Последние новости

Реклама

Минэкономразвития РК определился с инвесторами, которые будут отвечать за многофункциональные зоны (МФЗ) придорожного сервиса трассы «Таврида». МФЗ будут строиться как мини-города — с отелями, торговыми центрами, ресторанами и детскими площадками. Но бизнес закладывает для них двойной срок окупаемости, учитывая ожидание 10 миллионов туристов в нынешнем сезоне. Корреспондент РИА Новости Крым узнал, что встретят автомобилисты на главной магистрали полуострова, пишет издание «РИА Крым».

А что внутри

Автомобильное движение по первой очереди трассы «Таврида» было открыто в последние дни 2018 года. Но на всем протяжении участка от Таманского полуострова до въезда в Симферополь пока нет ни одного придорожного кафе с санитарной зоной или заправки. Запланировано, что к моменту сдачи автодороги появятся шесть пар АЗС и четыре пары МФЗ — на участках, определенных Службой автомобильных дорог РК. При этом АЗС будут типовыми, а вот у крымских МФЗ пока не будет аналогов в России.

Существуют стандартные требования к составу многофункциональных зон, разработанные «Росавтодором» и применяемые на протяжении последних лет. В распоряжении у туристов должны быть: площадки для отдыха, АЗС с мойкой и мини-маркетом, пункт общественного питания, СТО, мотель — то есть тот набор услуг, который автомобилисты привыкли видеть вдоль трасс. Тем не менее в Крыму для МФЗ отведены площади, на которых можно разместить намного больше сервисов.

«Территория будущих МФЗ — семь га. Это на практике маленький городок. По качеству наполнения, по объектам сервиса, которые будут там размещены, я думаю, мы будем первопроходцами. При этом встречающая инфраструктура в Республике Крым должна отвечать самым высоким требованиям. Чтобы мы могли удивить — и не только дизайном», — рассказывает заместитель министра экономического развития РК Татьяна Малий.

Инвестиционный конкурс на возведение шести МФЗ вдоль трассы «Таврида» выиграли три участника — МФК «Таврида», ООО «Фирма ТЭС» и ООО «Барвинок» (группа компаний АТАН). Все три игрока будут ориентироваться на архитектурный проект, который разрабатывали, среди прочего, сербские специалисты.

«В составе наших МФЗ будут АЗС, гостиница, стоянки для легкового транспорта и отдельно — для большегрузных машин. Причем учитывая специфику нашего региона, мы предложили их сделать крытыми, защищенными от солнца и дождя. Там будет и полноценный торговый центр, и рынок для местных фермеров и предпринимателей, где они смогут реализовывать свою сувенирную продукцию, фрукты-овощи. Прописаны отдельные требования для встречи детских автобусов — с кухней, с игровой зоной. Будет туристический навигатор — электронный терминал, где можно выбрать маршрут для ознакомления с достопримечательностями Крыма. Обязательно — зарядная станция для электромобилей, поскольку данный транспорт уже широко развит на материковой части России. Банкоматы, аптеки, мультимедийные экраны, мойки, СТО», — перечисляет Татьяна Малий.

Огни большого города

Перед началом работ над проектами крымских МФЗ эксперты изучили российский и зарубежный опыт организации подобных площадок.

«Развитие придорожного сервиса началось в Германии, когда немцы построили свои автобаны. В этот день наиболее развит сервис в Великобритании, и там он очень рентабельный, — рассказывает генеральный партнер МФК «Таврида» Александр Сопов, он же — один из экспертов, участвующих в разработке концепции «Росавтодора». — тем не менее Европа маленькая, у них, обычно, нет комплексов, предоставляющих полный набор услуг автопутешественникам: у туриста всегда есть возможность заехать в ближайший населённый пункт. В США вообще запрещены комплексы придорожного сервиса с целью поддержки экономики малых городов».

Причём, как подчеркнули в минэкономразвития РК, при устройстве крымских МФЗ бизнесу пригодится опыт Италии: там в придорожных сервисах туристам предлагают не просто фастфуд, а национальную кухню. Один из инвесторов в Крыму следом за Италией предложил создать на своей площадке рестораны, где будут представлены кухни народов Крыма, к примеру — караимская, украинская, русская, крымскотатарская. Рестораны, по мысли инвесторов, будут востребованы у туристов из иных регионов.

«Изучали российский опыт — МФЗ в Московской области. Там дали инвесторам застроиться хаотично. После этого все снесли. Потом пришли к какому-то одному концепту. Мы посмотрели, в чем они ошибались, когда готовили техническое задание для крымских МФЗ», — говорит замминистра экономического развития РК.

В итоге мини-городок придорожного сервиса на месте нынешних пустырей вдоль трассы «Таврида» будет выглядеть так. В центре — свободная (пешеходная) рекреационная зона со скамейками и ландшафтным оформлением, чтобы, как отметил Александр Сопов, «у туристов не складывалось впечатление, что торговый комплекс стоит в пустыне».

«Машины будут двигаться по кругу. Парковки будут расположены поблизости от каждого сервиса. Движение большегрузных автомобилей организуется так, чтобы они не пересекались с туристами. Потому что, наверное, это не очень правильно, когда останавливается легковая машина, из неё выходят родители с детьми, а пред ними — выхлопная труба грузовика», — рассказал партнер одного из инвесторов.

По сказанным им словам, на МФЗ будет организована стоянка и для кемперов — автомобилей с фургонами на прицепе. Туристский информационный центр будет не только ориентировать автовладельцев в крымских пространствах, тем не менее и, скорее всего, будет иметь функцию бронирования гостиничных услуг.

Внешне МФЗ будет выглядеть как ультрасовременный комплекс: из стекла и алюминия, с жалюзи от палящего солнца.

«В ночное время он должен гореть огнями, как маленький Лас-Вегас. Эти зоны будут создавать имидж Крыма как современного курорта», — уверен Александр Сопов.

Территория МФЗ будет охраняемой, хорошо освещенной и очищаемой. Инвесторы говорят что для организации бизнеса на территории комплексов будут приглашать только опытных операторов в каждой отрасли. С тем, чтобы жестко контролировать и качество предлагаемых товаров и продуктов — как питания, так и бензина, и следить за «фасадом» всех собъектов, чтобы МФЗ не превратился в «рынок-барахолку».

Деньги на сервис

Стоимость трёх инвестпроектов разная. Более 600 млн руб потратит на возведение парного МФЗ МФК «Таврида» — на их участке будет ещё и вертолетная площадка для нужд санавиации. Инвестпроект ООО «Фирма ТЭС» — 220 млн руб. Группа компаний АТАН выиграла конкурс на ещё одну пару МФЗ, объём инвестиций — 480 млн руб.

«Они будут сложно окупаться. Мы обычно планируем окупаемость АЗС за 4-5 лет. Здесь заложили 7-8 лет. Потому что в МФЗ есть много бесплатных сервисов: детские площадки, стоянки автомобилей, — которые денег приносить не будут. Тем не менее не все же в деньги упирается… Мы будем только приветствовать, если за счёт потока туристов получится сократить сроки окупаемости, тем не менее пока для банков, чьи средства мы будем, среди прочего, применять, мы заложили больше», — прокомментировал президент ООО «Фирма ТЭС» Сергей Бейм.

«Дорожный сервис всегда достаточно затратный. Сейчас мы получили площадку в чистом поле, общая площадь пары МФЗ — 14,5 га. И для этого мини-города необходимо провести все сети, канализацию, проложить ливневку, дороги, электричество. Все это необходимо сделать, чтобы перейти к разговору о сервисе», — считает генеральный партнер МФК «Таврида» Александр Сопов.

Также, со слов инвесторов, окупаемость придорожных «Лас-Вегасов» будет тормозить и чётко выраженный сезонный характер автомобильного трафика по «Тавриде».

Как посчитали в минэкономразвития РК, в структуре МФЗ автозаправки приносят не более 10 процентов прибыли. Все остальное — это сфера услуг. Чем больше территория сервиса — тем больше туристов. По этой причине в зимний промежуток времени владельцам придется по-прежнему обслуживать всю гигантскую территорию комплексов, не рассчитывая на большую выручку.

«И тем не менее это — перспективная ниша для бизнеса: количество автопутешественников растет, и им необходим цивилизованный сервис», — уверен генеральный партнер МФК «Таврида».

Как сказала замминистра экономразвития РК Татьяна Малий, в конкурсе инвестпроектов на возведение крымских МФЗ победившие компании соревновались в основном между собой — федеральные игроки не составили им конкуренции.

«Конкурс был реальный, было видно волнение инвесторов: победят — не победят?— и это дорогого стоит! На МФЗ будут заняты от 40 до 90 человек — это рабочие места для жителей муниципалитетов. И в ходе конкурса даже удалось договориться с инвесторами о повышении для них уровня зарплат: со среднего в этой отрасли уровня в 17-19 тысяч до 25-27 тысяч рублей. Инвесторы шли на это осознанно, понимая, что риск оправдан, и бизнес-модель окупаемая», — сказала Татьяна Малий.

Строиться МФЗ будут в соответствии с этапностью возведения самой трассы «Таврида» — сначала с одной стороны от дороги, к 2020 году — с другой.

«Вероятнее всего, вначале будут запускаться АЗС с туалетами и кафе — потому что сейчас трасса оказалась пустой. Готовы землеотводы по шести АЗС, по МФЗ их ещё готовят. Сроки строительства будут скорректированы в зависимости от скорости оформления земельных участков, «дорожная карта» будет готова в конце февраля 2019 года», — прокомментировали в Минэкономики Крыма.

«Таврида» — будущая главная транспортная артерия Крыма – соединит восток и запад полуострова. Четырехполосная магистраль длиной 250,75 км от Керчи до Севастополя включит в себя 18 транспортных развязок и 123 искусственных сооружения. Пропускная способность трассы составит 40 тысяч единиц транспорта в сутки.

Возведение трассы разделено на 7 этапов, первые шесть находятся на территории Республики Крым, а седьмой – в административных границах города федерального значения Севастополь. Дорога будет проложена в обход всех крупных населённых пунктов и городов, что даст возможность сохранить экологию и существенно сократить время в пути.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля