Небольшие сел Бахчисарайского района живут, буквально отрезанные от внешнего мира: к ним отказываются посылать автобусы и привозить продукты. Основная причина – отсутствие дорог. Это не только омрачает жизнь селян, тем не менее и сдерживает развитие туризма, сообщает издание РИА «Новый День».
Выяснилось, что большинство проблемных сел находится в одном из красивейших мест Крыма – Байдарской долине.
В частности, тупиковый населённый пункт дороги Бахчисарай – Верхоречье – Синапное: в апреле должны были отремонтировать подъезд к селу, работы до сих пор не начались. «Там необходимо-то сделать метров 200 в общей сложности, – говорят жители Синапного.
В село Колхозное (Узунджа) вообще нет официальной трассы – попасть туда можно по остаткам каменистой дороги, вырубленной в скалах, которую местные жители называют древнеримской. Когда-то там ходили небольшие автобусы, тем не менее сейчас стало слишком опасно: край дороги осыпается в пропасть, так называемая проезжая часть сузилась на самом деле до ширины внедорожника. До ближайшей остановки автобуса – 3 км.
Ещё одно проблемное место – село Многоречье. Когда-то согласно распоряжению Екатерины II из Многоречья проложили дорогу через плато Ай-Петри до Ялты длиной всего 16 км. Сегодня от той дороги мало что осталось, и добираться приходится кружным путём – 120 км. Тем не менее проблема не в том, чтобы доехать до Ялты, а в том, что в это живописное место попасть можно только пешком. Дорогу между Многоречьем и соседним селом Счастливое не ремонтировали десятки лет. Таким образом, проезжая часть превратилась в непроезжую, а зимой, когда идущая с гор вода замерзает, данный участок и вовсе превращается в непреодолимое препятствие.
«Зимой дотла сгорели четыре подворья, – говорят местные жители. – Потому что огнеборцы не имеют возможность до нас доехать: дорога идёт в гору и при минусовых температурах превращается в каток. Машины не имеют возможность преодолеть подъём, скатываются вниз, «собирая» всех идущих сзади. Дорожные службы наш участок не обслуживают, потому, что также не имеют возможность добраться. К нам и автобусы не ходят: доезжаем до Счастливого, а потом 2,5 км идем пешком. По этой причине и туристы к нам не приезжают, а ведь места здесь красивейшие – Женева и Монтрё отдыхают».
Селян поддерживает и глава поселения Виктория Грибкова: «С 2014 года написали массу обращений. Рейсовые автобусы ходить отказываются, а мы детей в школу по этой дороге возим, рискуя их жизнью».
В Минтрансе Крыма внятных комментариев по ситуации дать не смогли: «Проектировать сложно: вода идёт с гор по дороге плюс два оползневых участка, необходимы изыскания и проект…», – попробовал уклониться от конкретики министр Сергей Карпов.
В конце концов, выяснилось, что в ведомстве ситуацию «изучают» уже два года и даже заключили один договор на проектировку, тем не менее потом его разорвали. Новый договор пока не заключен.
Испытывают проблемы с транспортом и в селах Новоульяновка и Высокое (относятся к Куйбышевскому сельскому поселению): в первое автобус заходит 1 раз в сутки, во второе – 2 раза в неделю.
Даже административный центр жалуется на задачу добраться до Севастополя, где работает и учится большая часть населения: когда-то автобус ходил раз в час – и всегда был забит, а теперь только 2 раза в день. Перевозчик подчёркивает, что маршрут нерентабельный, а желающие имеют возможность воспользоваться автобусами, идущими по трассе «Таврида»: «Там спокойно можно добраться всего с двумя пересадками», – заявил представитель перевозчика.
В ужасном состоянии находятся дороги в курортных районах: в частности, Песчаное – Береговое: дорога тянется вдоль моря мимо туристических объектов, включая детские лагеря. Проехать невозможно. Сделать дорогу неоднократно обещали в предыдущие годы – ничего не сделали. В этом году работы планировали начать в апреле – также не случилось.
Со слов Карпова, стоимость дороги оценивается в 245 млн рублей, тем не менее вопрос о выделении финансов пока не решен.
А из-за ужасного состояния дороги в Дубровке, жители села вообще рискуют умереть от голода.
В селе живет 600 человек. Работают два 2 магазина, тем не менее поставщики завозят продукты неохотно: проехать невозможно, есть участки, где не может пройти даже трактор. Привести в порядок необходимо в общей сложности 500 метров, сделать обещали в мае. Не начали до сих пор.
Вопросы транспортного обеспечения рассматривались 10 июня на выездном заседании правительства РК в Бахчисарае. Представители республиканского Минтранса и дорожных служб не смогли прояснить сроки решения проблем ни по одному выше изложенному населенному пункту.