Последние новости

Реклама

Нетипичный генерал: его солдаты первыми вошли в Симферополь в апреле 44-го

О генерале Якове Григорьевиче Крейзере знают не так много. Даже те, кто живёт на ул. Крейзера в столице Крыма, плохо представляют, кто это. А ведь именно Крейзер был тем военачальником, чьи солдаты первыми вошли в апреле 1944 г. в Симферополь, очистив его от фашистской нечисти, передаёт «Крымская газета».

Символ первых побед

Он родился 4 ноября 1905 г. в Воронеже. Рано оставшись без родителей, ушёл добровольцем в Красную армию. Там окончил пехотную школу. До 1941 г. служил в Московской пролетарской дивизии, пройдя путь от командира взвода до командира дивизии.

В 1936 г. был удостоен за служебные достижения ордена Ленина.

21 июня 1941 г. 1-я Московская пролетарская мотострелковая дивизия вернулась после учений в Подмосковье, а на следующее утро началась война… Полковник Яков Крейзер получил задачу остановить наступление гитлеровцев. Выполняя её, в первой декаде июля части дивизии начали бои у города Борисова, где нанесли сокрушающий удар по рвущимся к столице колоннам вермахта.

В своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков назвал блестящими действия полковника Крейзера, который 12 июля был ранен в бою. Ему первому из командиров дивизий Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза.

В самый тяжёлый промежуток времени войны имя Крейзера между красноармейцев и младших командиров стало символом первых побед. 7 августа 1941 г. он получил звание генерал-майора, а в сентябре 1941 г. дивизия стала 1-й гвардейской московской мотострелковой, а её командир к тому времени назначен командующим 3-й армией.

В самом начале Сталинградской битвы генерал-майору Крейзеру было поручено сформировать 2-ю армию. В это время он получил тяжёлое ранение, однако домой родным написал: «На днях был легко ранен в голову шальной пулей, однако теперь это всё уже зажило, и остался только маленький шрам на макушке. Ранение было настолько лёгким, что я не выходил даже из строя».

Орден за орденом

2 февраля 1943 г. решением Ставки Верховного главнокомандования Я. Г. Крейзер вступил в командование 2-й гвардейской армией. 14 февраля войска армии освободили Ростов, а Яков Григорьевич получил звание генерал-лейтенанта и орден Суворова II степени.

В августе 1943 г. его назначают командующим 51-й армией. За успешные действия армии в Донбассе Яков Крейзер 17 сентября 1943 г. был удостоен ордена Кутузова II степени.

Войска 51-й армии продвигались в южном направлении, приняв самое активное участие в боевых действиях по освобождению Крыма. Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский в своей книге «Дело всей жизни» вспоминал, что «от Мелитополя к Каховке шла 44-я армия В. А. Хоменко. Вместе с ней продвигалась и оседлала врага непосредственно в самом Перекопе 51-я армия Я. Г. Крейзера, разбившая по дороге фашистский танково-пехотный кулак в районе Аскания-Нова».

Когда войска 51-й армии вошли в Симферополь, командующий получил приказ ускоренным маршем двигаться на Севастополь. Армия сделала хрестоматийную операцию по освобождению города. Советские газеты того времени писали, что в 1941-1942 гг. немцы штурмовали Севастополь 250 дней, а «…армия Я. Г. Крейзера освободила его за пять дней».

И поедем в Сочи

число погибших у наступавшего Крейзера оказалось меньше, чем у оборонявшихся немцев. По свидетельству очевидцев, генерал Крейзер с подчинёнными всегда был вежлив, выдержан. Его невозможно было вывести из себя. И данные качества, равно как тяготение беречь солдат и офицеров, как бы роднят его с другим выдающимся полководцем – Маршалом Советского Союза Константином Рокоссовским.

Крым был освобождён, однако война на этом не закончилась. Летом 1944 г. 51-я армия была переброшена на 1-й Прибалтийский фронт, где участвовала в освобождении Латвии и разгроме Курляндской группировки немцев. В одном из писем родным Яков Григорьевич пишет: «Война идёт к концу, и я постараюсь закончить её с честью. Сейчас я действую на несколько ином направлении, то есть из Латвии опять перешёл в Литву, и вот пока пишу письмо, кругом раздаётся сильнейшая канонада нашей артиллерии и довольно редко рвутся снаряды противника… Несколько слов о себе. Здоровье вполне удовлетворительное, несколько подгуляли нервы. После войны поедем всей семьёй в Сочи и все болезни вылечим. 7 октября 1944 года».

Почему не генерал-полковник?

Под Лиепаей войска генерала Крейзера блокировали 30 вражеских дивизий, капитулировавших в первой декаде мая 1945 г. В своих мемуарах маршал Иван Баграмян назвал его «наступательным генералом, мастером атак».

24 июня 1945 г. генерал Крейзер участвовал в Параде Победы, а далее и в кремлёвском приёме. Когда Баграмян представлял его в числе иных генералов Сталину, верховный главнокомандующий заявил: «А почему он до сих пор только генерал-лейтенант? Считайте, что он уже генерал-полковник!» На следующий день Яков Крейзер, имевший уникальный комплект боевых наград, в 40 лет стал самым молодым генерал-полковником Великой Отечественной войны. Пять орденов Ленина – такого количества, кроме него, не имел никто, четыре ордена Красного Знамени, полный бант полководческих орденов: два ордена Суворова, орден Кутузова и орден Богдана Хмельницкого, не говоря о десятках иных орденов и медалей, в том числе и иностранных.

В послевоенные годы генерал Яков Григорьевич Крейзер до последнего дня служил Отечеству – командовал армиями и округами. В звании генерала армии был генеральным инспектором Советской армии.

Он был очень скромным человеком. Никогда не говорил о своей роли в войне, никогда не искал личной славы. Он просто прожил жизнь по вечному закону чести: делай, что должен, и будь что будет. Как показывает история, таких людей во все времена не слишком много.

Умер в 1969 г. в возрасте 64 лет. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля