Последние новости

Реклама

Мимо не прошёл «Чернобыль»

Необыкновенная дата в нашем календаре – 30 ноября, - в данный день совсем неофициально, без оркестра и речей закончили возведение «Объекта «Укрытие» (саркофага над радиоактивной чашей аварийного энергоблока Чернобыльской атомной станции)

Юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории 28 ноября пришли в музей «Звезда Полынь» на встречу с лидерами общественной организации «Память Чернобыля», которая объединяет в своих рядах всех потерпевших евпаторийцев – ликвидаторов и отселенных, детей и работников МВД…  Юным журналистам о трагедии, которая коснулась всех, рассказали Сергей Николаевич ВАСИЛЬЕВ и Владимир Викторович ШПАЧЕНКО, сообщает издание «Kalamit.info».

Владимир Викторович нам рассказывал про события, участником которых он был лично, в уникальном музее – вокруг лежали документы, личные вещи настоящих спасителей жизни на планете – и поэтому его слова звучали по-особому… Музей открыли в 2012 году, 26 апреля – к новый годовщине аварии на ЧАЭС, однако оказалось, что даже многие школьники города не только не были в музее – они даже не слышали, где он находится.

В Евпатории не случайно так много памятных мест – музей, монумент, «сквер Чернобыльцев».  Во время катастрофы на атомной станции многие горожане своими руками тушили пожары, работали в зоне радиоактивного заражения, а в это время эшелоны (специальные поезда с детьми из отравленных городов и сел) прибывали на наш железнодорожный вокзал…

Один из таких поездов формировал в зоне отселения Сергей Николаевич. Он рассказал нам, как в августе после трагедии почти две недели собирали почти 600 школьников для отправки в евпаторийский знаменитый детский лагерь «Юный ленинец»… Спасенные от неминуемой гибели ребятишки жили в лагере год и более, некоторые даже в армию уходили из пионерлагеря! Остальные, младшие – ждали, пока их родители устроятся на новом месте (например, на Запорожской АЭС, и заберут дочек и сыновей домой). Тысячи евпаторийцев во всех санаториях и лагерях столкнулись с горем чернобыльцев – санитарки и воспитатели, врачи и медсестры заботились о детях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. У детей были и вещи, привезенные с собой…

Сергей Николаевич вспомнил об одном случае в Чернобыльской зоне – у школы в селе в Киевской области росла роскошная яблоня с удивительно красивыми плодами. Рука сама к ним тянулась на августовском солнцепеке. И тут раздался голос старенькой бабушки – местной жительницы: «Не рвите яблок, сынки – вон стоит грузовик на площади, там раздают то, что можно кушать, а здесь ничего есть нельзя!»

Сейчас всего в Крыму – 10 тысяч200 человек из разных категорий чернобыльцев, а в Евпатории - 600 человек. У них одна организация – горе нельзя разделить на категории. Почти  300 человек -  ликвидаторы и из них 100 человек - инвалиды. В прошлом году нам давал интервью один из чернобыльцев. Сегодня его с нами нет… Осталась память о нем, и удостоверение с молодым человеком на снимке с именем – ВЛАДИМИР ГЕРЕНБУРГ.

В минувшую субботу юнкорам рассказывал о своих месяцах службы в Чернобыльской зоне Владимир Викторович. Ему в 1987 году было всего двадцать один, он только что вернулся из армии и женился… И вот – вызов в военкомат, сбор семидесяти крымчан в Симферополе, путь в Одессу – и граница тридцатикилометровой зоны отселения от ЧАЭС. Село Старые Соколы, рядом – воинская часть. Ежедневно – поездки на автомобиле радиационной службы в Чернобыль. Когда – один раз, чаще – четыре рейса в день…

Очень быстро сержанту-автомобилисту Шпаченко присвоили звание старшины. В апреле 1987 года в Киевской области лежал снег! Владимир Викторович был там до июня. Прошло двадцать семь лет – все это время с ним постоянные головные боли, на евпаторийский пляж он выходит, только если нет солнца – несколько лет появление на крымской жаре в любом месте заканчивалось приступом тошноты, головокружения. После возвращения домой Владимир Викторович почти год не мог нормально разговаривать – если говорил пять минут, пропадал голос.

У него осталось много ярких воспоминаний. Однажды солдаты наловили рыбы в ближайшем озере – проверили добычу дозиметром – все было в норме. Сварили уху с местной картошкой, и весь котелок пришлось выбросить – пища была радиоактивной. В солдатском клубе показывали новые хорошие кинофильмы – однако смотреть было невозможно из-за неумолкающего кашля солдат…

Нам показали дозиметры и специальные повязки-лепестки. В апреле на морозном воздухе марлевые лепестки становились мокрыми почти сразу – и не спасали от заражения людей. Военнослужащих хорошо кормили, кроме каши на завтрак, например, давали два вареных яйца, большую порцию масла и консервы  «сардина в томате», однако в 1987 году даже учёные не знали, чем, кроме хорошего питания, можно помочь ликвидаторам последствий аварии.  Был план заново запустить АЭС…

Страшный радиационный фон покрывал не всю площадь – очаги смертельной опасности сменялись относительно чистыми участками. Труба на атомной станции «дышала» ядовитыми парами – никто не мог предугадать, куда ветер понесет невидимую смерть. У Владимира Викторовича были советские электронные часы – они служили настоящим дозиметром. Если фон повышался – часы останавливались (японская электроника ломалась навсегда), а потом их необходимо было заново запускать. Был случай, когда специальные японские роботы отказались работать в месте, где трудились люди-ликвидаторы.

Только люди могли спасти мир от ядерной чумы – и они это сделали. Они заплатили своими жизнями и здоровьем – мимо Чернобыль не прошёл, катастрофа «зацепила» всех…

О подвиге чернобыльцев необходимо знать и помнить. Об угрозе для всего человечества необходимо знать. Об евпаторийском особом вкладе помощи пострадавшим обязательно надо говорить. Недавно в Евпаторию приезжали чернобыльцы из других городов России – из Новосибирска, Уфы. Они удивлялись, как сохраняют память о народном подвиге в Евпатории, таких музеев, памятников нигде раньше не видели. Молодежь города также должна знать, кому мы обязаны безопасностью и своей жизнью. Весной исполнится тридцать лет со времени катастрофы – однако тень угрозы над Землей не пропала. Чернобыль – напоминание о том, что есть проблемы, какие касаются всех без исключения. Ядерная угроза – главная экологическая проблема человечества.

В понедельник, 30 ноября, произойдёт возложение цветов к памятнику в сквере Чернобыльцев. Многие евпаторийцы причастны к этой знаменательной дате.

Записала интервью Анастасия КАЛМЫКОВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, МБОУ СШ №12

Фото А. Бондаря.



Тоже важно:

Дата: 30 ноября 2015 | Разделы: События
30 ноября 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля