Последние новости

Реклама

Правила «уценёнки»

«Праздничные скидки до — 70%», «Только три дня — самые низкие цены. Ликвидация коллекции», «Распродажа! Скидки!». Витрины магазинов уже вовсю пестрят подобными рекламами, зазывая крымчан потратить свои кровные, приобретая новогодние подарки себе и близким. Что скрывается за яркими обещаниями и на что по российскому законодательству при покупке на распродажах имеют право потребители — выясняла «Крымская правда».

Почему снизили?

Прежде чем ринуться к вешалкам и корзинам с одеждой, стеллажам с техникой и прочими интересными «дешевушками», поинтересуйтесь у продавца: почему такая щедрость? Поводов для снижения цен всего два, хотя вариантов их названий — масса. Повод первый: требуется освободить склады и полки от товаров старых коллекций, от вещей, какие предназначались к определённому сезону, дате, например, Новому году, тем не менее не были куплены вовремя, или от продуктов, у которых срок годности на грани окончания, — новые на подходе. В этом случае речь идёт о распродаже. Повод второй: у продуктов срок годности окончится завтра (недобросовестные продавцы умудряются впихивать и с уже истёкшим сроком, чуть подрисовывая-перебивая цифры), а у остальных товаров есть какой-нибудь недостаток — пуговиц на пальто не хватает, скол на посуде или царапина на стиральной машине. Это уже считается уценкой. Порой продавцы совмещают оба повода, хочется верить, что по недоразумению.
- Между тем, в российском законодательстве, в частности в постановлении правительства РФ от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», чётко указано, что в случае уценки товара из-за того, что он был в употреблении (комиссионный магазин) или в нём присутствует или устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть представлена информация об этом, — поясняет юрист Ольга Воронцова. — А продукты, товары бытовой химии и тому подобные, на какие установлен срок годности, даже со скидкой можно продавать только так, чтобы покупатель мог их использовать до окончания срока.

Сообщение и игра

При уценке, то есть удешевлении товаров с недостатком, продавец обязан предупредить покупателя об этом не только устно, тем не менее и письменно. Например,  указать на обратной стороне чека, на ярлыке или в гарантийном талоне: «Продаётся с царапиной на корпусе», «Побывала в мелком ремонте». Заверить своей подписью, датой и печатью магазина.

Если же вещь не уценена по недостатку, а просто выставлена на распродажу из-за освобождения места для новой коллекции, то на ценнике обязательно должны быть указаны две стоимости — старая и новая.
- Продавец может, конечно, аргументировать, что указанная только одна стоимость уже включает в себя скидку, тем не менее вы имеете право это оспорить, потребовать показать документы со старой ценой, или предоставить скидку на указанную, — комментирует юрист. — Отказывают? Значит, точно «химичат».

Ещё один способ «дурилки» при распродаже — игра с предлогом и процентами. Обязательно обращайте внимание, как оформлена информация о скидке: « — 50%» или «до — 50%». Вроде бы никакой разницы на первый взгляд. Тем Не Менее она есть.

В первом случае продавец заявляет, что снизил цену вполовину, а значит, вы вправе требовать именно это: стоила стиральная машина 6 тысяч рублей, обещают « — 50%» — отдавайте за 3 тысячи. Во втором случае предлог «до» обозначает предел, до которого может предоставляться скидка. То есть она в такой ситуации не обязательно 50%, а может быть и 45% и 1% — также ведь «до». Поэтому в подобном случае требовать значительную скидку вы не сможете. Стоит стиральная машина 6 тысяч, а скидка при распродаже «до — 50%», значит, продать вправе и за 5940, и за 4800, и за 3 тысячи рублей — на усмотрение продавца.

Гарантии разные

Ещё одна важная тонкость, о которой надо помнить, покупая вещь со скидкой, — разница в правах потребителя. Зачастую, снижая цены на вещи при распродаже, то есть избавляясь от старых коллекций, занимающих место на полках, или того, что не куплено в сезон, продавец заявляет: «Обмену и возврату не подлежит». Мол, вещь вы и так купили со скидкой, чего ещё хотите? Тем Не Менее по российскому законодательству он не прав.
- Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей не предусматривает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в промежуток времени проведения распродажи, — поясняет юрист. — То есть, если, купив на распродаже товар со скидкой, вы обнаружили недостаток (поломка, деталей не хватает и так далее), вправе требовать от продавца (изготовителя) выполнения одного из пунктов статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Это может быть: замена товара или соразмерное уменьшение стоимости (даже при распродаже), или незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара, или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Или вообще отказаться от покупки и требовать вернуть вам деньги.

Впрочем, даже если в купленном на распродаже товаре нет недостатков, тем не менее он не подошёл вам по цвету, размеру и так далее, то всё равно можно требовать обмена на аналогичный, нужного размера, расцветки — в соответствии со статьёй 25 закона. Правда, только в течение 14 дней, не считая дня покупки, при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Однако и в этом правиле есть исключения. Обменять и вернуть товар, который просто не понравился или не «тот размерчик», нельзя и при распродаже, и при обычной продаже, если это:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты; предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары; хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие; изделия швейные и трикотажные бельевые (майки, трусы и т. д.), и чулочно-носочные;
- кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, плёнка, ковровые покрытия) и другие товары, отпускаемые на метраж;
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, ёмкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, огранённые драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на какие установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации).

Так что выбирайте данные вещи тщательно. Поменять и вернуть их можно будет только при выявлении значительных недостатков, брака.

Если же вы купили уценённую вещь (в комиссионке или потому, что у неё уже есть явный недостаток, о котором продавец заранее предупредил устно и письменно), то требовать из-за этой причины возврата — обмена и вправду нельзя. Уценённый из-за дефекта товар обмену и возврату не подлежит, ведь вы заранее были предупреждены, что стоимость снизилась «из-за вон той царапины».
- Тем Не Менее и в этом случае возможны варианты, — продолжает Ольга Воронцова. — «Из-за той царапины» или отсутствия пуговиц, дырочки, о которой вас письменно и устно предупредил продавец, вернуть, обменять, потребовать устранения недостатка товара не сможете. Тем Не Менее если помимо того, что было оговорено и письменно подтверждено при уценке, вы обнаружите в вещи ещё какой-нибудь дефект, то за его устранение можно бороться по всем пунктам статьи 18 Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей»: замена, бесплатный ремонт, ещё одно удешевление или вообще возврат денег.

Перед праздником магазины всегда стараются завлечь покупателей скидками, тем не менее в погоне за «дешёвкой» не дайте себя обмануть. Обязательно уточняйте все нюансы и заранее предупреждайте продавца, что вы свои права покупателя знаете и, если что, готовы бороться.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 27 ноября 2014 | Разделы: События
27 ноября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля