Последние новости

Реклама

Лица из камня: памятники крымского средневековья или современная шутка?

В Бахчисарайском районе, поблизости от знаменитых исторических памятников – Чуфут-Кале, Сюйреньской крепости и Мангуп-Кале – можно отыскать каменные лица, выполненные неведомым резчиком. «Крымская газета» узнала, кого они изображают, откуда появились и имеют ли отношение к истории полуострова, пишет издание «Крымская газета».

Гунн из Ашлама-Дере

Широкие брови, густые усы, спокойный взгляд. Об этом каменном лике, расположившемся на плато Беш-Кош, напротив крепости Чуфут-Кале, информации на самом деле нет. Это неудивительно – Беш-Кош гора не туристическая, густо поросшая можжевельником, держи-деревом, кизилом и низкорослым грабом. Слегка выдающаяся над деревьями скальная глыба увенчана каменным лицом, прозванным Ашлама-Гунном. Легенду о нём нам сообщил геолог и караимовед Александр Полканов. Она гласит: в средневековье, поблизости от крепости Чуфут-Кале было несколько тайных долин. Крепость была не только городом, однако и местом, где искали защиты во время нападения неприятеля жители близлежащих деревень. Все они поднимались на плато вместе со скарбом и домашним скотом, где пережидали опасность. Люди же, которые не успевали спрятаться в крепости, бежали в тайные долины, которые, по преданию, охраняли духи предков. Изображением такого духа-хранителя Александр Полканов называет каменное лицо с Беш-Коша. Ашлама-Гунн неслучайно получил такое имя. У этого лика специфический разрез глаз и гуннская косичка на затылке. Смотрит он вниз, в долину Ашлама, где раскинулась самая старая часть города Бахчисарая – Салачик. Караимская легенда говорит, что духов-хранителей было два. Кроме Ашлама-Гунна, в районе Чуфут-Кале должен быть ещё Караман (богатырь).

Портрет Тамерлана?

В долине реки Бельбек, поблизости от села Куйбышева, возвышается средневековая крепость – Сюйреньская. Основали её предположительно византийцы, позже она стала частью княжества Феодоро, а в 1475 году была разрушена турками. Крепость стоит на мысе Куле-Бурун. На его выступе, прямо над самой пропастью, можно рассмотреть два лика – также в натуральную величину. Один из них покрупнее – более чёткий и проработанный. Другой – поменьше, не такой выразительный.

По стилю выполнения оба они похожи на лик с Беш-Коша. Эти изображения имеют свои истории (впрочем ничем не обоснованные), среди которых каменные лики Сюйреньской крепости называют изображениями завоевателя Тамерлана и его подчинённого – начальника войск. Интересно, что в сюйреньском лике можно найти сходство с выполненной по черепу Тамерлана реконструкцией. Последнюю после вскрытия гробницы великого завоевателя в 1941 году выполнил советский антрополог Михаил Герасимов. У Тамерлана из Сюйреньской крепости широкие брови дугой, усы и разделённая надвое борода. Глаза проработаны очень хорошо, скульптор изобразил даже уши. Примечательно, что у этого лика, как и у каменного изображения с Баш-Коша, отбит нос. Вместе с тем в обоих этих случаях достоверно неизвестно, кого именно желал изобразить скульптор.

Мангупский мальчик

Высеченное изображение человека есть и поблизости от крепости Мангуп-Кале. В отличие от вышеназванных, оно представляет собой не лик, а изображает человека в полный рост,  лежащем на боку. Скульптуру прозвали Мангупским мальчиком. Легенд есть несколько. Первая рассказывает о сложном строительстве крепостной стены. Необходимая для защиты города Мангуп-Кале, она рушилась вновь и вновь, сколько бы её ни строили и как бы ни укрепляли. Повинуясь пророчеству, правителю города пришлось замуровать в стене своего маленького сына, только тогда стену смогли достроить. С тех пор прошли сотни лет, однако дух мальчика не обрёл покой и до сих пор скитается у крепостной стены.

По другой легенде, Мангупский мальчик – это сын последнего правителя княжества Феодоро, располагавшегося на Мангуп-Кале. Юноша очень любил родную крепость и лучше всех её знал. Он погиб при осаде Мангупа турками и до сих пор не покинул его.

Резчик по камню

Чтобы узнать, имеют ли каменные лики Бахчисарайского района и скульптура Мангупского мальчика историческую ценность и откуда они появились, «Крымская газета» обратилась к известному крымскому историку Александру Герцену.

– Это всё новоделы. Они появились в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. То есть прошло почти 50 лет, – говорит Александр Герцен. – Изображения есть в Сюйреньской крепости, на конечности мыса Куле-Бурун, под Бахчисараем на Беш-Коше, на отдельной глыбе под Мангупом. Эти лица никакого научного интереса не представляют. Видимо, в советское время какой-то резчик-любитель ходил и вырезал их. Для средневековья совершенно не характерно такое проведение досуга – вырезание. Средневековая культура более строга в этом отношении. Вся резьба по камню в Крыму, а её вообще очень мало, связана с культовыми местами и сооружениями. В основном это архитектурные детали в храмах. Изображений людей и животных нет, за исключением изображений агнцев. Каменные лица – это такие же выдумки, как и бабочки на Караби-яйле. Эти выдумки гуляют между людей и в Интернете, многие им верят. На самом деле каменные бабочки появились на Караби-яйле в конце 40-х годов прошлого века. Такая же ерунда – каменные курганы на Чуфут-Кале. На самом деле это груды камней, которые в послевоенные годы сотрудники музея собирали с огородов.

Кто именно вырезал эти лики в горах, мы, наиболее вероятно, не узнаем никогда. Делал ли он это, вдохновившись крымскими легендами, или лики сами породили красивые истории...

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля