Последние новости

Реклама

Как крымчанин стал одним из лучших асов Советского Союза

Аметхан Султан – два раза Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР и Почётный лётчик Франции. Его имя стало легендой ещё при жизни. В годы Великой Отечественной войны он вошёл в десятку лучших асов, а в мирное время стал испытателем новой авиационной и космической техники, пишет издание «Крымская газета».

Имя Аметхана Султана написано на стеле авиасалона в Ле-Бурже (Франция) с пометкой «Лётчик от Бога». Как обычному мальчишке из Алупки удалось достичь таких высот (в прямом и переносном смысле этого слова), узнавала «Крымская газета».

Во имя Победы

Аметхан Султан родился 25 октября 1920 года в Большой Ялте. Его отец – выходец из Дагестана, мать – крымская татарка. С самого детства Аметхан мечтал о небе, поражаясь, с какой грациозной лёгкостью самолёты кружат над Ай-Петри. Окончив школу, парень поступил в железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в местном аэроклубе. Далее учился в Качинской школе военных лётчиков, из которой в 1940 году вышел в звании младшего лейтенанта.

Истребительный полк Аметхана встретил Великую Отечественную в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первых дней войны. Осенью 1941 года он воевал под Ростовом. После тяжёлых потерь полк перебросили в Ярославль. Вражеские войска ещё не дошли до города, но вовсю бомбили его. Дело в том, что именно в Ярославле располагался единственный в Союзе завод, выпускавший покрышки для всех типов самолётов. Уничтожив его, фашистское командование надеялось парализовать все авиазаводы страны.

Взлетев ранним утром 31 мая, Аметхан встретил немецкий «юнкерс». Он вступил в бой, но противник умело маневрировал и уходил от огня. Израсходовав все боеприпасы, советский лётчик пошёл на таран. Его самолёт застрял во вражеском, но он смог выбраться из кабины и приземлиться, воспользовавшись парашютом. «Юнкерс» же упал на окраине города. Двое лётчиков попали в плен, двое погибли при падении. За данный подвиг Аметхан Султан был награждён орденом Ленина. Он стал настоящей легендой, а противники начали узнавать его «по полёту», именуя по рации не иначе как «чёрным дьяволом».

В это время советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были в нём собраны, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза. В состав элитного подразделения вошёл и Аметхан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «яках», «чайках», ленд-лизовских «харрикейнах» и «аэрокобрах»… Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало. Летом 1943 года капитану Аметхану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза. А в январе 1944-го он и его боевой товарищ Иван Борисов сумели захватить самолёт противника, вынудив гитлеровского пилота сесть на советский аэродром.

Свой последний самолёт Аметхан сбил над Берлином в апреле 1945-го, а в июне того же года  стал два раза Героем Советского Союза. Всего за годы войны он совершил 603 боевых вылета, сбив лично и в составе группы 49 самолётов противника.

Место подвигу

После Победы Аметхан нашёл себя, став лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За годы работы в ЛИИ крымчанин стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной авиатехники, с честью выходя из любых нештатных ситуаций. Как сказал классик, в жизни всегда есть место подвигу. И два раза Герой СССР его нашёл даже в мирное время. 12 ноября 1958 года на самолёте МиГ — 15УТИ, в котором находились Султан и его постоянный напарник – испытатель Валерий Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта был пробит бак, а Головин оказался зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин. В любую секунду мог вспыхнуть пожар. Тогда руководитель полётов приказал Аметхану покинуть самолёт. Но оставить напарника лётчик не мог. В невероятных условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва Аметхан Султан посадил самолёт, сумев спасти и товарища, и машину.

Всего крымский лётчик за свою карьеру налетал более четырёх тыс. часов и освоил порядка сотни самолётов. Он трагически погиб 1 февраля 1971 года во время испытаний  бомбардировщика Ту — 16. Сегодня памятники ему установлены в Алупке, Киеве, Махачкале, Ярославле, его имя носят улицы в Волгограде, подмосковном Жуковском, одна из площадей Симферополя и даже малая планета. Но самого Аметхана Султана это едва ли бы обрадовало: он не любил почестей, он любил небо.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля