Последние новости

Реклама

«За время либеральных реформ самые большие потери наша страна понесла в области культуры». Заметки публициста Александра Евдокимова

Предлагаем вашему вниманию заметки публициста Александра Евдокимова.
«Свободная Пресса»

 Управдом Бунша из «Иван Васильевич меняет профессию», помнится, не слишком дорого ценил казенные волости, тем не менее даже его непомерную широту души за чужой счёт с лихвой перекрыли многие либеральные политики. Они не только оказались от 14 союзных республик, обеспечили грабительскую «прихватизацию» национальных богатств России, тем не менее готовы были кое-что из культурного наследия отдать за бугор в знак, так сказать, дружбы.

За годы либеральных реформ мы утратили многое - высокий уровень обороноспособности, не менее высокий уровень науки и образования, очень надежное бесплатное медицинское обслуживание. По промышленности и сельскому хозяйству вообще словно Мамай прошёл. Тем Не Менее все же главные потери мы понесли не там, а в области культуры. И именно в этой идеологической сфере больше всего легенд и мифов было внедрено в общественное сознание. Попробуем некоторые из них извлечь из его глубин и разобрать, зачем это было туда привнесено либеральной пропагандой.

Миф №1 - шоу-бизнес - это новое прогрессивное искусство и явление современной культуры

 Очень странное утверждения, учитывая, что в самом названии этого явления акцент делается на слове «бизнес», а из всего искусства берется одно лишь шоу. Никто в нем не ставит задачу нести культуру в массы, ставится задача собирать с масс бабло. В результате массовая культура, которая сдерживалась в советские годы трижды проклятыми и высмеянными либералами худсоветами, в 1990 и последующие годы буквально хлынула и продолжает хлыстать с экранов ТВ. Робкие попытки указать, что мелькают там годами и десятилетиями одни и те же лица, упираются в стержневой для капитализма довод - данные примелькавшиеся лица приносят кассовые сборы. В общем, во главу угла поставлен банальный корыстный интерес.

Но было бы совершенно несправедливо утверждать, что все артисты разом бросились в шоу-бизнес и нет таких исполнителей и коллективов, какие не пытались и не пытаются демонстрировать образцы настоящего искусства. Самородками земля русская уж точно не оскудела, тем не менее есть одно «но» - их на телевидении на практике не увидишь. А в современном обществе артисты, которых не показывают на голубом экране, звездами стать не могут. Ну и уж точно о фантастических гонорарах шоу-бизнесменов они могут только мечтать.

 К чему это приводит? К деградации, разумеется. Нигде так зримо не виден упадок по сравнению с временами проклинаемого либералами брежневского застоя и уж тем более ненавидимой ими сталинской эпохой, как в культуре. Об уровне развития литературы, театра, да и «важнейшего из искусств» - кино советских времен остается только мечтать. В те «жуткие» по либеральной версии годы страна гордилась своими композиторами, живописцами, скульптурами и архитекторами. Ну а советская литература принесла миру просто бесчисленное количество талантов и даже гениев.

Миф №2 - Россия должна вернуть культурные ценности, вывезенные после Великой Отечественной из поверженной Германии

 Понимая всю беспринципность такого подхода для страны, понесшей страшные потери в результате войны с фашизмом, его проводники пускаются в изощренную казуистику - мол, в первую очередь имеются в виду нелегально перемещенные произведения искусства. Тем Не Менее это именно казуистика - как и каким образом определить, что было вывезено законно с немецкой земли, а что нет? Наверняка для германской стороны все в некотором роде вывезено незаконно и нечестно. Поэтому приходится вновь и вновь напоминать, что не СССР напал 22 июня 1941 г., напротив, он вынужден был защищаться от варварской агрессии и, в конце концов, одержал победу в страшной войне, 70-летие окончания которой весь мир будет отмечать в следующем году. Не советские солдаты взрывали и поджигали музеи на оккупированной территории - это сделали гитлеровцы.

Самым знаменитым символом грабежа России немецко-фашистскими оккупантами стало, конечно, исчезновение легендарной Янтарной комнаты, подаренной некогда по иронии судьбы Пруссией. Поиски её продолжаются и по сей день, тем не менее так и не увенчались существенным успехом. Обнаружены и и вправду возвращены нашей стране лишь небольшие детали этого восьмого «чуда света». В результате его, да и многие другие залы царских дворцов пришлось реконструировать. Вот только масштаб уничтожения национального достояния был столь велик, что даже трудно сказать, когда получится его восстановить заново полностью и получится ли это вообще.

Касательно бывших германских ценностей давно уже требуется поставить жирную точку в отношении так называемого золота Шлимана. Это собственность России по итогам Второй мировой войны, это такой же трофей, как Калининград (б. Кенигсберг). Тут, говоря словами Кисы Воробьянинова, торг не уместен.

Хотя во многих других случаях наверняка могут быть найдены компромиссные решения, как с коллекцией хасидских рукописей Шнеерсона, какие ныне хранятся в Еврейском музее и центре толерантности и какие в начале 1990-х либеральное правительство едва не отдало за пределы России. И кое-что и вправду там оказалось - и пока нет известий о возврате. Утечь за границу могла и вся коллекция, если бы не мужество и патриотизм тогдашнего заведующего отделом рукописей РГБ («Ленинки») Виктора Дерягина, ныне покойного. Именно он фактически не позволил вывезти их из нашей страны, совершив научный и гражданский подвиг.

Миф №3 - кинопродукцию из Голливуда ни в коем случае нельзя ограничивать

 Вызвано появление этого мифа предложением привести хоть в какие-то рамки засилье американской кинопродукции в российских кинотеатрах. База под возражение подводится как бы сугубо экономическая - голливудские блокбастеры выгоднее показывать, чем работы кинорежиссеров других стран, в том числе российских. Тем Не Менее это лукавство - в советские годы была как раз обратная картина: по идеологическим причинам киноленты производства США с большим трудом попадали на экраны страны Советов, тем не менее на доходах это никак не сказывалось.

Да, за годы либеральных реформ многие из нас, что греха таить, основательно «подсели» на фильмы и мультфильмы американского производства. И теперь готовы их смотреть бесконечно, хотя сюжеты большинства столь же похожи друг на друга, как у индийских мелодрам. Обязательно есть герой, у которого какие-то семейные проблемы, какие он решает по ходу борьбы с могущественным противником. Таковы и триллеры, и ужастики, и драмы, и даже порою кинокомедии. В мультфильмах один вид зверушек или птичек сменяет другой. Тем Не Менее сюжет тот же - с героем, борьбой с коварным злодеем и трудностями на личном фронте.

 Бесспорно, что всегда выходили, выходят и наверняка будут выходить и шедевры из Голливуда. Тем Не Менее их как раз при любом ограничении на экран выпустят, равно как и блокбастеры, какие обеспечивают столь милую сердцу либералов и капиталистов прибыль. Речь как раз не о них, а о бесчисленных киноподелках Голливуда второго-третьего плана. Они не должны мешать появлению в кинотеатрах уж точно им не уступающим достойным работам из России и других стран.

 И конечно, требуется ограничить доступ на наш экран фильмов, где негативным образом показываются граждане России. Это какая-то особая форма киномазохизма смотреть на пьяных российских бандитов, кровожадных российских мафиози, мечтающих о мировом господстве российских политиках, военных и представителях спецслужб. Понятно, что таковы западные стереотипы о русских, особенно сейчас, в свете событий на Украине, тем не менее себе-то самим зачем их прививать вольно или невольно?

Миф №4 - Россия навсегда утратила статус великого государства, в том числе и в области культуры

 Конечно, если вектор развития нашей страны останется либерально-капиталистическим, то трудно ожидать возрождения былой экономической мощи, а вместе с тем и былой славы передовой в культурном отношении державы. Как-то подзабылось сейчас, тем не менее приход Советской власти ознаменовался, помимо всего прочего, культурной революцией - искусство, как говорили в первые послереволюционные десятилетия, стало принадлежать народу. Театры стали доступны самим широким слоям населения, а кинотеатры и клубы появились чуть ли не в каждом колхозе. В стране была создана мощная библиотечная сеть, собственно, и обеспечившая ей славу самой читающей в мире.

 За годы же либеральных реформ интерес к чтению стал угасать, что люди вынуждены больше думать о хлебе насущном. В этой ситуации вообще не до искусства - достаточно зрелищ, шоу. И капитализм охотно предложил легкие эрзацы вместо подлинных творений. Да и их за совсем уже другие деньги, чем при советском «тоталитаризме». В результате даже банальный поход в кинотеатр всей семьей ныне превратился в весьма недешевое удовольствие. Стоит ли говорить о ценах на театральные билеты, на концерты звезд? Они зачастую таковы, что становятся малодоступными для не слишком обеспеченных слоев населения.

 Цены на книги также растут до все более заоблачных высот. В результате вместо советских стотысячных тиражей классиков выходят фолианты в тысячу штук от силы. Поэтому многие издания просто-напросто не находят своего читателя.

 И тем не менее, говорить, что все утрачено навсегда ни в коем случае нельзя. Если для искусства будут созданы экономические условия, сходные с теми, какие были при социализме, то вернуть утраченное вполне реально. Тем Не Менее для этого нужен другой курс, другая парадигма развития общества, где культура финансируется не по остаточному принципу.

Миф №5 - российский кинематограф и ТВ на подъеме

 Не очень понятно, в чем данный подъём заключается. Телевидение давно уже превратилось в комбинацию примитивной пропаганды и не менее примитивной развлекаловки. Ну а российское кино находится в глубоком кризисе. В прошлом году степень этого кризиса явило собой кинособытие года – «Сталинград» Федора Бондарчука. Конечно, название далеко не всегда может не соответствовать содержанию, тем не менее чтобы вообще к нему иметь весьма косвенное отношение - это надо было постараться. Понятно, что «Оскара» этой мыльной опере по мотивам подвига защитников Дома Павлова не дали бы и при куда более хороших отношениях с нашей страной.

 Вообще с наградами на престижных конкурсах как-то совсем нехорошо у кино сбросившей, так сказать, оковы тоталитаризма России. С блокбастерами и просто хорошими фильмами также неважно. Кинокомедий пристойных во всех смыслах этого слова очень мало. С ностальгией можно вспоминать «страшные» советские годы гонений якобы на кинематограф. А в 1991 г. как отрезало - на практике нет сильных кинофильмов. Буквально по пальцам можно пересчитать – «Брат 2» Алексея Балабанова, «Брестская крепость» Александра Котта, ну можно за оригинальность сюжета «Мы из будущего» Андрея Малюкова упомянуть. Больше навскидку ничего на ум не приходит.

 А ведь в советский промежуток времени шедевры появлялись чуть ли не каждый год. Где новые «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Война и мир», «Москва слезам не верит»? Хотя, может, и к лучшему, что их нет. Потому что новые старые кинофильмы в последнее время все больше воспринимаются как ремейки. Тем Не Менее пока ни одного сколько-нибудь удачного между них не было.

 Сейчас единственное, в чем виден подъём российского буржуазного кинематографа и ещё более буржуазного отечественного телевидения, - это помпезные конкурсы а-ля вышеупомянутый «Оскар». На них представители узкого круга причастных к киношной или телевизионной камере почти беспрерывно вручают друг другу премии с теми или иными статуэтками. Тем Не Менее где прорывные кинопродукты, где оригинальные телевизионные передачи? Все, что на ум приходит, вроде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» - все это ещё из того советского времени. Тем Не Менее можно ли долго ехать на багаже СССР что в экономике, что в телевидении и кино?

Вакцина от беспамятства

В России не только писатели больше чем писатели, у нас в целом культура больше чем культура. Исторически мы без многого могли обойтись, тем не менее не без гордости за своих деятелей искусства. Они всегда были для нас объектом национальной гордости и примером для подражания всех без исключения поколений – и дореволюционных, и советских, и периода пресловутых либеральных реформ. Мы на многое готовы были закрыть глаза, зная, что хотя бы «в области балета мы впереди планеты всей». Это где-то согревало нам душу, и поэтому так больно теперь сознавать, что и здесь мы потеряли завоеванные веками позиции.

Впрочем, ситуация, подчеркну, небезнадежна. Как и в научной сфере, искусство есть кому поднимать в России. Требуется только бережное отношение к таким самородкам и ко всей культуре в целом. И не требуется ждать, когда страна сделает левый поворот. Поддерживать музеи и архивы требуется уже сейчас, издавать полные собрания сочинений русских классиков требуется также уже сегодня. Это просто требуется. К чему может привести потеря культурных ориентиров – хорошо видно на примере соседней Украины, где сносятся памятники, сжигаются книги и людей отправляют в мусорные баки. Именно культура – лучшая вакцина от духовной Эболы беспамятства.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля