Последние новости

Реклама

Решение правительства Казахстана отказаться от валютного коридора и ввести свободно плавающий обменный курс привело к резкому обесцениванию тенге. Власти призывают население готовиться к непростым временам и обещают жёстко пресекать попытки дестабилизации обстановки в стране.
КАК И ВСЕ подобные нововведения, нынешнее решение казахстанского кабмина отпустить курс национальной валюты готовилось в обстановке повышенной секретности. Пережив одномоментную девальвацию в феврале прошлого года, когда тенге подешевел сразу на 19 процентов, страна успокоилась и не ожидала новых скачков. Этому способствовали заявления властей. В конце апреля, сразу после президентских выборов, Нурсултан Назарбаев утверждал, что резких движений курса в ближайшие месяцы не будет. Совсем недавно это повторил глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, суливший стабильность курса тенге, по крайней мере, до нового года.

Снижение нефтяных цен ниже 50 долларов за баррель не оставило камня на камне от этих обещаний. 19 августа на специально созванном совещании Назарбаев призвал членов правительства адаптироваться к низким ценам на нефть. «В предыдущие годы мы много строили, увеличивали штаты и уровень заработной платы. Тем Не Менее сейчас наблюдается недостаток средств, в связи с этим расходы на новые проекты будут строго ограничены возможностями расширения доходной базы», — заявил он. Кроме того, президент поручил кабинету министров и Нацбанку «в кратчайшие сроки» подготовить план мер по обеспечению экономического роста и проработать меры валютной политики в сложившихся условиях.

Сроки и впрямь оказались кратчайшими. Утром следующего дня премьер-министр Карим Масимов объявил о переходе к новой денежно-кредитной политике, основанной на введении свободно плавающего обменного курса. Как пояснили в правительстве, отныне курс будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения, а Нацбанк не будет вмешиваться в данный процесс.

Чуть позже на созванной пресс-конференции глава кабинета министров попытался разъяснить предпосылки этих мер. По словам Масимова, промежуток времени высоких цен на нефть и металлы закончился и в ближайшие годы Казахстану придётся жить в другой экономической ситуации. «Если бы правительство и Национальный банк ничего не делали… а все проблемы решали за счёт того, чтобы «пилить» резервный национальный фонд, то в конечном итоге Казахстан ожидал бы дефолт», — отметил он. Премьер добавил, что худшие времена ещё могут наступить, поэтому власти приняли решение не трогать валютные резервы.

Рынок отреагировал на шаги правительства моментально.

20 августа курс национальной валюты обрушился более чем на треть — со 188 до 255 тенге за доллар. Во избежание паники большинство обменных пунктов закрылось, население ждёт очередного скачка цен на товары первой необходимости. В кабинете министров обещают принять меры по поддержке социально уязвимых слоёв и недопущению «необоснованного роста цен». Тем Не Менее, судя по заявлениям того же Масимова, режим экономии затронет и социальные программы. «В более долгосрочном периоде, я считаю, у товара должна быть рыночная цена, и только рынок может определять, какова стоимость этого продукта», — подчеркнул он, говоря о борьбе с ценовым всплеском.

Смогут ли жёсткие меры казахстанских властей решить экономические проблемы? В правительстве отвечают на данный вопрос утвердительно. «Формирование обменного курса без вмешательства со стороны государства создаст необходимые предпосылки для восстановления экономического роста, повышения кредитной и инвестиционной активности, создания новых рабочих мест и снижения инфляции до 3—4 процентов в среднесрочной перспективе», — заявил К. Масимов. Очевидно, тем не менее, что данные шаги не помогут казахстанской экономике преодолеть сильнейший сырьевой крен. Между тем именно зависимость от нефтяных цен привела к нынешнему кризису. В последние годы доля «чёрного золота» составляла 65—70 процентов в общем объёме казахстанского экспорта. Что касается госбюджета, то он почти наполовину формировался за счёт доходов от нефтяной отрасли.

Вместе с тем о диверсификации экономики и снижении зависимости от продажи сырья в стране никто всерьёз не говорит. Таким образом, нынешние меры казахстанских властей в состоянии лишь отчасти сгладить ущерб от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Население в этих условиях ждёт неминуемое падение уровня жизни. Руководство Казахстана прекрасно отдаёт себе в этом отчёт. Как и в том, что обеднение жителей приведёт к росту социальной напряжённости. Тем Не Менее на все попытки протестов власти обещают реагировать предельно жёстко. В ходе встречи с представителями бизнеса президент Назарбаев пообещал пресекать любые попытки дестабилизировать ситуацию. «Могут быть люди, какие станут шантажировать банки, кричать-орать на перекрёстках — таких людей будем пресекать, я авторитетно всем заявляю», — пригрозил он.

Речь о наказании тех, кто виновен в сырьевой зависимости Казахстана, при этом, естественно, не идёт. Как обычно, при капитализме «крайним» остаётся народ, и нынешний кризис — не исключение.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля