Последние новости

Реклама

В.В. Кумин: «Мы обязаны переосмыслить государственную экономическую политику, так крах старого курса уже стал очевидным»

16 июня на пленарном заседании Госдумы дважды выступил депутат фракции КПРФ В.В. Кумин по Проекту постановления Государственной Думы «О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2014 год».
- Уважаемые коллеги!

В минувшем году мы стали свидетелями провала Кудринской политики выталкивания российских заемщиков, в первую очередь крупнейших государственных банков и компаний, на внешние долговые рынки для финансирования инвестиционных программ. Длительная аккумуляция валютных рисков привела к тому, что наши компании оказались уязвимыми к санкциям, что только спровоцировало их введение и привело к разбалансировке финансовой политики в стране. Теперь вместо того, чтобы использовать низкий уровень государственного долга как резерв для развития, мы вынуждены передавать деньги банкам для решения проблем российских заемщиков, а малый бизнес фактически вытесняется с кредитного рынка.

Сегодня девальвация рубля и сохранение режима введенных санкций – это свершившийся факт, от которого необходимо отталкиваться, выстраивая свою политику на среднесрочную перспективу. Поэтому усилия государственной власти должны быть направлены не на возвращение экономики к прежнему состоянию стагнации, при котором темпы её роста постоянно снижались, и уж тем более мы не должны идти на неоправданные уступки, надеясь на благосклонность тех, кто данные меры вводил. Напротив, мы должны с максимальным эффектом использовать сложившиеся обстоятельства для решительного обновления структуры экономики, при этом жестко и последовательно отстаивая национальные интересы. Для этого Банку России совместно с Правительством и законодательной властью предстоит доводить до ума существующие механизмы поддержки экономики, какие сегодня не слишком эффективны, и внедрять новые при необходимости, а также повышать её уровень суверенитета и устойчивости к внешним воздействиям.

Пример Греции наглядно говорит, что путь бездумного сокращения государственных расходов является тупиковым. Должны урезаться только неэффективные статьи бюджета, а ключевые госпрограммы, способствующие импортозамещению, развитию производства продукции инвестиционного назначения, должны не только быть защищены, но и расширены, ведь секвестр ставит под угрозу срыва планы их реализации, что отбросит страну назад. Необходимо осознавать, что сегодня без государственной поддержки крупных проектов ни национальный, ни, тем более международный бизнес в них не пойдет.

Проектное финансирование до сих пор буксует из-за некомпетентности Правительства, хотя Банк России открыл лимиты по этим операциям свыше года назад. Эффективность государственных институтов развития также под вопросом: Внешэкономбанк показал убыток в 250 миллиардов рублей по итогам года, Россельхозбанк также регулярно приходит за докапитализацией. Очевидно, что необходимо вводить жесткий контроль и повышать ответственность руководства за результат, что дальнейшая раздача денег без контроля приведет лишь к увеличению потерь подобных институтов.

Крайне важно продолжить поступательные шаги на международной арене, для чего необходимо расширять наше участие в деятельности региональных институтов развития, вырабатывать резервные механизмы обмена финансовыми сообщениями, стимулировать переход на рублевые расчеты и использование валютных свопов, инициировать создание элементов альтернативной финансовой системы, в том числе товарных бирж, принимать совместные меры по снижению зависимости национальных систем от односторонних шагов финансовых властей США. Коллективный ответ на меры будет гораздо эффективнее и убедительнее индивидуального. Следует рассмотреть возможность и условия формирования валютного союза на базе Евразийского экономического союза, расширить участие и повысить степень взаимодействия в рамках иных интеграционных объединений.

В целом, сегодня мы обязаны переосмыслить государственную экономическую политику, что крах старого курса уже стал очевидным, и сделать ставку на использование внутренних резервов в сочетании с продуманной промышленной политикой, а не полагаться на иностранные кредиты и улучшение внешней конъюнктуры.

В связи с изложенным, было бы неправильным перекладывать на Центральный банк ответственность за просчеты в работе Правительства, которое слишком часто игнорирует наши рекомендации и судя по всему просто не готово к новому курсу. В то же время, Банк России в целом демонстрирует стремление к переосмыслению своей политики, внутреннюю готовность к изменениям, в связи с чем фракция КПРФ настроена на продолжение плодотворного сотрудничества для решения проблем, стоящих перед Россией, и предлагает с учетом изложенного принять Годовой отчет Центрального банка к сведению.

***

Содоклад Комитета Государственной Думы по финансовому рынку

- Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Банка России!

Государственная Дума при рассмотрении Годового отчета Центрального банка доработала хорошо зарекомендовавшую себя в прошлом году процедуру, создав Рабочую группу, которая в ходе пяти заседаний подробно изучила результаты деятельности Банка России и обсудила перспективы на будущее. По итогам этой работы было подготовлено исчерпывающее заключение на Годовой отчет Центрального банка, поддержанное Комитетами - соисполнителями. Ввиду дефицита времени я желал бы обратить ваше внимание только на основные моменты из данного документа.

Реализация денежно-кредитной политики в 2014 году проходила в сложных, быстро меняющихся условиях, когда для ответа на возникающие вызовы финансовым властям требовалось принимать оперативные, зачастую нестандартные решения. Стремительное падение цен на основные товары отечественного экспорта и ограничение доступа российских заемщиков к внешним рынкам изменили фундаментальные условия на валютном рынке, в результате чего удержать прежний уровень курса рубля уже не представлялось возможным.

Переход к плавающему режиму валютного курса был вынужденным, но необходимым шагом, что позволил смягчить последствия от изменения внешних условий как для экспортеров, так и для бюджета страны. Переход сопровождался повышенной нервозностью участников рынка, которая приводила к большим колебаниям стоимости национальной валюты, а инструментарий Банка России, в том числе в виде механизмов предоставления валютной ликвидности, не сразу был откалиброван должным образом. В частности, пик ослабления рубля наблюдался уже после повышения Банком России ставки до 17%, во многом вследствие запоздалых действий Правительства по координации политики крупнейших государственных экспортеров, придерживавших либо необоснованно накапливавших валюту.

Важным следствием ослабления рубля стал взлет потребительской инфляции, которая по итогам года составила 11,4%. Банк России в условиях роста инфляционных ожиданий и угрозы финансовой стабильности был вынужден 6 раз повышать уровень ключевой ставки в совокупности на 11,5%. Кроме того, Банк России совместно с Правительством реализовывал комплекс мер по поддержке финансового сектора.

Вместе с тем, как только наиболее острый промежуток времени финансового кризиса остался позади, Банк Россия начал последовательное снижение уровня ставок, а рубль снова стал укрепляться.

Темпы роста ВВП в отчетном периоде сократились до 0,6%, а в текущем году они стали отрицательными. Настораживает спад в обрабатывающих отраслях, который в апреле достигнул 7,2%. Инвестиционные процессы все чаще сдерживались высоким уровнем стоимости заемных средств на фоне низкой рентабельности.

Преодоление кризисных явлений потребует совместных, скоординированных усилий со стороны Правительства, законодательной власти и Банка России, для чего предстоит гибко подстраивать архитектуру финансовой системы и механизмы государственного управления под реализацию конкретных задач развития экономики. В частности, необходимо уделить особое внимание развитию специализированных инструментов поддержки отдельных отраслей для структурного обновления экономики. При этом Правительством должны быть созданы механизмы контроля в отношении целевого характера и эффективности использования средств, получаемых нефинансовыми организациями в рамках программ льготного кредитования, и установлена персональная ответственность их менеджмента. Также в условиях сохраняющихся санкций возрастает актуальность решения задачи замещения внешних займов внутренними рублевыми кредитами и повышения доступности кредитования для малого и среднего бизнеса.

В 2014 году продолжилась реализация политики оздоровления и укрепления банковского сектора. Активно внедрялись риск-ориентированные подходы, какие позволяют на ранней стадии выявлять проблемы в деятельности кредитных организаций. Улучшение методики надзорных процедур позволило вскрыть большее количество проблемных случаев. Но продолжающиеся случаи вывода активов указывают на то, что нужны дополнительные механизмы ответственности руководства и собственников банков. По этому вопросу Комитет считает необходимым инициировать проведение парламентских слушаний осенью этого года.

В 2014 году Банк России продолжил процесс разработки и внедрения подходов, позволяющих осуществлять эффективный надзор и контроль за всеми сегментами финансового рынка. Хотя отчетный промежуток времени стал первым полным годом реализации полномочий мегарегулятора, синергетический эффект от возможности сочетать функции денежно-кредитной политики и банковского надзора с функциями регулирования финансовых рынков уже стал отчетливо заметен, позволил выстраивать целостную систему контроля за рисками в финансовой системе и не допускать регулятивного арбитража.

Односторонние действия международных платежных систем обусловили особую значимость решения задачи по обеспечению бесперебойности расчетов на всей территории страны. Банком России в беспрецедентные сроки была проведена огромная работа в данном направлении. В частности, реализовывались мероприятия по созданию национальной системы платежных карт, а также по предоставлению кредитным организациям дополнительных сервисов по передаче финансовых сообщений на случай их отключения от системы SWIFT.

Вновь, как и в предшествующем году, одним из наиболее эффективных направлений работы Банка России явилось противодействие легализации преступных доходов. За год почти втрое удалось сократить объём сомнительных операций, а количество банков, активно вовлеченных в их проведение, снизилось многократно.

Мероприятия по интеграции Крыма в финансовую систему страны проводились Банком России в тесной координации с Государственной Думой. В кратчайшие сроки были созданы региональные компоненты платежной системы Банка России, восстановлена работоспособность финансовой системы. При этом Комитет отмечает сохранение трудностей, связанных с использованием платежных карт в Крыму.

На протяжении 2014 года Банк России вел активную работу, направленную на увеличение уровня финансовой грамотности, повышал уровень информационной открытости. Важно отметить и растущий исследовательский потенциал Банка России, развитие которого рекомендовалось сделать приоритетным в прошлом году.

Подводя итог рассмотрения Отчета, Комитет призывает Банк России обратить внимание на высказанные замечания с целью их учета в дальнейшей работе и рекомендует Государственной Думе принять к сведению Годовой отчет Банка России за 2014 год.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля