Последние новости

Реклама

В Столице России состоялся независимый съезд учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования, организованный межрегиональным профсоюзом «Учитель» при поддержке Конфедерации труда России. В нём приняли участие более ста педагогов, обеспокоенных происходящими негативными процессами в сфере образования, а также родители учащихся, какие возмущены слиянием школ и увеличением доли платных услуг. О наиболее острых проблемах, какие педагоги обсуждали на съезде, корреспонденту «Правды» рассказал член Совета профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права в московской школе «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
— Что больше всего волнует сегодня российских педагогов?

— В преддверии съезда профсоюз «Учитель» провёл опрос между педагогов по проблемам российского образования, в котором приняли участие более 400 человек. В результате выяснилось, что большинство опрошенных беспокоят огромные объёмы бумажной работы, данную задачу отметил 81% участников опроса. Второе место заняла низкая зарплата педагогов (66%). Учителей также волнуют несправедливость в распределении стимулирующих надбавок (44%), переработки (38%), отсутствие дополнительной оплаты некоторых видов деятельности — ЕГЭ, классного руководства и т. д. (36%), низкое качество курсов повышения квалификации и формальный подход к их организации (33%), административный контроль и давление на педагогов (29%).

На съезде обсуждались те проблемы, какие были выявлены в ходе опроса. Дело в том, что общественности часто преподносится искажённая, недостоверная информация о том, что происходит в образовании. Как мы считаем, очень важно, чтобы люди получали достоверные сведения о проводящейся реформе. Это касается не только фальсифицированных данных о зарплате учителя, тем не менее и многого другого, в частности, введения новых образовательных стандартов. Чиновники бодро рапортуют, как хорошо и замечательно внедряются данные стандарты, тем не менее о том, какие проблемы при этом возникают, чаще всего умалчивается. Точно так же умалчивается о том, из чего состоит средняя зарплата, якобы составляющая в Столице России 60—70 тыс. рублей. Почему-то забывают уточнить, что такая заработная плата — результат работы педагога на две ставки, буквально на износ, без полноценного отдыха.

Вторым, не менее важным вопросом, обсуждавшимся на съезде, стало наступление на социальные и трудовые права педагогов и сотрудников школ. В соответствии с так называемой дорожной картой, принятой минобразования, продолжаются сокращения учителей, увольняют также библиотекарей, психологов, социальных педагогов. Нагрузка на педагогических работников только увеличивается, так же, как и количество неоплачиваемого рабочего времени. С педагогами, вопреки всякой логике, администрация учебных заведений заключает срочные трудовые договоры. Такие действия не соответствуют Трудовому кодексу, ведь необходимость ведения предмета в следующем году остаётся, а значит, трудовой договор должен быть бессрочным.

Ещё один больной вопрос — бесконечный рост бумажной работы, зачастую неоплачиваемой, которая только отнимает время у педагога, отрывает его от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Под предлогом так называемой оптимизации в Столице России происходит реорганизация учебных заведений. Две тысячи школ в Столице России, даже по официальным данным, превратились в 700 с небольшим комплексов. Мы не знаем, что происходит в этих комплексах с точки зрения соблюдения прав учителей и учеников, никаких серьёзных исследований по этому поводу департамент образования не проводил. Объединение сильной школы со слабой не означает, что в одночасье общий уровень увеличится, в большинстве случаев происходит как раз наоборот.

Вызывает тревогу и ситуация с дополнительным образованием, которое постепенно переводится на коммерческую основу, закрываются или переводятся на платную основу кружки и секции. Несмотря на противостояние родительской общественности, учреждения дополнительного образования сливаются так же бездумно, как и школы. К примеру, когда станцию юных туристов объединяют с дворцом детского творчества, очевидно, что ничего хорошего для станции ждать не приходится. И таких примеров множество.

Московские чиновники от образования, декларируя открытость и возможность диалога по проблемным вопросам, на самом деле к мнению экспертов и родителей не прислушиваются, игнорируют многочисленные обращения. Если касаться конкретной личности руководителя департамента образования Москвы Исаака Калины, то прежде чем давать какие-то оценки, следует понять, для чего его назначили на данную должность, какие задачи перед ним поставили. И тут возможны два варианта: либо он хорошо выполнял свои обязанности, либо плохо. Мне кажется, что ту задачу, которая ему была поставлена, он выполнил хорошо. А такой задачей, по всей видимости, и стал развал московского образования, отличавшегося в лучшую сторону от общероссийского, низведение его до среднего уровня.

— Есть ли примеры успешной борьбы родительской общественности, педагогов против закрытия и слияния школ?

— К сожалению, в Столице России за последний год таких примеров нет, столичные чиновники не хотят слушать доводы педагогов и в реальных условиях не реагируют на многочисленные обращения ни родителей, обеспокоенных слияниями, ни учителей. Тем Не Менее в целом по стране примеров успешной борьбы немало. Из последнего: в селе Бычок Курской области местные чиновники решили закрыть единственную оставшуюся в селе с 530 жителями школу. Жители, педагоги и родители связались с профсоюзом «Учитель», был намечен пикет в центре Курска, тем не менее его не пришлось проводить, чиновники заверили, что учебное заведение будет сохранено.

Не так давно активисты отстояли школу в районе Молжаниново Северного административного округа столицы. Детям было предложено продолжить обучение в одной из школ Зеленограда. Родители и ученики возмутились, буквально штурмом «взяли» местную управу, заявив, что будут продолжать занятия в кабинетах чиновников. И это подействовало, чиновники отказались от своих планов по закрытию учебного заведения.

Удачно завершилась и история с детской школой искусств в Сарапульском районе Удмуртской Республики. Там педагоги объявляли голодовку в знак протеста против попыток присвоения школе статуса автономного учреждения, что неизбежно должно было бы привести к оплате обучения родителями. В результате удалось добиться выполнения требований.

В случае, когда педагоги и родители показывают чиновникам серьёзность намерений отстаивать свои права и права детей, шансы добиться сохранения учебного заведения увеличиваются в несколько раз. Если же люди сами не готовы к такой борьбе, то и результаты будут соответствующие.

— Планирует ли профсоюз «Учитель» в ближайшее время какие-то протестные акции?

— Да. На 31 мая запланирована межрегиональная акция в защиту образования и трудовых прав педагогов «За право учиться и возможность учить!», организованная профсоюзами «Учитель» и «Университетская солидарность». Мы требуем: пересмотреть Федеральный закон «Об образовании» с учётом результатов общественной дискуссии; прекратить коммерциализировать бесплатное образование; индексировать зарплату в соответствии с реальной инфляцией за 2014 год и в 2015 году; прекратить сокращать преподавателей, научных сотрудников, учителей, воспитателей, а также логопедов, психологов, библиотекарей и социальных работников, учебно-методический и учебно-вспомогательный персонал; прекратить практику бездумного слияния и ликвидации образовательных организаций; отказаться от идеи повышения пенсионного возраста, устранить искусственные препятствия в получении досрочной пенсии педагогами.

Участвовать в акции на данный момент намерены представители около 20 регионов. Активисты профсоюза считают: только солидарный протест всех заинтересованных в качественном образовании сможет заставить власть учитывать интересы педагогического сообщества.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля