов депутатов Государственной Думы с декабря на третье воскресенье
сентября 2016 года, исходя в том числе из того, что это якобы станет стимулом
для повышения электоральной активности и формирования эффективной системы
политической конкуренции. Соответствующий законопроект принят в первом чтении. Такой
законопроект не соответствует Конституции РФ и является несостоятельным по
существу.
1.Часть
1 статьи 96 Конституции установила, что Государственная Дума избирается на пять
лет, а не на 4 года и 9 месяцев, как предлагают авторы законопроекта.
Сокращение срока может быть осуществлено только путём внесения изменений в
Конституцию РФ.
Причем такие изменения не могут как-либо
влиять на статус ныне действующих депутатов. Сократить срок полномочий
депутатов шестого созыва путём создания каких-либо новых правил нельзя.
Сокращение пятилетнего срока если и возможно, то только в отношении будущих
созывов Государственной Думы. Избиратель ещё до выборов должен знать на какой
срок он избирает парламент.
В этой связи обращает на себя внимание
то обстоятельство, что пятилетний срок деятельности Госдумы существует лишь
применительно к Думе шестого созыва, которая избрана в декабре 2011 года. Ранее
существовал четырехлетний срок. И хотя закон № 6-ФКЗ «Об изменении срока
полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу
31 декабря 2008 года, он не применялся к срокам полномочий депутатов, какие
его приняли (т.е.депутатов Думы пятого созыва). Он распространяется лишь на
Государственную Думу, избранную после вступления в силу упомянутого закона.
Такая правовая ситуация не вызывает ни у кого замечаний.
2.Внеочередные
выборы Госдумы потребуют досрочного сложения полномочий действующих депутатов,
что не предусмотрено Конституцией. Отступить от этого правила по Конституции
можно лишь в случае, когда между парламентом, правительством и президентом
возникает конфликт, который может быть разрешён путём роспуска Думы.
Как отметил Конституционный Суд в
Постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П, досрочно распустить Думу может лишь
Президент РФ и никто другой это сделать не вправе. В том же Постановлении
правильно отмечается, что постоянство деятельности парламента (о котором
говорит ст. 99 Конституции) гарантируется в том числе и строгой регламентацией
периода формирования Государственной Думы (в том числе в случае досрочного
прекращения её полномочий).
3.Избиратели
в 2011 году передали властные полномочия депутатам на пять лет. За действующих
депутатов фракции КПРФ проголосовало 12. 599. 420 избирателей, и никто не пожелал
их спросить, а согласны ли они с тем, чтобы срок полномочий их избранников был
бы сокращен. Между тем, согласно статье 3 Конституции, единственным источником
власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Не думаю,
что три другие фракции вправе в полном составе отказаться от мандатов,
распустив таким образом Думу, не спросив об этом своих избирателей. Досрочно
самороспускаться парламент не может.
В комментарии к статье 99 Конституции РФ
под редакцией В.Д. Зорькина, изданном в 2011 году, говорится о том, что «…любое
необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого
Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания
своих представителей в органах государственной власти». Полагаем, что
конституционные права граждан нарушаются не меньше в тех случаях, когда их
избранников досрочно отстраняют от законодательного процесса.
4.Обращает
на себя внимание, что ч.4 статьи 6 Конвенции о стандартах демократических
выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества
Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) предусмотрела важное
правило: «Не должны предприниматься действия или распространяться призывы,
побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу
срока выборов, избирательных действий и процедур, назначенных в соответствии с конституцией,
законами». Полагаю, игнорировать это правило недопустимо.
5. Проведение досрочных выборов приведет к
раскачиванию сложившейся стабильности в обществе. В этом случае о
нелегитимности Госдумы седьмого созыва оппозиция будет говорить не только до
выборов 2016 года, однако и последующие 5 лет после выборов.
6. Несколько слов относительно довода о том, что
сентябрьская погода, якобы, более благоприятна для выборов, чем декабрьская.
Очевидно, что в сентябре многие граждане ещё находятся на отдыхе, либо по
выходным трудятся на своих земельных участках, поэтому число голосующих будет
меньше, чем в декабре. К тому же, в сентябре после массовых отпусков агитационная
компания ещё не успеет набрать обороты, избиратель не успеет получить четкое
представление о кандидатах и будет голосовать, что называется «наугад».
И последнее. Если Конституционный Суд
признает предлагаемый перенос конституционным, то со стабильностью этого 60
месячного срока будет покончено. В последующем парламент будет вправе сокращать
или наращивать сроки на 4, 5, затем 6 и более месяцев.
Полагаем, что упомянутая инициатива трёх
фракций неконституционна и вредна.