Последние новости

Реклама

Операция, открывшая путь в Крым

Когда речь заходит об освобождении Крыма, обычно, говорят о событиях 1944 г. и совершенно перестают помнить о ещё нескольких, которых позволили успешно провести Крымскую операцию. Их как минимум три. Это Керченско-Эльтигенская десантная операция, Мелитопольская и неосуществлённая воздушно-десантная операция на Джанкой. И если бы не они, неизвестно, какой кровью бы дался полуостров. Хотя и так её пролито немало, передаёт «Крымская газета».

По новому плану

История началась, когда летом – осенью 1943 г. неудачей закончилась десантная операция Красной армии на Днепре. И если до этого предполагалось, что не следует трогать Крым – немцы и так там заблокированы намертво, то теперь отношение Ставки ВГК к полуострову изменилось.

Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов вспоминал, что в первой декаде октября 1943-го маршал А. М. Василевский в штабе Южного фронта ознакомил его с доложенным в Ставку планом овладения Крымом. По этому замыслу Южный фронт, обходя Мелитополь, должен был быстро захватить Сиваш, Перекоп, район Джанкоя и ворваться на полуостров.

Очень скоро план изменили. Решили сначала высадить десант и захватить плацдарм на Керченском полуострове, а после чего совместно с войсками Южного фронта повести решительное наступление. В директиве Ставки говорилось: «Задачу по овладению Крымом надо решать совместными ударами войск Толбухина и Петрова с привлечением Черноморского флота и Азовской флотилии».

1 ноября 1943 г. 19-й танковый корпус, которым командовал генерал Васильев, с группой кавалерии в ходе Мелитопольской операции нанёс удар по Турецкому валу.

Удар был для противника настолько неожиданным, что за Турецким валом, у железной дороги, к группе танков из 79-й танковой бригады подъехал на легковой автомашине румынский полковник, чтобы выяснить, какая часть отходит на Перекоп. Ответ на свой вопрос он получил, уже находясь в плену.

Бои в окружении

Немецкое командование, поняв, что Турецкий вал прорван, в ночь на 2 ноября организовало мощный контрудар. Весь день шёл упорный бой. Гитлеровцы ударом с флангов вновь заняли Турецкий вал.

Будучи окружённым, наш танковый корпус четыре дня вёл бой, потеряв все машины. В журнале боевых действий штаба корпуса 2 ноября 1943 г. записано: «Потеряли все танки, 14 орудий, 27 автомашин, около 70 лошадей, убито и ранено 200 человек. Ранен командир корпуса генерал И. Д. Васильев. Эвакуироваться отказался, продолжает управлять боем».

Ценой жизни

3 ноября в частях Красной армии осталось по 6-7 снарядов на орудие и по 20-25 патронов на винтовку. Штаб фронта приказал выходить из окружения. Тем не менее Васильев решил удержать плацдарм и пробить немецкие позиции на валу, восстановив связь с главными силами фронта. В ночное время два небольших штурмовых отряда (в каждом по сто бойцов), составленных из «безмашинных» танкистов, спешенных кавалеристов, усиленные сапёрами, прорвали немецкую оборону. Плацдарм южнее Турецкого вала шириной 3,5 км и глубиной до 4 км смогли удержать. Танкисты и казаки не только соединились с главными силами, тем не менее ещё и удержали плацдарм, через пять месяцев сыгравший огромную роль в освобождении Крыма.

Одновременно части 10-го стрелкового корпуса генерал-майора К. П. Неверова форсировали Сиваш и захватили ещё один важный плацдарм. Немецкое командование, понимая опасность этого прорыва, бросило в бой танки, поддерживаемые артиллерией. Тем не менее и советские войска получили подкрепление. Плацдарм был удержан и расширен до 18 км по фронту и 14 км в глубину. Операция завершилась захватом плацдармов на Перекопе и южнее Сиваша.

В самый критический момент боёв в окружении 3 ноября по радио в корпус был направлен приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина о присвоении командиру корпуса  И. Д. Васильеву Героя Советского Союза. Весь участвовавший  в операции личный состав представлялся к награждению орденами. Известно, что Сталин наградами не бросался. Тем не менее в этом случае он понимал, насколько важную работу сделали лихой комкор и его героические танкисты.

Плацдарм корпус передал другим частям. Танкистов отвели на пополнение и отдых в тыл. Тогда в него и пришли те самые огнемётные танки ОТ — 34 взамен потерянных обычных тридцатьчетвёрок. Между них и оказалась та знаменитая машина, которую сегодня можно видеть на постаменте в центре Симферополя.

С ноября 1943-го по январь 1944-го 19-й корпус участвовал в боях по ликвидации Никопольского плацдарма. После чего вновь был переброшен в Крым.

Отправили… в лом

Танкисты корпуса были единственными, кто, вновь войдя в Крым, имел «крымское» имя (в марте 44-го ему было присвоено наименование Перекопского), а генерал-лейтенант Васильев – первым, кто вёл в бой свои танки уже в звании Героя Советского Союза, полученном за бои в Крыму. Сталин помнил о заслугах танкистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1944 г. 19-й танковый корпус был награждён орденом Красного Знамени.

К сожалению, потомки оказались не настолько благодарными. Когда танковые бригады 19-го корпуса, ненадолго задержавшись в Симферополе, уходили освобождать Севастополь, командование решило почтить память павших друзей. Именно тогда в крымской столице появился танк ОТ — 34, водружённый на постамент.

Его соорудили у могилы своих боевых товарищей сапёры 216-го отдельного сапёрного батальона корпуса, а памятную доску сделали солдаты 90-го сборного пункта аварийных машин (СПАМ) корпуса. Почему они так трепетно отнеслись к поручению? Солдаты СПАМ, как никто другой, знают судьбу танкистов. Это им приходится вытаскивать из сгоревших и искорёженных танков то, что когда-то было экипажем.

Памятная доска была сделана из изношенных деталей танковых дизелей. Создатель мемориальной доски Алексей Карпович Завольский отливал буквы из алюминиевых поршней двигателей внутреннего сгорания и производил их монтаж… Изначально на исторической доске была следующая эпитафия:

«Вечная память героям 19 танкового Перекопского Краснознамённого корпуса, павшим в боях за освобождение Крыма,апрель-май 1944 г.».

Тем не менее в 1967 г. памятник «реконструировали»: постамент облицевали диоритом и… предельно бестактно заменили мемориальную доску. Оригинал просто отправили в лом, даже не догадавшись передать в музей.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля