Последние новости

Реклама

Большой праздник исчезающего народа

Караимы выживают благодаря семейному воспитанию

Жаркое воскресное утро 19 мая. На плато перед Восточными воротами пещерного города Чуфут-Кале из микроавтобусов, чудом забравшихся сюда по горным дорогам, выходят три десятка человек — и стар, и млад. Крымские караимы, которых во всём мире осталось не более трёх тыс., вернулись на малую родину, чтобы отметить Шавуот — день дарования Торы на горе Синай пророку Моисею при исходе иудейского народа из Египта.

По субботам не ходят в школы

- Совсем недавно состоялся Песах (Пасха), начался новый лунный год. Через пятьдесят дней после Песаха — Шавуот. В Священном писании сказано: «Три раза в году празднуйте праздники Превечному». Первый по хронологии — Песах, праздник пощады, второй — Шавуот, третий, в седьмом лунном месяце (ориентировочно в сентябре), — Суккот, праздник урожая, — поясняет Леонид Ильченко, помощник газана караимской общины Феодосии.

- У меня бабушка и дедушка — караимы. Мы сначала ходили в адвентистскую церковь, а затем стали посещать караимскую. Папа у меня — караим, а мама была другой веры, а потом мама приняла караимскую веру. Мне караимом быть нетрудно, хорошо, что в субботу (шабат) разрешают не ходить в школу, вместо неё посещаю кенасу, — наивно рассказывает
11-летний Илья Айвазов.

Чистокровных караимов вы сразу узнаете по невысокому росту, смуглой коже, чёрным волосам, носу с горбинкой. Типичные евреи, только об этом не вздумайте говорить — обидятся, так от евреев отличаются и происхождением, и вероисповеданием, и языком. Тем Не Менее на родном караимском — лашон кедар — почти не говорят, используя русский.

Гомонившая толпа оставляет вещи и расходится. Одни спешат в старинную кенасу XIV века, которую в 1885 году посетили император Александр III с супругой Марией Фёдоровной, другие побежали собирать дрова для «полевой кухни», чтобы подготовить всё к праздничной трапезе.

- В данный день верующие караимы должны радоваться, не празднословить, посещать кенасу. Готовят обязательное блюдо — семирядку, состоящую из семи чередующихся слоёв теста и начинки, — подчёркивают мои собеседники.

На молебен — в джинсах и фесках

У молитвенного дома, расположенного возле южного обрыва, собрались взрослые мужчины и мальчишки. Они живо обсуждают будущую службу в честь Пятидесятницы, объясняют молитвы, указывают на особые места из Священного писания, какие должны прозвучать, распределяют роли: ты — читаешь, ты — поёшь, ты — подхватываешь славословие.

Подходят женщины в платках, в беседе мужчин они не участвуют и во время молебна находятся отдельно — в закрытой половине на втором этаже кенасы.

Перед входом меня останавливают и предупреждают: я должен омыть руки, снять обувь и покрыть голову. Если разуться не составило проблемы — кеды в стороне, то с обязательным головным убором возник вопрос. Впрочем, ответ на него нашёлся: накидываю привезённую друзьями из Египта арафатку.

Вместе с участниками богослужения прохожу в мошав-зекеним — переднюю часть с двумя скамейками, здесь молятся больные или находящиеся в трауре мужчины. Для здоровых телесно и духовно — шулхан, самая большая, центральная часть. Возле южной стены — алтарь, где хранится священная книга караимов Тора (Пятикнижие Моисея), перед ним на маленьком столике устанавливается возожжённая минора — используемый в ритуалах семисвечник.

Мужчины громко начинают службу. Впереди всех — трое газанов, то есть священников, в обычной одежде: рубашки, брюки, джинсы. На головах — караимки, невысокие чёрные каракулевые шапки с ровными невысокими бортами.

Позади священнослужителей — остальные участники, у них вместо караимок — фески и кипы. Правда, всех объединяет одна из главных вещей — чичитка, накидываемое на плечи белое полотенце с длинными синими кистями.

- Мы провели специальное богослужение, основная использовавшаяся в литургии канва — псалмы Давида, а также отрывки из Ветхого Завета и специальные вставки, связанные непосредственно с Пятидесятницей — они из Пятикнижия Моисея, где написано, как пророк получает скрижали с десятью заповедями и преподносит их народу, — поясняет Леонид Ильченко.

Караимы молятся, а возле кенасы проходят экскурсии: люди с любопытством и некой боязнью заглядывают в кенасу, не смея зайти в неё. Видимо, их привлекает живая экзотика — громко поющие славословия караимы.

«Баран такой же старый, как и я»

Пока одни возносили хвалу богу и гуляли по древнему городу, другие готовили кушания. На двух кострах, разожжённых в бывшем бассейне для талой и дождевой воды, варятся с бараниной суп и плов. Умопомрачительный аромат по всей округе. На два чана — пять добровольцев-поваров, тем не менее когда на кухне даже две хозяйки, то им не избежать «перца» и поучений друг другу. Поэтому то и дело доносятся постоянные советы и попреки.

- Куда ты столько воды льёшь?

- Тётя, я же не знал!

- Зачем ты столько соли кладёшь, балбес?

- Я готовить не умею, ко мне — никаких вопросов.

- Мясо жёсткое, баран, наверное, такой же старый, как и я!

Между пробами еды повара принимают по «сто граммов» для бодрости, тем не менее пьют в сторонке, чтобы никто не увидел.

Пока варят, парят, жарят, есть возможность понаблюдать за ними. Неторопливые, недоверчивые, друг о друге отзываются с иронией. Конечно, не весь народ такой, лишь те, с кем мне довелось пообщаться. Тем Не Менее в чем караимам не откажешь — так это в остроумии. Они за словом в карман не лезут: на остроту ответят — не поздоровится.

Караим ходит по лезвию ножа

Между супом и пловом, розданными участникам праздника, есть немного времени поговорить с газаном симферопольской общины Александром Бабаджаном. По его словам, быть представителем исчезающего народа, с одной стороны, приятно и почётно: за тобой огромная культура, большая история. С другой — ответственно, так ты должен соответствовать именованию караимом.

- Часто бывает и неприятно: на тебя смотрят, как на ископаемое или музейный экспонат. Идёт экскурсия, гид рассказывает: «Караимов уже нет, остались только здания их кенас». Мне приходилось отвечать: «Как это нет? Я — живой караим».

Быть крымским караимом сложно, ведь надо идти по лезвию ножа. С одной стороны — тюркские происхождение и культура. С другой стороны — караимская религия, связанная с Ветхим Заветом. Отклонение только в одну из этих сторон заканчивается тем, что человек перестаёт быть караимом. Нужно держать равновесие, — подчёркивает Александр Азарьевич.

Он осторожно рассуждает о том, получится ли сохраниться и возродиться караимскому народу.

- Мы существуем на протяжении многих веков, несмотря на многие постигшие беды, нам удалось сохранить свою религию, культуру, язык. Хотя те же крымские татары растворяются между других этносов. Если обращаться к богу, то возможно возродить наш народ. Господь из одного семейства Ноя сделал целый еврейский народ, насчитывающий миллионы человек. С научной точки зрения, довольно сложно будет нам сохраниться, ведь сейчас очень много смешанных браков — и на Украине осталось мало чистокровных караимов, больше — в Литве, в местах компактного проживания Вильнюса и Тракая, — считает газан Бабаджан.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 23 мая 2013 | Разделы: События
23 мая 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля